Герб Вильнюса

Александр Волосков
Будучи жителем города, культурному человеку необходимо знать его историю, традиции, праздники, ну и конечно символику, тем более, когда твой город столица государства. Но остановимся только на символике.
Скажем, герб Москвы прост по изображению и сюжету. Там Георгий Победоносец поражает дракона. Это христианская символика, где на фоне геральдического щита, аллегорически изображено торжество веры Христовой над язычеством. Ясно и понятно. И уже мелкие элементы действа смысловой нагрузки не несут. Хотя … сюжет чисто христианской легенды, но ни одного символа веры мы не видим, хотя бы того же креста.

А сейчас взглянем на герб Вильнюса, который представлен двумя вариантами – большим парадным и малым. И сразу зададимся вопросом, зачем два варианта? Может ответ на вопрос даст подробное рассмотрение? Возможно, но … в геральдическом описании этой символики мы находим очень мало пояснений, поэтому попробуем разобраться сами.

Для начала рассмотрим малый вариант, то есть красный щит с изображённым святым Христофором. Сразу убеждаемся, что видимое нами напрямую связано и вытекает из христианства, мало того, символизирует его.
По легенде, Христофор, ещё будучи именуемым Репрев, происходил из Мармарики(область в Северной Африке, ныне территория Ливии), жил в начале III века н.э., отличался диким нравом и ужасающим поведением, что подтверждает и перевод его имени – «отверженный, дурной». Видимо поэтому на первых иконных изображениях мы видим его с пёсьей головой.
Но ему «повезло» попасть в плен к римлянам и даже служить в их армии. Правда римляне где-то недосмотрели, Репрев отвернулся от их богов и уверовал в Христа. Встретившийся ему святой отшельник подсказал, что Вера без дел мертва и посоветовал, используя свой рост и силу переносить людей через опасный речной брод. Тот так и сделал. 

Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой все тяготы и грехи мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил своё новое имя — Христофор, «несущий Христа».
Вроде всё ясно и понятно, но … Христос за триста лет до этого события умер, воскрес и вознёсся на небо, а второго пришествия Христа на землю так и не было, оно только грядёт. Значит полная несостоятельность легенды, которая описана у монаха-доминиканца, итальянского духовного писателя  Якова Ворагинского, жившего в 13 веке. А по мнению автора, Яков был ещё и большой выдумщик. Видимо поэтому статус святого в 1969 году Ватиканом был понижен из-за недостатка реальных свидетельств о его существовании. Правда нужно признать, что деканонизирован он не был.

Рассматриваем далее малый герб. Младенец Христос держит в левой руке державное яблоко – символ владычества, а в христианстве олицетворение Царства Небесного. Что подтверждает палец правой руки, указывающий на небо. Это же и жест призыва – к стремлению верующих попасть в Небесный Иерусалим, город вечной благодати.
Сам Христофор опирается в своей поступи на деревянный посох, верхняя часть которого в виде двойного креста. Такой формы шестиконечный крест в православии называют патриаршим, а в католичестве архиепископским, но … у православных он появился только в 9 веке, во времена миссионеркой деятельности Кирилла и Мефодия. А у католиков, в Литве, только в 14 веке, как элемент герба королевской династии Ягеллонов. Так что в третьем веке его никак не могло быть.

Возможный оппонент может возразить автору, что это стилизованный элемент первого чуда Христофора, когда тот по просьбе Христа воткнул в землю ветку, которая тут же чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Мало вероятно, тем более, что мы на изображении по берегам реки видим эти ветки-деревья, правда их два, а чудо было одно, но … это мы оставим на совести художника-геральдиста, автора герба.
Алый цвет фона объяснить совсем просто – это жертвенная кровь Мессии.
А в конце, справедливости ради надо добавить, что Христофор принял мученическую смерть за веру Христову, но не отрёкся от неё.

Перейдём к изображению большого герба. И тут сразу удивимся величине двух вспомогательных женских фигур – они больше основной! Маловероятное и малообъяснимое в геральдике явление. Так кто же эти женщины?
 Оказывается, согласно легенде, римляне(по некоторым текстам сам император Деций) дабы хитростью отвратить Вепрева-Христофора от веры христовой, подослали к нему двух красивых блудниц – Каллиникию и Акилину. Но тут произошло чудо, развратные женщины вернулись от Христофора христианками! И тоже стойко приняли мученическую смерть за Христа от язычников. 

Сейчас взглянем на то, как их изобразил художник, точнее, во что они одеты. Обе облачены в нижние туники с рукавами(нательное бельё) и плащи-паллы, которые более чем легкомысленно накинуты – закрывают контуры тела значительно ниже пупка, по самую … ну не будем выражаться. К тому же отсутствует верхняя безрукавная туника, то есть явный признак безнравственности! Да и сами паллы в 3 веке приличные женщины уже не носили, их заменили далматики. А паллы остались у иностранок и … гетер!
Поэтому на гербе города мы к сожалению видим типичных представительниц самой древней профессии, да ещё изображённых крупнее основной фигуры святого Христофора.

А чем же оснащены-вооружены девушки?  У одной видим фасции, или иначе ликторские пучки – связанные воедино прутья. Это символ единства, вот только единство кого, или с кем? По логике Веры - единство народа под эгидой Христа - как бы и хорошо. Из фасции торчит секира – символическое оружие ликтора, как исполнителя распоряжений магистрата, вроде тоже нормально. Но … фасции и ликтор – символы языческого Древнего Рима, и уж никак не христианские!

Взглянем на вторую девушку с весами и якорем, тут вроде бы на первый взгляд тоже всё нормально. Весы – символ справедливости, но … в раннем христианстве, откуда Христофор и женщины, символ Божественной справедливости и гнева – ангел с огненным мечом.
Якорь – символ надежды на будущее Воскресение и жизни вечной, но опять сначала этим символом был крест, а уж гораздо позже, в гипертрофированном варианте – якорь, причём опять символизирующий крест. То есть снова путаница эпох и символов.

Ну и расшифруем девиз герба: Unitas, Justitia, Spes (Единство, Справедливость, Надежда). Тоже на первый взгляд всё хорошо, но … Библия не знает этого языческого, латинского языка. Ветхий Завет написан на древнееврейском и арамейском языках, а Новый Завет на греческом. Поэтому уместнее было бы даже написать этот девиз на литовском.

Ну и последний элемент герба – венок, украшенный лентами цветов государственного флага.  Можно представить его как символ победы христианской Веры над смертью, как вечную жизнь, которая наступит благодаря искупительной жертве Сына Божьего. Всё так и было бы, если венок из лавра. Но он дубовый! А в Древнем Риме, откуда изображённые женщины, дубовыми венками награждались воины спасшие в бою товарища - гражданина Рима, и назывался "Corona civica", что в переводе "корона гражданина". Как вот этот языческий символ притянуть к христианскому святому Христофору?

В 1957 году во дворе костёла(самого старого в Литве) Святого Николая в Вильнюсе была установлена статуя Христофора с младенцем на руках и текстом на постаменте (на литовском языке) «Святой Христофор, опекай наш город!»  И тут впору задаться вопросом, почему именно Христофор, какое он имеет отношение к Вильнюсу, да и Литве вообще? Вроде бы никакого.
Тогда обратимся к истории и обнаружим древнейший герб города с изображением св.Христофора на печатях середины 15 века. А за несколько десятилетий до этого в 1386 году великий князь литовский Ягайло принял христианство. Значит и герб должен быть христианским. А  до принятия христианства, на нём изображался персонаж языческой литовской мифологии великан Альцис, переносящий через воду свою жену Янтерите:

«Посадил на плечо Аутериту Альцес, пошёл по морю, как по луже скворец.
Хотел жениться на Аутерите. В Храм как назло ворота закрыты.
Пошли обратно. Навстречу  Святой. Альцес старца на другое плечо и понёс.
Покрестил, обвенчал верную пару монах. Живите миром, помните Божий Страх».

То есть получился некоторый  переход языческой мифологии в христианскую легенду. Но тем не менее сам великомученик Христофор всё же к Литве и Вильнюсу никакого отношения не имеет. Да мало того, современный герб, утверждённый  17 апреля 1991 года Верховным Советом Литвы, имеет множество исторических и религиозных огрехов.

Основные из них:
1. Не мог в 3 веке, когда жил Репрев-Христофор, появиться на земле Христос, даже в образе младенца. Суть скорее в другом – Христофор нёс Христа в своём сердце, за что и принял мученическую смерть от римлян-язычников.
2. Не нужно было блудниц(по-современному проституток), хоть и принявших Христа, изображать в одеяниях своей профессии, как бы подчёркивая, что ремесло своё они не оставили. Да ещё окрасить их плащи в зелёный цвет – симбиоз двух цветов – жёлтого и синего, то есть единство несовместимого – безграничной энергии и всепоглощающего спокойствия. А это явное двуличие.
3. И наконец, нельзя смешивать в одном гербе христианские и языческие символы, да ещё путать эпохи.

Вильнюс, 7 июня 2017 года.