Вы руки мыли

Ян Подорожный
В те же годы, когда я начал работать в такси, начался отсчёт моей жизни в теннисе, которая в противовес работы извозчиком, продолжается и поныне. Меня очень устраивал график работы в таксопарке: через день. Я мог прикинуть свободные от работы дни на 10 лет вперёд.

 День за рулём (правда, по 13-15 часов), но зато назавтра ты вольная птица! И теннис, теннис, теннис. В какой-то прекрасный день, в конце 60-ых, меня попросили посудить встречу любителей, что прошло, видимо, на приличном уровне. Правила я знал довольно расплывчато, к слову, но не зажимал, не подсуживал, объясняя свою манеру судейства тем, что я не профессиональный работник тенниса, а водитель такси и деньги зарабатываю за рулём автомобиля.

 - Не нравится - не просите. - Видимо что-то понравилось и уже в 75-ом меня командировали в Тбилиси на Кубок СССР в качестве судьи. Но с правилами игры в теннис я уже был знаком к тому времени на уровне. К неприятному, замечу, удивлению моего начальства в таксопарке. - Вы сюда пришли работать водителем, а не судьёй по спорту, У вас есть финансовый план, - так объяснил мне директор парка И.Д. Строилов.

 Но под моим напором об участии в  общественной работе, обещанию привозить выручку в полном объёме дрогнул... и я поехал в Грузию. Дальше уже было легче. Заимелся, какой никакой авторитет, да и ему (начальству) льстило, очевидно, что вот наш водила, колонна №5, судит крупные турниры, котируется, присвоили Всесоюзную категорию.

 А международной в теннисе и те годы не было ни у кого в Союзе, кроме Председателя коллегии судей СССР по теннису, покойного ныне Адольфа Ефимовича Ангелевича. Но и он имел только звание  Международного арбитра, что отличалось каким-то образом от звания судьи с бронзовым, серебренным или золотым значком.
               

В 1989 году в Москве прошёл первый в СССР женский турнир профессионалов «Вирджиния слимз», а на следующий год «Кубок Кремля». Сразу же отмечу, что главным инициатором, спонсором и вдохновителем был Президент России Б.Н.Ельцин. Сам в прошлом приличный волейболист на уровне мастера спорта, поигравший в Чемпионатах СССР за команду Уральского университета.

 Он «вбился» как говорят, в теннис, обучал его Шамиль Тарпищев (тренер сборной бывшего СССР и нынешней России), так что спортивный рост и интерес были налицо. В первый раз пришлось близко повидаться с ним в 1988-ом году в Юрмале, где сборная СССР играла матч Кубка Дэвиса против Голландии и он, бывший в оппозиции Горбачёву и на гребне всенародной любви, вместе с супругой наблюдал за перипетиями на корте.

 Во время одного из перерывов заглянул будущий Президент России в кафе, где судьи попивали в перерыве кофеек, и пообщался с нами, рассказав главным образом о любви к теннису. На всех «Кубках Кремля», которые он посещал, Ельцин, по примеру королевы Великобритании, Елизаветы 2-ой, выходил после окончания финала в одиночном разряде на корт, пожимал руки  игрокам, ребятам, подававшим мячи, судьям.

 В 1996-ом году, когда его переизбрали на второй президентский срок, он в ранге Президента снова вышел после финала серба Горана Иванишевича против россиянина Жени Кафельникова, который выиграл Горан, благодарить присутствующих на корте. Боллбойсы и судьи после финалов выстраиваются на корте.

Когда Президент подошёл ко мне и протянул руку, чтобы сказать «спасибо», я ни с того, ни с чего промолвил: «Борис Николаевич! Я судья из Украины, но когда в России голосовали на президентских выборах, моя жена поставила свечку во Владимирском соборе за Ваш успех». – Спасибо», - ответил он и поплыл дальше. Без спешки и суеты.

Приехав домой, я уже на следующий день заводил свой «драндулет», готовясь к выезду на работу. И тут ко мне подходит начальник колоны Николай Николаевич Косарь, мужчина необъятных размеров, с чисто украинской хитрецой во взоре и произносит: «Вы, конечно, правую руку не мыли ещё»?

 – Мыл, - огорчил я его. - А о чём же это был разговор с Борисом Николаевичем? - Сразу же отмечу, что парковое начальство внимательно отслеживало мою работу на турнирах, если их показывали по ТВ. - Ну, Николай Николаевич! О чём я мог просить Президента России?

 Я сказал ему: « Борис Николаевич! Позвоните в 1-ый таксомоторный парк г. Киева и попросите, чтобы мне увеличили зарплату».  Самое потешное. Когда я сказал о том, что говорил Ельцину в действительности, он посмотрел на меня с сомнением. И этот момент нашего разговора я объяснить не могу.
Ян Подорожный. 10.06.06 Любек.