Про Литву в семнадцатом году

Юрий Игнатюгин
               

          

   Собираясь в Вильнюс я, конечно, известил общественность о своих планах. То есть родителям, сыну и другим родственникам рассказал и на форуме в интернете поделился – еду, мол, посмотреть как оно там. И получил всеобщее неодобрение. Абсолютно все постарались мне сказать, что там не любят русских и вообще они натовцы. А значит шайсе.
   Но, думаю, нужно своими глазами посмотреть, а форумчан и россиян, зашоренных пропагандой, попробую просветить. Но готовился к худшему. Да я уже пару раз проезжал окрестностями Вильнюса и даже ночевал там. В палатке. Пока мой водитель отъезжал продавать ворованный- сэкономленный бензин. Но это была окраина города. А в этот раз мы зарезервировали себе жильё в самом центре. В хостеле.

   Напарник мой приехал в Вильнюс на сборище антипутинистов и, выскочив из машины на центральной площади, оставил мне ключи и адрес хостела.  И был таков! До вечера.
А мне предстояло найти наше жильё и поставить машину на стоянку. Кое-как настроил навигатор и поехал к хостелу. Центр города забит машинами под завязку. Все улицы оказались с односторонним движением и, пока я привыкал, четырежды проехал мимо хостела. Машину негде приткнуть даже на минуту. Не говоря о стоянке на ночь. Но, в конце концов, уехал на другой берег и там, возле торгового центра, поставил машину на парковке. Пятнадцать минут ушло на оплату стоянки. Автомат взял мою евровую монету и замолчал. Множество надписей и символов свели меня с ума. Буквы латинские, а смысла нет. Ни одного знакомого буквосочетания! Ловлю прохожих и прошу помощи по-русски. Молодежь вообще не понимает меня. Тётки понимают, но ни бум-бум в аппарате…. Наконец «он и она» смогли помочь – он «не понимэ» по-русски, но зато она чуток вняла и вместе нажали «птичку» на табло автомата. Мне выпал талон аж до завтрашнего утра! Забрал свой рюкзак-чемодан, и пошел в хостел. Идти чуть больше километра и по мостику через реку. Живопись! Нигде ни соринки, всё зелено. На газонах сидят отдыхающие, а дети резвятся на асфальте. На мосту подал бабушке милостыню. Это была первая и последняя нищая, виденная мной в Литве.
   Навигатор ведет меня от реки в каменные джунгли. И вскоре указывает прибытие. Никаких вывесок нет. Спускаюсь через открытую дверь в подвал и оттуда меня выводит мужчина-продавец мелкооптового склада. – Вот тут Ваш хостел. Набирайте код.
   Достаю бумаги, ищу номер телефона, звоню, мне называют код, жму, жду, опять звоню, двери открываются, и я тащусь пешком на пятый этаж. Так как на лифте висит бумажка с набором слов из которых понимаю только одно nou – не работает. Девице хостельной называю имя и она, найдя его в компьютере, тянет ко мне ладонь – денежки и паспорт. Уверяю её, что Вася оплатил неделю назад. Нет, говорит, деньги давай! Ну, дал. Невелики. Всего двадцать шесть евро за сутки в двухместном номере. И тут же побежал в душ. Заварил лапшу. Перекусил и теперь нужно перетащить василиеву сумку из машины в номер. Девушка порадовала – скоро сменится и можно будет мою машину на освободившееся место приткнуть. Значит, сумка сама доедет. Так оно и вышло. Машину на сутки определил, вещи в номере, можно и город посмотреть, но сон необорим и я прилёг «у койку». Всё-таки сутки безвылазно в машине это многовато. Вздремнул, и на улицы столицы.

   Город неожиданно оказался европейским. Вместо разрухи предсказанной мне россиянами я увидел чистые улицы и умытый народ. Причём, что порадовало, ни одного чёрного, будь то выходец из Африки или Азии, я в этот вечер не увидел. Василий, как уже побывавший в Вильнюсе, пообещал мне, что я не увижу жирных тёток. И я их не увидел! Ни одной. За три дня и в городах Паланга, Клайпеда, Каунас. Ой, вру! Одну видел. Она комически перебегала дорогу на красный свет. Наверняка гостья из солнечного Бурятинска.
   Встречная молодица спросила меня, как пройти к вокзалу и я размотал карту города выданную мне бесплатно(!) в хостеле. Вместе пошли в ту сторону, и она рассказала мне, что приехала из Волковыска. Это под Гродно. Беларусь. Приехала вчера по делам и на автобусе. Но на границе литовцы нашли у водителя сигаретную контрабанду и арестовали транспорт. Пришлось ехать до Вильнюса на такси. Обратно хочет на поезде. Дешевле, без риска и задержек на таможне.
   Вообще поезда по Литве, похоже, не ходят. Уж точно нет их на направлении Риги и Тталлиннаа.
   Часам к девяти явился Василий и мы «посидели» до полуночи. Как он выдержал так долго без сна? Мало того что у него такой ранний подъём на работу, так сразу же после трудового дня мы сутки ехали и большую часть пути рулил он, так ещё и на «шабаше» нужно было слушать и запоминать. А как же! Каспаров там речил и президент Литвы. Правда, давно уже бывший.

     Утром попросил хостельную дежурную нарисовать мне маршрут по осмотру города. И встал «на лыжи». Долго шёл по улице Виленской. Она вся разрыта и в работе. Множество рабочих копают и закапывают, укладывают брусчатку, кстати, совершенно новенькую, и долбят и выкидывают старую. Другие стоят возле экскаватора и насосов, пожарных машин поливающих горы мусора…. В общем, работа кипит! А значит, народ занят, и денежки у города есть. И это был не единичный пример. Много кранов видно с возвышенности. Идёт строительство и ремонт. Реставрируют замки, храмы, и даже возвели почти заново, казалось бы, никчёмушный ныне, бастион 15 века. Добил меня вид огромного здания, по виду ни дать, ни взять как в столице Сибири гостиница недострой. Только в Вильнюсе её потихоньку «грызут» маленькими экскаваторами.  И скоро уже сравняют с землёй. А в центре Новосибирска куча бетона будет стоять вечно.

   Но я уже вышел на центральную площадь и по пути побывал во множестве двориков. Во дворы обязателен вход через арки под домами. Арки украшены и дворики тоже. Там можно найти памятничек, досочку памятную, фонтанчик и даже просто клумбу, деревце…. А на площади несколько дворцов и храмов. Выступает Дом Советов. Туда я вошёл с двумя целями. Посетить про запас туалет, и фотовыставку. Всегда стараюсь не пропустить эти мероприятия. Туалет  подчеркнул – мы в Европе! А выставка просто порадовала национализмом. В прямом смысле. На фотографиях запечатлены только литовцы. Никакой экзотики! Даже китайцев не было.  Хотя эти-то уже везде присутствуют. Вот и в храме православном, оказывается, есть такой в городе, они были. Хинезы эти. Штук тридцать.  Добрые внутри? Иконостас в этой православной церкви совершенно зелёный. Я дождался пока хинезы маленько раздвинулись, и ухитрился сфотографировать его. Хотя попы повесили запрещающую табличку. Жмоты эти русские попы!

   Попросил двух полицейских сфотографироваться со мной. Ожидал отказа, но не дождался и один из них снял другого, типичного литовца, со мной. Бесплатно. Кстати, далеко не во всех странах это можно сделать. Вот в Германии, Испании, Италии точно нельзя. Пробовал. А в Литве можно. Этот «типичный» литовец расспросил меня о жизни в Германии и особенно о чёрных. На вопрос, зачем ему это знать, ответил, что нужно готовиться. Из чего я сделал вывод, что пока Литва живёт небогато и тут нет «гостей», а надежда на лучшую жизнь есть. И значит, АфроАзиаты хлынут и сюда. Полиция без работы не останется.
   Побывал в Бастии. Так у них называется бастион. В подвалах бастиона нашёл несколько невиданных мной в других музеях экспонатов. Но, к сожалению, не смог понять, что же это там такое. Надписи не читаемы, служители в количестве двух штук, тоже не смогли разобрать написанное. Да если бы и прочли, то не смогли бы объяснить. Настолько плох у них русский. А лет им, между тем, далеко за пятьдесят.
   Зато я узнал у них слово спасибо – ачё!
При выходе поинтересовался у кассирши – не чувствует ли она, как русская, гнёта со стороны лабусов? Она с трудом поняла кличку литовцев присвоенную им дальнобойщиками и отрицала всякую дискриминацию. Равная среди равных. Она мне и пояснила что «лабас дэн» это – здравствуйте. Вот уже два слова выучил. Даже три! Один сторож переспросил другого – ка? Это на их языке «чё?».  Я тут же, в знак благодарности присел, растопырив руки, и сказал «ку!».  Посмеялись втроём. Видимо они тоже «Киндзадзу» смотрели.

   Дело к обеду и с горы увидел я дымок над вагончиками и киосками, столпившимися среди столиков со стуликами на берегу речки. Спустился и обошёл все. Съедобного, и по цене подходящего не нашёл. ПирОги с непонятной начинкой, пицца – еда из объедков, рыба типа дорадо…. И невозможность что-либо понять со стороны торговцев и со стороны меня. Голод принёс и раздражение – даже по-немецки не хотят понимать. Только английский. Но тут увидел знакомое слово – Ужопис! Мне про него Василий баял. Мол, там и закусь и ваще нарисован наш любимый Путин с ихним Трампом в объятиях….  Значит мне туда дорога.

   При всём неблагозвучии Ужопис порадовал. Двумя старушками и мужичком с огромной, неизвестной мне породы собакой. Все четверо фотографироваться отказались. Сослались на некрасивость. А по мне так лиц характерней стариковских и не бывает. Вот и эти трое, не считая псины, были из категории поживших и изрядно сморщившихся. Зато поймал двух девиц, за…, так скажем, ближе к сорока, чем к пятидесяти, и недолго уговаривал. Эти отдались сразу! Хотели сэлфи со мной, но тут уж я сослался на неопрятный вид. Они такие нарядные! (Вам откроюсь – мне сэлфи с девочками любого возраста запрещены по семейным обстоятельствам).
   Собственно Ужопис, это улица, как мне разъяснили старожилы. И несколько ответвлений. В двух я был. Это полуразрушенный проулок с древним умывальником, времён, наверное допетровских, и музей инкубатор. В музее этом есть интересные экземпляры. Например, ископаемые тётки. Из мрамора. Без рук и ног, но какие у них торсы! Нынешние литовки не дотягивают по килограммам вполовину. Если мрамор пересчитать в сало. И по объемам не дотягивают. Как в каждом музее, кроме скульптур, есть и ранешние одежды. В этом музее они тоже были. Две. Колготки и, пардон, бюстгальтер. Из проволоки, и висят они на уровне второго этажа. Что хотел этим сказать Пикасосус местный?
       Самый характерный экспонат музея установлен на берегу речки и на границе с городом. Гордо смотрит с пьедестала в сторону Ужописа красная мраморная Жо@па.

    Дальше и выше от реки простирается улица с небольшой площадью. Там на колонне трубит ангел. А за спиной у него уютный ресторанчик. Я там был и соблазнился пивным набором. Язык, уши, огуречики, мясцо с сальцем и колбасочка. Вилки не дали. Пришлось просить. Не давали. Но потом смилостивились, узнав, что русский я. Похлебал и борща. Вкусно. (13 евро). Рядом обедала семья поляков. По-русски побеседовали мы. Молодцы – четыре языка в запасе. Мой же немецкий в Литве совсем никчемушным оказался.
   Из Жописа подался я к шпилям двух церквей. Обе шестнадцатого века. Одна примечательна огромностью, другая уступая в размерах, поражает каменными кружевами. Фасадов таких и в Европе немного. Стоят они на берегу речки за которой лежит Ужопис. Подозреваю, что называется речка Жопкой. А район раньше назывался «у жопки». С веками трансформировали…. За спиной церквей лежит огромный, ухоженный, оборудованный множеством скамеечек и фонтанов парк. Рай для наркоманов! Так считают чиновные люди в России, когда им лень устанавливать скамьи для отдыха. Мол, наркоманы обсидят. А в Литве я посидел и даже полежал на скамье. И никаких ментов не видел и наркоманов тоже. В этом парке есть ботанические садики, в количестве двух штук. Там все кустики с табличками и надписи оканчиваются на «с».
   Недалеко от парка два холма. Один заросший лесом и на полянке макушечной стоят три креста. Почему три? Нет ответа.
   Второй холм лыс и увенчан башней. Туда хода нет. Это башня называется Гедиминовсоваса. А сам Гедиминас стоит чуть подале от холма и парка и поближе к моему хостелу. Стоит он чугунный, на высоком постаменте и народ ему благодарен. И с высоты своей и положения дедича, наблюдает за мушиной вознёй своих потомков. А потомки эти обтянули площадь сеткой и внутри летают квадрокоптеры. Делают жуткие виражи, пролетая в ворота и лавируя между флагами. Я посидел, понаблюдал. Удивительно, как операторы видят свои коптеры! Каждый  размером с ворону и почти не виден, так как массы вороньей не имеет, а только рамку и четыре прозрачных пропеллера. Но для страны это большое событие! Телевидение и радио тут как тут. Освещают! А завтра, видимо, будут тараканьи бега транслировать.
   На этой же площади стоят два храма. Оба не похожи на культовые сооружения. Очень уж современные, с колоннами и прочими излишествами. Оба рядом и белые. Необычно!

               
    Уставший прибрёл я к хостелу в назначенное время. И, конечно, опять ждал Васю. Битый час!