Паланга - Каунас 17

Юрий Игнатюгин
               
   Потом триста километров к морю по прекрасному автобану. Причём автобан посередине выкрашен в красный цвет. Этим отличается он от остальных европейских. Да еще отсутствуют сеточные заборы по обочинам. Поэтому на асфальте присутствуют то шкура лисы, то лужа крови. Даже отдельно печень видели…. И вот мы под Палангой. В лесу я поставил палатку, а Вася залёг в автомобиле. Но перед этим был чай и ведерко шашлыка. Шашлык был измазан майонезом, чего я не люблю. Жарили его вдвоём, то есть Вася разжёг угли разового гриля и срулил к машине, а я выложил мясо на решетку. Оказалось, что я не так жарю и Вася обиделся, свернул косячок и насладился вином. А я пожевал шашлык и завалился в палатку. Утром на столе не нашлось ни кусочка мяса – после укурки у Васи проснулся аппетит и он поступился принципами – не есть жареное чужими руками.

   После подъема, пройдя сосновым лесом и перевалив дюну, ополоснул ноги в Балтике. Холодно и пусто на берегу моря.
   Завтрак, и мы едем в Палангу. Вася крутит по улицам городка ища что-то и кого-то, а я высаживаюсь и иду гулять. Гуляется плохо – в телефоне села батарейка, и жизнь сразу делается кислой. Запасной аккумулятор отказывается заряжать телефон, проводов в магазинчиках нет. Жить не хочется! Но, тем не менее, Палангу я замечаю. В центре кирпичная церковь и рынок. Отсюда в четыре стороны можно гулять. Все идут бродвеем к морю. Нормальный курортный городок. Лучше чем в ранешние времена в Сочи и тем более в Ялте и Алуште. Тротуары без щербинки, кафе на каждом шагу. Всюду аниматоры с затейниками. Очень много молодёжи и особенно девочек спортивного вида. Видимо тут проводятся спортивные мероприятия – у многих на грудях надписи. Прочитать трудно – рельеф и ваще не удобно.
От моря тронулся в сторону места встречи – вдруг Вася позвонит. Чтобы не задерживать человека. По пути набрёл на рынок и увидел, что в Германии товары будут подешевле. Рыбы кусок в 250 граммов стоит 6 евро. А клубники полкило 4,70. В Германии рыбы ваще нет, а клубника в эту пору 2,50.
   Сел на лавочку в ожидании звонка и отловил мужичка для расспросов. Вот что он поведал:

   - Зарплата у меня 800, но жена пенсию 200 получает, а я в тюрьме раньше работал и оттуда мне пенсия тоже капает – 220. Итого 1220 евро.
  - Нормально! В Германии люди, если имеют столько на двоих, уже хорошо! – Порадовался я за него.
  - Ну не знаю про другие страны, а нам не хватает – газ, электричество, еда - дОроги….

   Я уже все жданки съел и вацапнул Васе «ты где?». Через пятнадцать минут ответ – буду через полчаса.
   Пока ждал, разулся сидя в теньке и вытянул ноги на тротуар. Мимо бабулька с рюкзаком, за ней трёхлетка с мамашкой в руке. Бросил маму и подобрал окурок. Мама засюсюкала с литовским присвистом и заставила выбросить подобранное. Из редикюля, размером с чемодан, выхватила влажную салфетку, тщательно протерла провинившуюся длань чада. Бабушка в это время тоже не дремала – сняла рюкзак, рассупонила, и вынула оттуда щипцы. Такие, знаете, которыми в Европе хаусмастера бумажки и окурки с газонов собирают. Только у бабульки они маленькие такие, детские. Застегнула рюкзак, защипнула щипчиками многострадальный окурочек и зафиксировала его в зажимах. Потом вручила внучеку и повели обе-две малого к урне. Там он разжал щипчики и окурочек обрёл покой. И тётки тоже. Литва рулИт! Культура прёт! Такого я  не видел никогда и нигде. Бывало что детей, у меня на виду приучали подбирать мусор и относить в урну. Но чтобы еще и механизировано!


   Наконец, после получасового ожидания, появился довольный Василий. Он, похоже, в Вильнюсе, на заседании пикейных жилетов (форум «Свободная Россия), познакомился с палангинцем и теперь нашел этого товарища.  Мы едем в Клайпеду. Там нужно купить билет на паром нашему земляку по Германии – литовцу. Клайпеда рядом с Палангой  и проблема быстро решается. Сам город нас не интересует. Современные города мы, по согласованию, игнорируем. Едем в Каунас – в старину Ковно.

   Полтора часа на осмотр старого города нам должно хватить. Тем более что Вильнюс и Каунас, похожи. Только Ковно древняя столица, а Вильно нынешняя. Каунас-Ковно гораздо меньше и неухоженней. Но те же подворотни и церкви, площади и уличные кафе, обсиженные отдыхающими жителями. Туристов мало. Только одного видел – и то Василием зовут. Так как мы сразу потерялись, то у каждого свой маршрут был, а городок мал и периодически я видел его вдали. И опять терял. Этот день был пятницей, и было много свадеб. Я видел трёх несчастных женихов и  их счастливых невест. А с одной девицей проник даже на свадьбу. Из окон замка лилась скрипичная музыка и там явно веселились. Я попросился пофотографировать, и девушка провела меня наверх. Но там еще только расставляли столы и музыканты тренировались.
   Но национальной музыкой меня все-таки порадовали в единственном Каунасовском переходе. Два молодых аккордеониста, при бабочках, исполнили по моей заявке очень характерную музычку!

   В парке без затей с чугунными старцами и  со старинными фотографиями очень больших размеров мне помогла понять надпись под фотографией женщина моих лет. Учительница географии с сорокалетним стажем и зарплатой в 1000 евро. За 28 часов в неделю. С литовским у неё нормально – третий разряд! Рассказала о сестре хохлушке полтавской. Та тоже учительница и зарплата с многими нулями, но при пересчёте на евро получилось всего 40. У русских учителок, наверное, 300 евреев в месяц? Но Литва это нынче Европа. Правда, брат её уехал в Испанию. Там соц. программа и жильё….


   Узнав от Василия, что в Литве русских жалкий процент, я не поверил и слазил в интернет, благо, что в телефоне он был. И выяснилось, что действительно наших в Литве всего семь процентов. О каких правах особых или исключительных может такой малочисленный народ говорить? Или требовать благодарности за  годы советской власти. Живут на равных и уже хорошо. А что язык русский не учат, конечно, обидно мне. Но хозяин барин. Литовский барин рассудил по-своему.
   За столиками уличных кафе полно народу. Прошёл мимо потрясающей косы принадлежащей красавице Вайде. Узнал я её имя не случайно. Просто захотелось эту косу сфотографировать и потом показать сестре Нэле. Есть у меня она. А у неё была в молодости коса. Красивая. Дай, думаю, спрошу у кавалера этой девушки разрешения. И вернулся и спросил. Кавалер оказался плохо говорящим, зато сама красавица отлично изъясняется по-русски. Милостиво разрешила. Жалею, что не снял её анфас. Вы бы тоже сразу полюбили имя Вайда.

   И вот мы едем в Польшу…