Короткие истории спасения людей на водах

Евгений Куманяев
                Короткие истории спасения людей на водах

Почти за десять лет работы на Водно-Спасательной станции № 3 (Бочмановская) в городе Коломна, не раз и не два был очевидцем и непосредственным участником спасения людей из сложных и опасных случаев, случившихся на водной акватории в разное время года. Вот некоторые из них:

                Лето.

Наша станция расположена на высоком обрыве, левого берега реки Ока в г.Коломна на улице Бочманово дом 15 «а», и рядом с ней мосты через реку, два пляжа, причал пассажирских теплоходов, две детско-юношеские школы по академической гребли, парусная школа. Место катания для отдыхающих на специальных плотах. А ещё не официальные места купания, «камушки», «пьяная горка», «склад песка», «старый мост». И на всё это богатство два – три спасателя на катере. На пляжах конечно тоже есть кому спасать, но они дальше своих буйков не ходят. А люди плавают везде!

На катере нас было двое, я и Слава Швец, когда с проходящего мимо пассажирского теплохода упал в воду человек, за ним ещё, потом ещё, ещё один, всего пять. Твою дивизию!

 Как положено на полном ходу рванули к месту, и вот поднимаем на форпик первого потерпевшего. Он пьян! Второго, тоже готов! Третьего. А первый подполз к краю, свесился вниз, и как торпеда уходит в воду!
Ну, «повезло»!  В нём веса больше центнера! Бедные наши спины!

 Вынимаем этого тюленя, фиксируем к лееру. Не уплывай больше! Пересчитали! У нас в катере трое, в воде ещё два. Подходит другое спасательное судно, Смирнов, дядя Паша, одного вытащил, а  другой за борт держится, но и на судно не поднимается. Чудит!

Сопротивляется, упирается ногами в днище вырывается из наших рук. И всё бы ничего - рано или поздно поднимем, когда чудить надоест, или силы кончатся, но теплоход согласно инструкции, развернулся за своими пассажирами и накатывается на нас, течение и ветер своё дело делают. И настолько он близко к нашим маленьким спасательным судёнышкам, что я рукой его форштевень трогаю. А между его сталью и нашим бортом торчит из воды  пьяная голова. Вот сейчас её размажет по нашему борту, как масло по хлебной корочке, прямо под надписью Спасательный!

Решение приходит мгновенно! С правой, потом с левой по этой наглой морде! И глянув мне в глаза, голова говорит:

- Кто меня сейчас ударил?

Отвечаю:

- Я!

И чудо! Этот мужик лезет к нам в катер сам карабкаясь по борту, перелезает через леер и замирает в наших руках! Фу, спасён!

Передаём всех спасённых обратно на теплоход, в руки матросов и стюардов. Обошлось, все живы остались!

Вот двое молодых людей соревнуясь между собой рванули наперегонки! Ширина нашей Оки четыреста метров, это по прямой, но с учётом сноса течением, ещё больше! И вот доплыв до середины в быстром темпе, устав и сбив дыхание, оба закрутились в панике волчками, хлебнули водицы и уж утонуть хотели, но мы не дали.

Ещё случай. Темнело. На берегу людей почти не осталось. Вдруг поплыла куда-то в сумрак тётенька. Мы к ней, а она уже в панике, темно и берег далеко. И спрашивается, с какой нужды её за приключениями понесло. На берегу муж остался, мангал дымится, коньячок, шашлычок, ну куда поплыла, да ещё в темноту.

Я к ней руки протянул, и почувствовал, что рука моя левая, как в мышеловку попала! Так крепко к себе прижала. Мало того, вцепилась в бицепс зубами, и шепчет сквозь зубы:

- Спасай миленький! Жить так хочется!

Терплю, отвечаю:

- Ты только кости мне не перегрызи! Дотащим!

Зубы разжались, когда тётя ногами дно почувствовала.  А тут муж её:

- Где плаваешь, дура? И что за мужики с тобой?

И хлоп тёте в глаз! Еле уняли ревнивца.

Кайты! Ну, катаются на специальных змеях спортсмены, экипированы всегда. Каски, гидрокостюмы, жилеты. Но всякое бывает. Положил спортсмен свой кайт на песочек, расправил стропы и отошёл. Мальчик лет семи, подошёл, посмотрел, взял в руки стропы и дёрнул их! Чпок! Купол наполнился и у мальчишки только ноги сверкнули! Улетел!  Приземление было жёстким.

Другой мальчик лет пяти, обвязался бутылками и поплыл к буйкам. Бутылки, раз и отвязались! Тут уж я поторопился, нырнул к нему, а ногами лодочку спасательную с напарником и оттолкнул, и отлетела она от меня прилично. Схватил парня, поднял над водой его голову – дыши, а он своей детской ручкой меня за щёку как схватит! Мама дорогая! У меня судорогой весь бок и ногу свело. Лодка далеко, и её ветер отгоняет, берег ближе, пришлось до берега плыть, и терпеть железную хватку детской ручки.  Вышли на берег, рука сама разжалась.

Стоим на вахте, наблюдаем. Вот на правом берегу мужик с рюкзаком к воде подошёл, разделся, вещи в пакет сунул, рюкзак завязал и поплыл. Его сразу на течении закрутило, потащило. Мы к нему. Вытащили. Пьяный конечно. И воды успел нахлебаться. Давление зашкаливает, сердце сейчас выпрыгнет. Передаём его врачам «Скорой помощи». Спрашиваем:

- Что в рюкзаке?

- Малина.

Потрясающе! Забыл дядя, что ему за шестьдесят, чуть вместе с малиной не утонул.

Прямо перед станцией семья на красной надувной лодочке каталась. Мама, папа, сынишка четырёх – пяти лет. На ребёнке спасательный жилет. Накатавшись, все в воду спрыгнули, а обратно подняться не могут. Борта высокие, на корме мотор лодочный и схватиться не за что. Беда. Раз, другой папа сынишку в лодку толкнул, но безрезультатно! Дрейфуют.

Мы уже катер завели, что бы к ним ехать. А глава семьи полез в свою лодочку  через корму, а там, на транце двигатель лодочный поднятый из воды. И у нас на глазах этот мотор плюхается в воду, и прямо на мужика.

Хорошо мы рядом были,  всех спасли: Папу, маму, сына и мотор.Всех!

Попал в аварию катер. Этот пластиковый красавец с управлением не справился и врезался в сваю железнодорожного моста. Ну, врезался и врезался, до берега сто метров не страшно. Но из сваи торчала арматура, которая пробив борт, зафиксировала судно на месте. Усилий двигателя не хватало, стоял катер у сваи как у причала – тихо, но совсем не мирно!

Охранники с моста в громкоговоритель орут! Стрелять обещают. Им разбираться не положено! Им любую угрозу для моста уничтожить надо!  У пассажиров в катерке начинается паника. Врезались по настоящему, реальная  пробоина, очевидная угроза исходит от охранников и до берега не близко. Нет спасения!

И тут мы с Зуевым Романом Георгиевичем, подлетаем, осматриваемся, эвакуируем пассажиров, высаживаем их на берег. Опять подходим к катеру,  цепляем его за нос. Охранники орут, но из-за рёва мотора их голосов не слышно. С первого раза сорвать с арматуры это судёнышко не получилось, второй заход и наконец, срываю с места, и на полном ходу тащу на мелкое место – там точно не утонит, даже если на грунт сядет. На мели и пробоину заделать можно, и на берег вытащить.

Притащил, оборачиваюсь, ёлы-палы! Канат, на котором тащили катерок, порвался, но Георгич схватил его руками и держал, упираясь ногами.
 
  Не бросил он аварийное  судно, держал и терпел! А я назад не смотрел, только вперёд, чувствовал что тащу, сам на мель налететь боялся. А у Георгича характер! Медаль ему дали.

Спортсмены гребцы на соревновании перевернулись. А спортсменам тринадцать лет, зацепились ногами за перевёрнутую лодку, и вынырнуть не могут. Тут наш спасатель Ромка Ульянов, в воду к детям, и там под водой отцепляет их ноги. Живы дети, и Ромке награда на грудь!

В 2014 году это было. Дежурили Женька Степаненко и Андрюха Брысин. Жара, полный пляж, и так по берегу люди к воде идут. Рыбаки на лодочках дремлют, спортсмены-гребцы тренируются, маломерки пролетают.  Тут  из лодочки моторной прямо на ходу вываливаются и пассажир, и судоводитель! Вот как бывает! И не закрутилась эта лодочка,  а пошла по широкой дуге точно в причал гребцов. Как ребята успели среагировать? Но остановили они эту лодку таранным ударом!  Уделали её конечно «под орех»!

Вытащили и этих пьяных потерпевших, в больницу отправили,  их собственным винтом рубануло.  Живы все, а могла лодочка дел натворить! Вовремя остановили! Решительные действия помогли! Герои ребята!

Отпустил хозяин собачку в реку, она и поводок с собой утащила. Зацепился этот поводок за что-то на дне, и могла бы собачка плавать вечно, но заметил это безобразие вахтенный наблюдатель. Не знаю кто больше радовался хозяин или пёсик, один руки жмёт, другой лицо лижет.

На пляже мама с бабушкой в карты играли, а девочка двух – трёх лет в воде прибрежной зоны играла. И как так получилось, что большая тётя, выходя из воды, толкнула и опрокинула ребёнка в воду. Скрылась под водой девочка там, где взрослому по колено, а тётя разлеглась на песочке.  И пляжные спасатели проглядели такое.  Увидели панамку или косынку на волнах отдыхающие и тревогу подняли.

Металась мама с бабушкой по берегу, прижимая к груди платье, тапочки.  Замерли в оцепенении пляжные спасатели! А наши ребята нашли, оживили! И в «Скорую» передали живую!  И врачи потрудились на славу, жива девчонка.  Пляжные, потом на стуле прямо в воде сидели, за людьми наблюдали.

                Осень.
Купающихся осенью конечно нет, моржи не в счёт – эти не тонут, но рыболовов на лодочках гораздо больше. И бороздят они акваторию на разных судёнышках крепких и ветхих, маленьких и больших. Иногда увидишь такой тазик с мотором, страх берёт! Как это вообще на воде держится. Но факт!  Ну и аварии случаются.

Одна пойманная рыба, вторая! Азарт заставляет рыболова поторопиться, и цепляет тройником он свою «надувнушку»! Бух! Воздух покидает носовые баллоны судна. Вынужденное купание в осенней реке. Ничего, спасли. И вещи собрали, и лодку поймали.

Другая лодочка, завертевшись волчком, скинула в холодную воду своего хозяина! И крутилась на месте, не даваясь никому, рыча на полном ходу и сжигая бензин. Аркаша Мазукабзов и Игорь Козырев спасли погибающего рыболова, передали его в карету «Скорой помощи». Жив, только замёрз и испугался! Потом и лодка остановилась, притащили её к причалу.  И ждала она смирная и покорная из больницы своего хозяина.

Налетев на невидимое, на поверхности реки, затопленное бревно, распороли резиновое днище своей лодочки рыболовы. Неожиданно получив свободу под ногами, погрузились с головой в воду сразу оба! Запутались в вещах и снастях! Телогрейки и ватные штаны стесняли движения, не давали людям шанса выжить. Спасли! Тащили их на судно, прикидывая сколько они примерно весят, ну сами девяносто, плюс ватная тёплая одежда, пропитанная водой, в сапогах по полведра! Но вытащили! Спины наши потом болели дня три!

Сидит рыболов в лодочке, рыбу ловит. Смотрит баржа самоходная идёт. Вроде мимо проходит, и успокоился рыбак. А баржа чуток повернулась и бортом на него наехала.

Поднимаю, говорит, глаза, а баржа уже рядом, и её борт железный уже о резиновую лодку трётся.  Затрепетала от такого трения  лодочка, задергалась на якорных канатах, и, перевернувшись вместе с рыбаком,  исчезнув под днищем баржи.

Всё увидел под водой рыболов: Как в кино жизнь свою долгую, и лодку  рваную, и винтов баржи вращение. Потом выкинула его река на поверхность и отдала в наши руки.

Первый лёд! Тонкий, не окрепший! Ночью встал, утром на него уже лезут.  Я сам упрашивал людей не рисковать, подождать немного! Слушались, стояли на берегу,  давши слово на лёд не шли. Но и с берега не уходили.  Вновь прибывших желающих половить останавливали,  досадовали на отсутствие мороза, рассказывали байки, нервно курили. Вдруг на лёд вышел мужик!

 Женька Степоненко и Ромка Ульянов сразу стали натягивать гидрокостюмы! И рыболовы, и спасатели кричали ему: Не ходи, опасно, лед тонкий. Толи не слышал, толи не разобрал, приветливо помахал рукой и провалился под лёд! Туда, его в качель!

Добрался ползком до него Женька, а  вытащить не просто, ломается лёд! Секунда, и Женька рядом с рыбаком в полынье. И стал Женька себе и пострадавшему  дорогу к берегу во льду пробивать. Крушит его своим весом, а от берега к нему Ромка! Отдал страхующие верёвки в руки рыбаков на берегу, и к Женьке на помощь!  Вытащили. Зауважали нас рыболовы, на улице узнают, здороваются.
                Зима.
Многие  думают,  что  зимой спасателям на реке делать нечего. Всё по той же причине, и людей у нас не хватает, все в отпусках, летом то нам отпуска не дают, не понимают, что и ледостав, и ледоход не менее опасны чем летняя жара.  Всё от того, что мы скромно помалкиваем о своей работе, а скупые строки газетных репортажей не отражают всего масштаба нашего труда. Ну, спасли! Ну, хорошо! Конечно хорошо, но за этим «спасли» бесконечные тренировки, обучение, техника и многое другое что скрыто в коротком слове – Спасатели!

Холод, мороз,  лёд толщеной сантиметров тридцать. Безопасно вроде,  но и на таком безопасном люду умудрился рыболов в свою же лунку ногой наступить! Естественно  провалился до самого паха.  Лежит в позе лягушки, товарищи выбраться помогают, но не выходит нога из лунки.  Туда проскочила, задрав штанину, а обратно не идёт. Может сапог в лунку упёрся, может ещё что, не вытаскивается никак.  Звонят нам.

Очень аккуратно бензопилой прошёлся вокруг застрявшей ноги дядя Паша!  Вместе с другими рыболовами, выволокли пострадавшего с глыбой льда. Дали ему монтировку. Освобождайся сам, а то нечаянно ногу сломаем! 
Потом скорая, больница, он до сих пор к нам приходит.

Решил один пенсионер рыбку половить на самом краю полыньи, расчёт у него был такой: У открытой воды рыбы больше. И точно клевать стало чаще, и увлёкся он этим занятием так, что не заметил, как в воду попал. А всё просто, отломился от края пласт льда, наклонился в сторону тяжёлого рыболова и как из самосвала полетел в воду и сам рыболов, и снасти его, и пойманная рыба. Всё!  Стал пенсионер обратно карабкаться, не тут-то было! Встаёт отломанный кусок льдины вертикально, словно стеной загораживая путь к спасению, и не обойти его, не уплыть.  Прибежали друзья, кинули раз  верёвку, другой, нет результата! А время идёт! Не может преодолеть этот участок потерпевший. Вызвали спасателей. Есть у нас в арсенале специальная доска, шесть метров длинной, с верёвочками по всей её длине, чтоб руками держаться.

Прямо в полынью, через отломанный кусок льда, подали эту доску погибающему, и вытащили в секунды.  Жив остался, но долгое пребывание в ледяной воде сказалось на здоровье. Ноги отказали.

Зимой рано темнеет. Звонок, в пяти километрах от станции на льду человек лежит. Приехали на машине. А до него ещё двести метров по чистому, скользкому люду. Как на катке, а мы без коньков! Почти в полной темноте, на разъезжающихся ногах вдвоём тащили на носилках пострадавшего. Пожарные нам помогли, и на обрыв поднять и в машину погрузить. Взаимодействие! Одно дело делаем! Теперь на такие вызовы только на снегоходе с прицепом.  А таких случаев не мало!

Игорь Козырев на снегоходе доставлял к «Скорой» с травмой ноги и в диабетической коме, и очень нетрезвых, и очень уставших.
 
Кайты зимой, зрелище потрясающее! Много, много куполов в небе, и мчатся по ровному льду спортсмены. Не без аварий разумеется. Только смотри. То на берег улетят в кусты и деревья, то об лёд шмякнутся всем телом.

На Крещенских купаниях с восьми вечера и до двух ночи мы медленно покрываемся льдом, и к концу купаний наша одежда похожа на латы рыцарей. И зря думают люди, что просто стоят на берегу и ничего не делают спасатели. Мы в купели много раз залезаем за очками, за тапочками, за полотенцами, часами, телефонами, фотоаппаратами, ключами. В гидрокостюмах конечно.  И в проблемах  помогаем! Окунаясь в купель, теряются в пространстве люди, ведёт их то в сторону куда-то, то назад или вперёд.  Взяв за руки выводим из воды человека!  Бывает,  падают люди с обледеневших трапов,  бывает, ударяются головой об лёд, всякое бывает!

Не открою большого секрета, что на нашей станции единственный в городе и районе спасательный снегоход.  Да! Единственный! А люди,  как и летом в лесу теряются. Пошли на лыжах покататься, стемнело, а они ещё не вернулись.  Может лыжи сломались, может в лесу заблудились, может здоровье подвело. Я, разок на поисках лыжника  по лесу сто шесть километров намотал, дядя Паша на другой день на тридцать больше.  Зима, морозы медлить нельзя, замёрзнут лыжники. Но нашли мы их.

Сколько за эти годы наш снегоход людей из снежного бездорожья, со льда и леса к машинам «Скорой помощи» доставил,  подсчитать не сложно, как пройденные километры, но за этими цифрами жизни людей.

                Весна.
Весна с ледоходом и разливом всегда приходит внезапно. Вот, к примеру, нынешний год. Как ни старались мы как можно ближе к берегу сдвинуть причал, всё равно одна здоровенная льдина, метров триста в ширину и длинной с километр, легко согнув и распластав под собой прибрежные деревья, сдвинула его метров на двадцать, разорвав как нитки тросы и канаты, а соседние причалы и вовсе унесла. Но это так, будничная борьба за выживание.  Льдины постоянно навещают нас весной.

Льдины! На них иногда сидят рыбаки! Плывут мимо как мамонтёнок в мультфильме. По разному их снимали, кого на шлюпке, а кому течение помогало. Закрепим трос к рыболовному шнеку на льдине и к дереву, и течение само легко подтолкнет льдинку к берегу. А рыбаки уж сами с неё прыгают, кто на берег, кто  рядом.
 
Поступил сигнал, что на надувном матрасе сплавляются по Оке двое мужчин. Так и было, сплавлялись. Март, разлив, вода студёная и эти двое на надувном матрасе. Их течением несёт, кружит,  гонит по самому стрежню, а руками грести нельзя – вода обжигает! Чтобы хоть как-то маневрировать, планшетником стали грести! И плыли бы они так в неизвестность долго, пока Аркадий Мазукабзов не прекратил это безобразие.  Вытащил на берег вместе с матрасом. Видео этого дрейфа в интернете найти можно.

Только с матрасом разобрался, плот с восемью мальчишками плывёт. Узенький, маленький плот, дети стояли на нём нос, к носу боясь пошевелиться! И этих Аркадий вытащил на берег. Разломал плот  и долго ещё не мог успокоиться, куда родители смотрят,  сам он тоже отец!

Солнышко пригрело, разливом прибрежные деревья подтопило. И вот на одно из этих деревьев подставив длинную доску, залезли мальчишки. А доска взяла да и упала. Остались мальчики на дереве, как птички сидят на ветке, а под ними водоворотами течение крутит. Роман Георгиевич Зуев и Саша Евсеев сняли их с веток, подойдя на катере.  Передали родителям.

Позвонили! Где-то в районе деревни Шапкино Коломнского района на одном из семи прудов тонет человек. До деревни дольше двадцати километров, одному Богу известно как вёл автомобиль к месту бедствия сквозь пробки и светофоры Бурмистров Сергей Сергеевич. А в это время диспетчер направил на пруды пожарный караул местной части. С целью определить на каком пруду беда случилось. И до приезда спасателей пожарные, осмотрев шесть прудов, нашли это место на седьмом и по рации направили спасателей точно на берег. Оставалось преодолеть двадцать пять метров тонкого льда и студёной воды.

Ещё в дороге одели гидрокостюмы Саша Евсеев и Макс Чижиков, прямо из машины и ползком к погибающему, снова ломание льда чтобы подтащить живого, но потерявшего сознание человека к берегу. Искупались все, и Саша, и Макс, и Сергей Сергеевич, но спасли несчастного от неминуемой гибели. Потом, быстрая доставка по бездорожью к карете «Скорой помощи»,  реанимация и жизнь с новой точки отсчёта.

По Оке проплывали льдины. Дождливо. Диспетчер по телефону орёт: На льдине собака! Местные позвонили! Ждут, когда мы её спасём. Ну, рванули на перерез всем льдинам, а их больше тридцати, и на какой собака? Тут не видно, там не видно! Вот кто-то шевелится, подходим и видим сквозь дождь, как с льдины в тёмную пучину нырнул бобр. Большое, водоплавающее животное! Диспетчер кричит: Местные звонили. Видели, как вы пса спасали, благодарили! Ну, значит спасли.

    На фото наш спасательный катер "Амур"