Смотрим, думаем, читаем...

Наталья Макарова 4
                В этом взрывчатом мире забытой уже тишины,
                где над всеми бессонное время летит безучастно,               
               
                не придется вам пусть никогда
                ждать любимых
                с войны!
                Не придётся вам пусть никогда
                ждать любимых
                напрасно!
                Рядом с бронзой царей,разжиревших на лжи и крови,

                Рядом с бронзой героев, рискнувших собой               
                в одночасье,  должен   выситься  памятник               
               
                Женщине,
                ждущей любви!
                Светлый памятник Женщине,
                ждущей
                обычного счастья…..
                ( Р. Рождественский.)
      Отгремели праздничные салюты, посвящённые 65-летию Великой победы, прошли торжественные митинги, отзвучали приветственные речи в адрес  ветеранов, прошли траурные митинги, посвященные началу войны…
     Но вахта памяти продолжается -  можно спокойно, без суеты,
осмыслить увиденное и услышанное, посидеть в тишине с книгой, посмотреть по телевизору хороший фильм – благо, это стало возможным.
      В канун  памятной и скорбной  даты канал « Россия» показал своим зрителям  замечательный фильм « Вдовий пароход» по одноимённой повести И. Грековой.
      В размеренно – налаженную жизнь жильцов московской коммунальной квартиры внезапно и страшно врывается война.
И всё меняется.       Уходит на фронт Фёдор – муж Анфисы, с которой прожили они шесть лет, как один день, жалея лишь об одном – детей не нажили. Да что уж тут поделаешь – « бесплодная я» - говорит Анфиса мужу при прощании. «Не горюй, может, не убьют меня, ещё свидимся» - отвечает он ей.
        И остаются в квартире одни женщины – такие разные: сварливые,  раздражённые, одинокие, потерявшие мужей, кто в гражданскую, как Капа, кто уже в Отечественную, как Ольга Ивановна, затаившие свою боль, терпеливо несущие тяготы войны и всё же надеющиеся на счастье и   продолжающие бороться с судьбой.
       Уходит на фронт санинструктором Анфиса в надежде встретить там пропавшего без вести  Фёдора и неожиданно встречает там свою любовь.
       Раньше она думала, что любит Федора, -  куда там! Никакого сравнения. Вот с Григорием -  это была любовь! Всё было новое, особое, весь свет менялся, и месяц в окошке не месяц, а белый цветок, и облака вокруг него ангелами. И туда же, стук костылей, как музыка, и дыхание частое в темноте – ну ни у кого такого не было!
       А когда выяснилось, что у Анфисы будет ребёнок, замерла она, потрясенная и виновато - грешная, один на один со своей тайной:  «Не может быть, неплодная я!».
       И потекла её новая жизнь в коммунальной квартире, куда она вернулась из госпиталя наполненная новыми заботами: уходом за ребёнком, работой, тревожным ожиданием мужа с фронта.
        А жизнь в квартире, названной Капой « вдовьим пароходом», потому что в каждой комнате, как в каюте, по вдове, идёт своим чередом – соседки ссорятся, осуждают Анфису, замирают в ожидании действий со стороны вернувшегося с фронта Фёдора. И в этой суете каждая, как бы невзначай, раскрывается. Набожная, не брезгующая  мелкой поживой Капа, рассказывает, как она потеряла трёхлетнего сынишку Ванечку. Я, говорит, молилась на него, а грех на человеческое молиться. Вот и наказал меня бог. Скарлатина задушила. Я его умоляю, что бы жил. А он глазки раскрыл, обхватил меня за шею, прижался, рыднул один раз и кончился, больше у меня детей не было.
         Разве может быть для женщины горе страшнее?
     Грубая, мужиковатая Панька, вызывающая раздражение соседок тем, что привела к себе в комнату сожителя, в сокровенную минуту признаётся ему, контуженному и увечному, что ей хорошо с ним и никому – никому она его в обиду не даст.
       Ольга Ивановна, на которую попытался обратить своё внимание оскорбленный муж Анфисы, Фёдор, решительно пресекает его попытки, но признаётся Анфисе, что с того момента, как она поняла, что нравится Фёдору, была несколько дней счастлива, ибо почувствовала себя женщиной, которую можно любить.
       И даже не очень уважаемая соседками, легкомысленная опереточная артистка Ада Ефимовна, провозгласившая в финале во время скромного женского застолья по случаю окончания войны, после тоста  « За Победу!», тост «За любовь!»,  уже не так раздражает женщин. Они переглядываются, улыбаются и смеются – освобожденно,  радостно, с затаённой надеждой на счастье.
Мир, уставший от вражды, ненависти и страха, спасти может только любовь. Одной ей это под силу.
      Такую версию повести  И. Грековой  создатели фильма предложили зрителям.
      Она немножко разнится с авторским текстом. Но ведь это замечательно: у нас, у зрителей и у читателей, есть повод ещё раз обратиться к тексту повести, перечитать её, обсудить все варианты, что мы уже и делаем у себя в библиотеке. А впереди новые встречи и новые обсуждения –  канал «Россия» показал новую экранизацию повести Э. Казакевича «Звезда». И мы у себя в библиотеке постараемся обновить в памяти читателей ту несколько забытую повесть о подвиге группы разведчиков. Они выполнили задание и погибли. Но каждую весну их души собираются на Родине, за которую они отдали жизни и где и после их гибели долго и печально, с мольбой и надеждой в эфире звучали позывные: «Звезда, Звезда, ответьте Земле!...»
И где в молодом любящем женском сердце долго жила надежда услышать в ответ позывной: «Любимая, я слышу тебя, я люблю, ты верь!..»
Они и сейчас звучат в наших душах для того, чтобы мы не разучились любить, мыслить, помнить.

Июнь, 2010 год.