На седьмом веке Траяна

Николай Михайлович Новиков
НА СЕДЬМОМ ВЕКЕ ТРАЯНЬЕМ

В "Слове о полку Игореве" имеются загадочные строки: На седьмом веке Трояни (Траяне) вторжеся  (вторгся) Всеславу жребий о деянии (деяви цю)любом.

 Всеслав (Великий Киевский князь) людей судил, князьям города рядил (распределял), а сам в ночи волком рыскал: из Киева дорыскивал до кур Тьмутороканя".

Согласно Тюркскому словарю слово "кур" означает "горный,возвышенный".
Тьмуторокань или Тьмутаракань, это бывший  древнегреческий город - полис Тмататарх), ныне местность на Таманском полуострове.

И далее ещё одна загадочная строка: "Великому Хръсови волком путь перерыскивал". 
 
В исторических хрониках  имеются упоминая о том, что древние славяне до принятия новой веры христианства почитали  божество Трояна. Он изображался в виде кумира, имевшего три лица на одном туловище. И носил название  Троян или Триглав.

По-видимому, кумир олицетворял одну из ипостасей мира – Время. Время имеет три составляющие компоненты – Будущее, Настоящее и Прошлое.

Атрибутами Трояна  были чёрный конь и громадный меч.
Кроме этого у древних славян имелось божество Святовид или Святовет. Его изображали с четырьмя лицами на одном туловище. Атрибутами его были белый конь и громадный меч.

Четвёртой компонентой, связанной со Временем возможно был элемент Разума.
Недаром из глубокой древности пришло слово «человек». Оно состоит из двух слов «чело»- лоб или лицо, «век» -столетие, время. Чело- век это Лицо Времени.

Святовет (божество - кумир) состоит из двух слов. Из первого слова – "свят" (святой)  и второго слова "вет" - время.

Значение слова «вет» можно уяснить из древнего сохранившего корень слова – ветхий, т.е. прошедший во времени.

Да  при встрече с друзьями мы часто говорим  – привет. Слово состоит из «при» - при(шедшему) и «вет»- времени.

Даже в пришедшем из древности слове  «рассвет» - первое означает древнее название Солнца –«Ра»  и «свет».

А само слово «свет» это «струящееся время»  или светящееся Время.

Солнца (древнее Ра) приходит свет и означает «Ра- Свет». 
Как и Радуга - Дуга Солнца. "Ра" так называлось славянами в древности Солнце.
 
В этом случае используется обожествление Времени и Светила.
Наступает с рассветом Время Светила.

В строках древней поэмы содержатся созвучные строки о том, что «… на седьмом веке Траяньем (Трояньем) выпал князю жребий о деянии любом и  опёршись  стременами о коня поскакал, прикоснулся  скипетром (стружием) престола Киевского.

Здесь говорится о вполне определённом времени и определённом деянии.
Первые издатели «Слова»  не смогли правильно прочитать «деяние любо» и заменили его на «девицу любимую».

Да и многим помнятся  слова песни: «Любо, братцы, любо, любо братцы жить.  С нашим атаманом не приходится тужить…».

Словари  утверждают,  что значение слова «любо» -по нраву, угодно, пригоже.                Если же принять в отсчёте времени древнее божество Трояна, с его тремя ипостасями, то как-то нелепо и нереально будет называть век трёхликим.
Поэтому версия о привлечении древнего кумира для отсчёта времени не выдерживает критики.

А какие реальные Траяны могли существовать в древнее время и почему мог в качестве временной вехи указывать на него автор?

Вехи истории могли фиксироваться  по двум временным отсчётам времени по Византийскому и по Римскому. Византийское летоисчисления имело более древнюю основу начала отсчёта. Римское летоисчисление отличалось от Византийского на 5508 лет, и брало за точку отсчёта Времени - рождение Иисуса Христа.
 
При попытке отыскать во временном интервале от I до VII века римского летоисчисления Траяна  мы действительно встречаем тому подтверждение. Существовал в этом историческом отрезке времени в I веке н.э. император Траян. Это знаменитейший император Римской империи. При нём Римская империя переживала «золотой век».

Но какое влияние он мог оказывать на земли славян и как он мог стать известным в этих краях  мы рассмотрим.

В начале своего правления он предпринял поход по Дунаю. А там как известно издревле  проживали дудины, славянские племена.

Проживавший там народ отчаянно сопротивлялся.  В период правления предшественника Траяна Домициана были завоёваны юго-западные земли Германии и на них были заселены другие национальности – римские колонисты. Жившим на тех землях народам приходилось уходить  восточнее по Дунаю.
 
Там начинались земли сармат. И находилась столица  сармат или даков  в римской транскрипции Сармизегетуза. Конечно если бы точно перевести это слово, то было бы точнее определить столица это даков или сармат.

Первое слово в названии столицы указывает на сармат.

Сарматы , даки и германское племя маркоманны совмесно выступили против императора -завоевателя Траяна под руководством Децебала. Он возглавил оборону земель и защиту столицы Сармизегетузы.

Первое слово явно указывает, что это столичный город сармат, у которых со славянами был общая словесность (язык).

Но император Траян сумел захватить земли по всему Дунаю и заселить туда выходцев из Римской империи.

В 105 году н.э. дунайские племена подняли восстание, но потерпели поражение.

 Некоторые сведения можно почерпнуть из книги «История древнего мира» под. ред. проф.А.Г. Бокщанина  М. Просвещение 1982 С. 353

 « В начале следующего 106 года Траян ,  сконцентрировав ещё более крупные военные силы на Дунае, вторгся в Дакию.  Ломая сопротивление дакийских (дунайских Н.Н.) дружин, армия Траяна подошла к Сармизегетузе (вероятно столице сармат и дакийцев, живших по Дунаю-Н.Н.). Население города в большинстве предпочло смерть рабству. Тысячи людей покончили жизнь самоубийством. (Вождь) Децебал пытался укрыться в горах, но когда некоторые из дакийских вождей выдали его убежище  дакийский (дунайский) царь покончил с собой. Дакия была превращена в римскую провинцию».

Явно видим, как все земли по Дунаю были захвачены и заселены выходцами из римской империи, которые пользовались новым летоисчислением не от сотворения мира, от рождения Иисуса Христа.

«Завоевав Дакию (Придунавье –Н.Н.) и выведя в неё многочисленные  колонии ветеранов, а также переселенцев из Италии и западных провинций,  Траян  стал готовиться к новой, ещё более крупной агрессивной войне против Парфянской державы».

 Траян для знати был идеалом правителя, был признан как «лучший» принцепс.
Византийская империя при императоре Траяне достигла наибольшего территориального размера, находилась в зените славы и могущества.
Но после его смерти (114 г.) при его приемнике Адриане сарматы и роксоланы снова стали возвращать назад свои земли.
 
На Дунае издревле проживали и славянские племена. Они известны в исторических хрониках под именем дудины.
 
Историк энциклопедист Василий Никитич Татищев (1686-1750) живший в конце XVII и начале  XVIII века в «Лексиконе Российском Историческом» при описании реки Днестра повествует об этом городе.

«Днестр, река великая, прежде называлась Тирас, начало её в Польской провинции. При устье оного Белгород или Будин.
Прежде река сия была во владении российском, но в нашествие татарское с верховья князья литовские, а к низу татара завладели. По сей Прежде река сия была во владении российском, но в нашествии татарское с верховья князья литовские, а к низу татара завладели.

 По сей реке народ жил по нашим гисториям (историческим документам- Н.Н.) древляне, а по греческим,- тирогеты (тирасгеты –Н.Н.), от реки имянованы».
В дальнейшем эти народы упоминаются не как тирасгеты, а просто геты.
 
Речь идёт о городе, который позднее стал именоваться Белгород- Днестровский .
В «Слове» при описании похода древнего князя Всеслава упоминается местность Дудутки. Не найдено ныне ни одного документа, ни одного селения. Ни одного города с этим названием. Это вероятно нечётко написанное в летописи слово было исправлено в первом издании неверно.

Всего полстолетия назад  под Минском были возведены под старину  кузни, мельницы, гончарни и это место  и было названо Дудутки. Но это просто неудачное название под старину. Точнее назвать Дудинки. Такое название имеет хоть историческую основу.

Есть достоверные сведения, что имеется местность в Сербии. недалеко от резиденции президента и которая называется Дудинки.

В древних хрониках упоминается местность по Дунаю  и называется она Дудинки.

Дудины иногда в летописных источниках упоминаются как дулебы. В «Лексиконе» В.Н. Татищева далее повествуется: «Дулебы, народ славянский, который жил на Дунае, где Волоская  земля. Их как наши,  так и польские обще с ятвягами и язигами упоминают. Владимир Первый, ходя на сербов, их победил. Плиний, видится, их дудинами  имянует».

При описании походов древнего князя Всеслава в поэме говорится: «…тей стременами опёрся о кони, и скочи к граду Киеву, дотронувшись скипетром (стружием)  золотого престола Киевского, отскочи от него лютым зверем в полуночи из Белгорода, растворяясь в синей мгле. Утром же вонзи стрикусы  оттворил ворота Новгорода, расшибив славу Ярослава, проскочи серым волком до Немиги из Дудинок».

Слову «стрикусы» ныне точного значения не найдено. Это либо в значении «вонзив удила», либо вонзив пороки, разбили ворота.

Работающие над первым изданием учёные по-видимому из-за плохого написания ошибочно прочитали  Дудутки вместо Дудинки.
 
Как видим в древности по Дунаю проживали славянские племена. И римский император Траян захватив земли по Дунаю и покорив Дакию, начал заселять туда выходцев из Римской империи.
 
И в это время славяне, там проживающие, вынуждены были принять римское, привнесённое императором Траяном, летоисчисление.

Автор поэмы подчёркивает, что князь Всеслав на 7 веке Траяньем, т.е. римского летоисчисления (от рождения Христа) , перерыскивал – пересекал путь «великому Хорсову».

Можно сделать вывод, что автор использовал  римское, а не византийское летоисчисление.

Литература:

1)История древнего мира. Под редакцией проф. А.Г. Бокщанина
  М. Просвещение 1982 С.353

2) В.Н.Татищев «Избранные произведения». Л. Наука. 1973.С.225

3)Античная география. Географиздат. М.1953.С.225