Одиночество

Арк Лапшин
   Одиночество (Из сборника «Рассказы об эмигрантах»)

   Не часто, пару раз в месяц, мы с друзьями устраиваем видеоконференцию по Скайпу, в которой обычно принимает участие вся наша четвёрка друзей юности и однокашников. Самый успешный из нас в карьерном плане Миша Дубровин – он вице-президент компании по разработке программного обеспечения, живёт холостяком в американском городе Сан-Франциско. Самый удачливый в личной жизни – Алик Драбкин, он простой инженер, но зато счастливый муж, отец и дедушка; наш баловень судьбы проживает в Израиле. Самый большой патриот нашего родного города – Витя Назаренко, который, где родился, там и пригодился: учился, работал, два раза женился, родил двух детей, а в материальном плане, после разъездов с бывшими жёнами и разделов имущества, остался всего-навсего владельцем скромной квартирки. Витя недавно потерял ещё и работу,  пытается что-нибудь найти, но пока безуспешно. Теперь он живёт за счёт извоза пассажиров на добитой Тойоте. Автор этого рассказа завершает четвёрку, когда-то, в давние студенческие времена, именно он объединил трёх парней вокруг себя и с тех пор является летописцем поворотов судьбы в нескучном бытии своих дорогих товарищей.   

   Началом забавных приключений Миши Дубровина в родном городе, о которых я собрался рассказать читателям, послужила наша видеоконференция в начале декабря прошлого года.

   Я, как всегда, затеял разговор в Сети: - Здорово, парни! Приятно, наконец, снова видеть родные морды... Давно не контачили... У меня всё по-старому, особых новостей нет... Как вы? Мишка, ты почему не принял участие в прошлом толковище? Пренебрегаешь товарищами?
- Аркаша, ты шутишь, я надеюсь... Я был в командировке – новый контракт в Мексике, большие деньги для компании и для меня, как владельца акций...
- В Мексике тоже Интернет есть... Ладно, закрыли тему. Что на Новый Год делаем? Мужики, я предлагаю опять собраться у меня, места хватит...
Тут вступил Дубровин: - Аркаша, так не пойдёт – всегда у тебя собираемся. В этот раз у меня!

   В разговор включился Алик Драбкин: - Я за Аркашино предложение, для нас с Яной такой вариант гораздо удобней – прямой самолёт в Нью-Йорк из Тель-Авива... Витёк, ты почему молчишь?
Виктор: - Я в этом году вообще пас – нет денег на билеты.
Миша: - У тебя нет, а у нас есть! Смешные для нас деньги... Я тебе вышлю, не дрейф Витюха...
Виктор: - Так не пойдёт – я только за свои отдыхаю... Не приеду в этом году, вызовите меня в полночь по Скайпу, поднимем вместе бокалы... У нас  семь утра следующего дня будет, я подымусь... Или приезжайте в этот раз все ко мне!
Алик: - Моя Янка морозов не переносит, она не поедет и меня одного не пустит...
Я тоже уточняю свою позицию: - Я сейчас не могу долго лететь – проблема со спиной после прошлого зимнего отдыха в Альпах...
Миша: - Тогда я сам полечу к Витьке, надо товарища поддержать в трудный период его жизни...

   Снова я: - Ты правильно решил, надо, хоть одному из нас, другу плечо подставить... Витюша, а ты, взамен на душевную отзывчивость товарища, помоги Мишке правильную подругу жизни найти... Он тут пару раз появлялся в моём доме с разными дамами... Внешность у его «гёрлфрендих» приятная, но по внутренней сути они самые настоящие волчицы. Романы с американками обязательно закончатся печально – самая хитрая из хищниц однажды отберёт у нашего успешного Мишуни половину его материальной успешности и никакой новый контракт с Мексикой ему не поможет... Виктор, ты сможешь подготовить к приезду Дубровина на родину несколько молодых, красивых, нормальных и добрых женщин? Вдруг кто-нибудь из них подпишется на миллионера из Америки и Мишке также придётся по душе соискательница, тогда мы на свадьбе погуляем... У тебя ведь полно друзей и знакомых, вот и займись устройством личной жизни друга... Справишься, Витюша?
Виктор: - Конечно справлюсь! Дело нехитрое – неустроенных женщин у нас полно... Сейчас всем вокруг поставлю задачу... Ты точно прилетишь, Мишка?
Миша: - Я обязательно прилечу к тебе на Новый Год, но всего на несколько дней... Этой зимой мне босс отпуск больше недели не даст... 
                ***
   В начале января я опять включил конференцию по Скайпу. Виктор в этот раз не принял участие в сетевом разговоре, а Миша подключился с опозданием, но немедленно загладил вину детальным отчётом о визите в родной город... 

   «Поездка с самого начала не задалась – рейс на Москву задержали на двадцать часов в связи с плохой погодой в аэропорту прибытия... Я сдал в багаж чемодан с подарками для Витьки и его детей, а дорожную сумку со своими вещами взял в салон... Я летел бизнес-классом, компанией Аэрофлот, обслуживание оказалось нормальным, виски наливали, но Интернета в салоне не было... За весь полёт до Москвы я почти не сомкнул глаз – сказывалось нервное напряжение из-за задержки рейса... Задремал на часок... Проснулся, во рту вкус, как будто нагадили мыши... Застывший мозг совершенно заторможен сменой времени, бессоницей и приходом в себя в некомфортном месте... По непонятным техническим причинам рейс локального маршрута до нашего города перенесли из Шереметьева в аэропорт Домодедово, пришлось садиться в автобус и переезжать... Когда прилетели, выяснилось, что багаж забыли вовремя перевезти в Домодедово, представитель авиаперевозчика обещала быстро исправить ошибку, я оставил ей адрес своего отеля для доставки чемодана... Таким образом я оказался в нашем городе только 30 декабря, во второй половине дня, без подарков для друга к Новому Году...

   Витя встретил в аэропорту... Мы обнялись, он предложил ехать к нему, чтобы обмыть встречу... Я вымолил у друга доставку в отель, в котором у меня был заказан номер – хотелось пару часиков спокойно покемарить и принять душ... Вечером Витя снова заехал за мной, мы отправились в супермаркет, где я загрузил в багажник его машины тонну разных деликатесов и ящик алкоголя... В квартире Виктора вечер, наконец, начал набирать правильные обороты... К восьми часам мы закончили литр «Чавеса», а через полчаса раздался звонок в дверь: к нам явились две очаровательные гостьи, с одной из которых, Мариной, Витька встречается около года. Подруга Марины, Надежда с серыми глазами в половину лица, лидировала в списке претенденток, предварительно отобранных Виктором для знакомства со мной, внешне эта женщина мне понравилась – мой типаж... Вчетвером мы отправились в клуб, где опять выпили и пытались танцевать в тесной толпе совершенно юных, полностью отмороженных посетителей... Мы, взрослые люди, среди них казались пришельцами из прошлого века... Когда собрались домой, Витька шепнул, чтобы я не торопил события – моя претендентка серьёзная и устойчивая, по профессии школьная училка, в первый вечер на «любовь»  точно не подпишется... Мы развезли девушек по домам, а сами отправились ночевать к Витьке...

   Тридцать первого, в шесть утра нас разбудил телефонный звонок доктора из областной больницы, в которую, как выяснилось, накануне моего приезда увезли маму Виктора из-за проблем с сердцем... Витька убежал сломя голову, успев передать мне ключи и показать кофеварку. Он перезвонил через пару часов, сказал, что матери совсем плохо, извинился, что не сможет явиться домой; продиктовал номер мобильника Надежды, которая, как выяснилось, пригласила нас обоих на встречу Нового Года в её семье; приказал мне не стесняться и обязательно отправиться вечером в гости к Наде...

   Я вернулся в отель, повалялся в кровати - заснуть никак не получалось. Поднялся, оделся и пошёл бродить по городу. Было очень холодно, пейзажи и архитектура не сильно изменились, но кое-где, странными, несогласованными со средой и окружением островками, мелькали современные высотники и модерновые скульптурные композиции. Состав пешеходов показался мне совершенно другим: яркие одежды, целеустремлённые лица, приподнятое настроение, громкие разговоры... Ощущение праздника буквально витало в атмосфере... В нескольких местах я наткнулся на площадки, на которых были установлены наряженные ёлки. К средине дня я окончательно замёрз, взял такси и вернулся в отель. Пообедал в ресторане и снова попытался поспать – не получилось... Решил позвонить Наде. Соискательница была приветлива в разговоре, знала, видимо от Марины, об Витькиной ситуации, передала добрые слова сочувствия, настойчиво приглашала меня на празднование Нового Года и продиктовала адрес. 

   Я прибыл по указанному адресу около десяти вечера, это оказался одноэтажный, частный дом давней постройки прошлого века. Дверь открыла Надя, которая снова поразила меня стройной фигурой и праздничным нарядом: сложная причёска, серебристое платье до пола и светлые туфли на тонких, высоких каблуках.
- Михаил, как здорово, что вы всё-таки явились! Я опасалась, что без Виктора вы не решитесь прийти в незнакомый дом...
- Надюша, я давно взрослый мальчик, умею решаться на разные поступки... Возьмите, пожалуйста, цветы и пакет – здесь шампанское, торт и немного разных вкусностей для стола... Извините, если не угодил...
- Зачем вы тратились, Миша? У нас всё есть, мы с мамой с утра стряпали и Маринка помогала...
- Я не хожу в гости с пустыми руками, в моей стране так принято...

   К моему удивлению стол в большой гостиной уже был заполнен хорошо подогретыми участниками застолья и сверкал яркими красками разнообразных блюд. Ассортимент алкоголя не впечатлил – водка и вино. Гости за столом проявляли необыкновенную активность: мели закуски без разбора, подливали друг другу, хвалили кулинарию хозяйки дома и, непрерывно, многоголосьем, прерывая один другого, рассказывали шуточные истории. – Рано у них начинают Новый Год праздновать, - подумал я.
Надя подвела меня к столу и громко представила: - Это Миша, мой новый друг, институтский товарищ Виктора Назаренко, он приехал в наш город из Соединённых Штатов... Все разом замолчали и уставились на меня, как на заморское чудовище... Крупный мужик с полностью седой головой, багровым цветом лица и налитыми кровью глазами внезапно вскочил и воскликнул: - Мы – люди заводские, рабочие, тяжким трудом живём на свете... Ты – американец! Годов на двадцать старше моей Надьки! Задумал кровиночку из родительского дома увозить! Ты думаешь, что миллионеру всё дозволено? Хрен тебе в зубы!   

   Я совершенно не был готов к подобному повороту событий, растерялся, но решил осторожно и вежливо гасить неожиданный скандал:
  - Извините, я не знаю вашего имени, я тоже тяжёлым трудом живу... У меня жизнь так сложилась, что я живу в другой стране, все люди разные, судьбы у них отличаются... Границы между странами в наше время условные понятия... У вас красивая дочь, она мне нравится, но мы с ней пока едва знакомы… Современные, взрослые люди не бросаются в брак, как в омут головой, они встречаются, узнают друг друга поближе, а потом принимают решения... Никто вашу дочь сегодня из дому не увозит...

   - Я – Фёдор Сергеевич... Никаких «узнаваний поближе» мы с матерью не дозволим – от узнаваний, как правило, безотцовщина родится… Предатель родины – он предатель во всём...

   Застывшая от удивления Надя, наконец, вмешалась: - Папа, ну зачем ты так? Все вокруг знают, что ты хороший человек... У Миши действительно жизнь сложилась по-особому... Никакой он не предатель... Он родом из нашего города, земляк... Мы с ним ничего пока не решили... Зачем гнобить человека? Новый Год, а ты всем вечер портишь...

   - Будут у тебя дети, Надежда – ты поймёшь, что я чувствую сейчас!

   Надя усадила меня рядом с собой, положила на мою тарелку какую-то еду и попросила плечистого парня, сидящего напротив: - Николаша, пожалуйста, налей моему другу выпить... Парень, не долго думая и не задавая лишних вопросов, налил мне полстакана водки и предложил: - Давай, Мишка, лучше выпьем... Ты на Серьгеича зла не держи – он отличный мужик, просто расстраивается из-за Надюхи... Выпьем за хорошие отношения в вашей семье! Я подумал: - Быстро у меня семья образовалась, - поднял стакан и разом выпил...
Пожилой мужчина, сидящий справа от меня, отметил мой лихой выпивон целым выступлением: - Фёдор, ты зря лютуешь, этот парень наш человек, русский... Правильно бухает... Надька сказывала, что у него родков давно нет... Бедняга с горя подался в чужие края... Расскажи, мил человек, как ты в Америку попал? Почему на врага работаешь?

   Я объяснил: - У меня действительно родители погибли в автомобильной аварии... В Америку я поехал гораздо позже, на последнем курсе института меня направили на всемирный конкурс программистов... На конкурсе я занял третье место... Десяти первым, с лучшими результатами на конкурсе, компания Apple предложила остаться работать по временному контракту... Потом я закрутился в нескольких интересных проектах, пару раз менял компании и окончательно обосновался в городе Сан-Франциско... Я уверен, что у половины присутствующих здесь есть мобильники, у некоторых дома имеются компьютеры и планшеты... Программное обеспечение многих из этих устройств создавал я совместно с десятками других специалистов, прибывших из разных стран... Я не работаю на врага.... Мы там работаем для всех людей нашей планеты!      

   Вдруг, снова поднял голову Фёдор Сергеевич и заявил: - Всё, что ты сказал, женишок, совсем не оправдывает тебя... Ты - русский человек, получил  образование в России, будь добр, возмести своему народу затраты на твоё профессиональное становление... Ты всем нам должен, Михаил! От американцев по всему миру одни проблемы, возомнили себя мировыми жандармами, намеренно не прекращают гонку вооружений, чтобы все другие страны не могли на ноги подняться из-за непомерных расходов на военную отрасль... Америка виновата в том, что половина русских людей живёт в нищете, что на скудную пенсию невозможно прожить, что за пределами главных городов России нельзя получить современное медицинское обслуживание...

   Все гости разом зашумели: - Дело Сергеич говорит, правильно американцу нашу позицию обозначил... Бородатый мужик в очках уточнил: - Солдаты НАТО стоят вдоль всей западной границы России – готовятся к нападению... Толстая тётка, занявшая своими обширными телесами весь дальний торец стола, тоже решила вставить «пять копеек»: - Я в газете прочитала, что уже семь американцев купили участки земли в России, женились на русских барышнях и завели фермерское хозяйство. Если так пойдёт, то в недалёком будущем они половину русской земли захватят с нашими бабами впридачу. Я собралась Путину письмо писать, открыть президенту глаза на коварство америкосов...   

   Я вскочил на ноги и закричал: - Люди, вам видимо промыли мозги раствором махровой пропаганды из стратегических запасов бывшего СССР! Нет никакой вины американцев в нищете русского населения! Никому не нужна ваша земля, за исключением нескольких дураков! Продукция американских фермеров поступает в ваши продовольственные магазины... Неужели вы считаете, что русскому народу лучше, если эти участки простаивают без урожая? Соединённые Штаты и другие страны Запада совсем не собираются первыми нападать на Россию – своих нерешённых проблем хватает... В наше время главной угрозой для цивилизованного Мира является постепенное наступление воинствующего, радикального Ислама... Если наши страны не объединят усилия в защите от наступления религиозных фанатиков, то весь Мир в будущем ожидают необратимые и ужасные последствия... А вы тут обеспокоены появлением в России семи американских ферм... Бред собачий! 

   Я выскочил со своего места, быстро прошёл в прихожую, схватил куртку и пулей вылетел на улицу. Когда я добрался до своей комнаты в отеле, мои часы показали 11.37. Я немедленно включил планшет – WI-FI не было, включить Скайп и вызвать вас оказалось невозможно... Я позвонил на ресепшен – мне никто не ответил... Я сидел в Новый Год, перед тёмным окном, одинокий, покинутый и разом постаревший на десяток лет и думал о своей неудавшейся жизни... Я живу только работой, разговорами в Сети и случайными встречами с женщинами без любви... Какого чёрта я попёрся в эту неприветливую страну, ставшую для меня совершенно чужой? Нужна ли мне женщина рядом, внутренний мир и убеждения которой в корне отличаются от моих? Потом я снова не смог заснуть... Тоска и чёрная меланхолия полностью захватили мою душу... Моё привычное Одиночество внезапно проявилось в самой тревожной и болезненной форме... Я лежал и плакал...

   В восемь утра ко мне явился Виктор, рассказал, что его матери стало лучше... Он оказался в курсе моего конфуза в доме Надежды. Витюша сказал:    - Мишуня, не бери в голову – у меня для тебя ещё три соискательницы имеются... У Тамарки, например, вообще родителей нет, не придётся тебе политические дискуссии заводить... Сегодня вечером мы навестим Тамару...

   - Не станем мы больше никого навещать, дружище – разочаровался я в своих земляках. Отвези меня лучше в аэропорт – я хочу домой, думаю, что зимой день отлёта легко поменять... С тобой мы уже свиделись... Ты заедь на неделе в эту гостиницу – должны мой чемодан с подарками для тебя и твоих деток подвезти... В следующий Новый Год опять прилетай к Аркаше, в Нью-Йорк... Больше традицию нарушать не будем... Не будет денег на билеты – я тебе вышлю... ».   
                ***

   Мы с Драбкиным молчали, потрясённые печальным рассказом нашего друга.  Чересчур откровенные излияния заумного сознания никогда раньше у Дубровина не случались... Для разрядки обстановки я тупо пошутил: - Алька, наш друг, по-моему, с катушек слетает... Ты напряги Янку, пускай она тоже ему бабу поищет, иначе у Мишуни крыша совсем поедет... Дурень, нашёл из-за чего расстраиваться, я бы на твоём месте обязательно остался бы в городе и всех соискательниц перепробовал... Всё будет у тебя в порядке, Мишуня, мы ещё погуляем на Дне рождения твоего сына!

Арк Лапшин, Нью-Йорк, Июнь 2017.