Мототурист вредит природе или нет?

На фото: начало разрушения Иовского плато Конжака положено.

ПОСТУПИЛ ВОПРОС: Сейчас вот появилось увлечение – гонять по лесу на квадроциклах. А еще лесовозы ездят и все рушат. Такая езда – она уничтожает почву или ей это не вредит?
****************************   

В последние 10-15 лет большое распространение получил мототуризм. Люди, получив мощную технику, стали осваивать ранее труднодоступные места. Для Северного Урала это Конжаковский, Серебрянский Камни, Кваркуш, перевал Дятлова, плато Маньпупунёр и много других мест. Естественно, такой наплыв техники в наши суровые края с очень ранимой экосистемой не оставляет равнодушной определенную часть общества, особенно научную, связанную с биологией и экологией. 
Так приносит моторизованный турист Природе вред или нет?

Главное, с чем соприкасается техника туриста – это почва.
Кратко, почва – это сложное природное образование, которое дает приют древесной, кустарниковой и травянистой растительности, получающие из нее питательные вещества и воду. В почве и на ней развиваются еще грибы, лишайники, мхи, микроорганизмы и многие представители животных. Я уж не говорю о том, что почва, наряду с воздухом и водой, является основой жизни для человека.
Естественное формирование почв происходит веками: идет подбор видов растительности и представителей животного мира, их приспосабливание  друг к другу, формирование корневой системы, лесной подстилки и т.д.

Как видим, почва – это сложная система, в которой происходят различные биохимические и физические процессы.
   
Особую уязвимость испытывают почвы горных лугов, тундр и лесотундр, так как горные почвы имеют очень хрупкую экосистему, эти почвы чрезвычайно ранимы.
 
Колесами техники  разрушается целостность корневой массы, частицы почвы теряют связь между собой  и легко вымываются водой по образовавшейся колее под уклон местности. Вместо почвенного слоя мы на этом месте видим теперь оголенные камни,  так как вместе с удаленной почвой исчезают и растения. Местность с нарушенным  почвенным покровом постепенно заболачивается, становится непригодной для прежних видов растений.

Особенно сильно страдает почвенный покров на  склонах. Нарушение почвы в таких местах приводит к усилению эрозии, водных  стоков и образованию каменистых  россыпей.

В лесной местности техникой нарушается лесная подстилка, подрост деревьев, разбиваются лесные тропы, оголяются корни деревьев, особенно у елей, корни которых располагаются у самой поверхности почвы.

Шум квадроциклов и вездеходов нарушают спокойствие для животного мира, особенно птиц в период образования пар,  гнездования и воспитания молодняка. 

Автомобильная дорога, проложенная вдоль склона Серебрянского Камня и ведущая к Иовскому провалу, позволяет сейчас подняться в горы на транспорте. Если туристы, прибывшие к шлагбауму на автомобилях, оставляют здесь свой транспорт и дальше путь свой в горы совершает пешим порядком, то туристы на квадроциклах минуют знак окольными путями, поднимаются на плато, оставляя после себя изрезанную колесами местность. 

Это удобство для человека отрицательно скажется на сложившееся столетиями в тех местах равновесие экологических систем. Чтобы Природа залечила раны-колеи, которые оставляют варвары-хозяева техники  колесами своих вездеходов и квадроциклов, нужны десятилетия.
 
О том, какой вред Природе Конжаковско-Серебрянскому горному массиву принесет возводимый карьер на Иовском плато, это вообще никакой логике цивилизованного общества не поддается.  Данная часть Конжаковского массива ценна для природного разнообразия. На Иовском плато представлено много высокогорных видов, которые неизбежно пострадают из-за этого карьера. На этом участке представлена особо ценная растительность. В числе редких видов: родиола розовая (знаменитый «золотой корень»), горькуша уральская, занесенные в Красную книгу РФ, ясколка Игошиной из Красной книги Свердловской области и многие другие.

Жаль, что техническая вооруженность человека не подкрепляется его экологической грамотностью, его культурой.
 
ВЫВОД: моторизованный турист – это мощнейший антропогенный фактор, отрицательно влияющий на естественное состояние и развитие Природных экосистем. 
 
                        *************************


Рецензии
"Колесами техники  разрушается целостность корневой массы, частицы почвы теряют связь между собой  и легко вымываются водой по образовавшейся колее под уклон местности. Вместо почвенного слоя мы на этом месте видим теперь оголенные камни,  так как вместе с удаленной почвой исчезают и растения. Местность с нарушенным  почвенным покровом постепенно заболачивается, становится непригодной для прежних видов растений.

Особенно сильно страдает почвенный покров на  склонах. Нарушение почвы в таких местах приводит к усилению эрозии, водных  стоков и образованию каменистых  россыпей.

В лесной местности техникой нарушается лесная подстилка, подрост деревьев, разбиваются лесные тропы, оголяются корни деревьев, особенно у елей, корни которых располагаются у самой поверхности почвы.

Шум квадроциклов и вездеходов нарушают спокойствие для животного мира, особенно птиц в период образования пар,  гнездования и воспитания молодняка. 

Автомобильная дорога, проложенная вдоль склона Серебрянского Камня и ведущая к Иовскому провалу, позволяет сейчас подняться в горы на транспорте. Если туристы, прибывшие к шлагбауму на автомобилях, оставляют здесь свой транспорт и дальше путь свой в горы совершает пешим порядком, то туристы на квадроциклах минуют знак окольными путями, поднимаются на плато, оставляя после себя изрезанную колесами местность. 

Это удобство для человека отрицательно скажется на сложившееся столетиями в тех местах равновесие экологических систем. Чтобы Природа залечила раны-колеи, которые оставляют варвары-хозяева техники  колесами своих вездеходов и квадроциклов, нужны десятилетия.
 
О том, какой вред Природе Конжаковско-Серебрянскому горному массиву принесет возводимый карьер на Иовском плато, это вообще никакой логике цивилизованного общества не поддается.  Данная часть Конжаковского массива ценна для природного разнообразия. На Иовском плато представлено много высокогорных видов, которые неизбежно пострадают из-за этого карьера. На этом участке представлена особо ценная растительность. В числе редких видов: родиола розовая (знаменитый «золотой корень»), горькуша уральская, занесенные в Красную книгу РФ, ясколка Игошиной из Красной книги Свердловской области и многие другие.

Жаль, что техническая вооруженность человека не подкрепляется его экологической грамотностью, его культурой.
 
ВЫВОД: моторизованный турист – это мощнейший антропогенный фактор, отрицательно влияющий на естественное состояние и развитие Природных экосистем". 

Александр Федорович!

Совершенно с Вами согласен!
И не только такое безобразие творится на Северном Урале, но и по всей России. Полно квадроциклов и в Нефтеюганском районе ХМАО-ЮГРА! Ездят и зимой, и летом! Везде, где вздумается...
О мощной технике нефтяников и энергетиков уж не говорю! Те лес, как траву, косят и всю почву наизнанку выворачивают! Жуткое зрелище после прокладки очередного нефтепровода или ЛЭП!

Владимир Назаров 5   14.06.2017 02:40     Заявить о нарушении
Какой всё-таки человек неряха на ЗЕМЛЕ-КОРМИЛИЦЕ! Какая неблагодарность своей Кормилице!
Все эти примеры - ярчайшее доказательство беспробудной экологической темноты человека.

Александр Меркер   14.06.2017 12:09   Заявить о нарушении