Круиз из Конго

Геннадий Мартемьянов
Воспоминания моряка

Из множества событий,имевших место в моей долгой морской жизни,одно событие почти двадцатилетней давности до сих пор вводит меня в размышления. Кто срежиссировал то событие, была ли это цепь благоприятных случайностей  или действовала чья-то воля?
В 1997 году я ходил капитаном на судах немецкой компании "Ханзеатик". Экипаж был смешанный. Пять старших командиров - старпои, стармех, второй механик,эл.механик и радист - были ребята из разных мест бывшего Союза, в основном,из Прибалтики и Ленинграда. Остальной экипаж -филиппинцы. Надо сказать, что "филиппки" - ребята довольно дисциплинированные и исполнительные.Главное -это не задевать и не давить их самолюбие.Поэтому никаких трений во взаимоотношениях не возникало. Всего экипаж составлял 21 человек. Судно стабильно работало на направлении -атлантические порты США - порты Южной Америки. Но осенью случилась девиация, появился фрахт  из Нью-Йорка  на порты Западной Африки - Пуэнт-Нуар (Конго), Луанда,Лобиту (Ангола))  После выгрузки в последнем Африканском порту Лобиту отдел фрахтования компании «Ханзеатик»  предписал следовать в Монтевидео (Уругвай). Это через Атлантику вернуться на свою линию для продолжения работы.
В конце сентября вышли из Нью-Йорка на Пуэнт-Нуар. Загрузка была полной, почти 12 тысяч тонн генгруза и три яруса контейнеров на палубе, дедвейт выбрали полностью до последней тонны,осадка почти 10 метров
Переход до Африки ничем примечательным отмечен не был, разве что пришлось несколько раз менять курс, чтобы разбежаться с парой циклонов. Сентябрь-октябрь - это их сезон. Подход к порту был спланирован рано утром, чтобы к началу рабочего дня уже стоять у причала готовым к выгрузке. Старпом позвонил, когда судно подошло к точке на карте, обозначенной как «позвонить капитану». Но я уже был готов подняться на мостик и допивал свой утренний кофе.Привычка вставать  в нужное время по собственному «биологическому будильнику», как бы выработанное с годами морской службы чувство времени, работало безотказно. Все остальные «будилки» - для подстраховки.
На мостике темнота, светятся только циферблаты приборов, экран локатора чист. Спутниковая обсервация показала дистанцию до берега 10 миль, но утренний туман проглотил всю видимость. Берега здесь низкие, песчаные, портовые молы тоже низкие, знаков ,отражающих радиосигналы локатора нет. Поэтому экран радара чист.А ещё возможны рыбаки на прибрежном лове, поэтому двигатель перевели в маневренный режим и дали средний ход. Тишина. Где-то на 4-5 мильной дистанции точечно на экране РЛС начал пробиваться берег и портовые молы .Туман начал подниматься. К 06.00 подошли на рейд перед воротами порта, чтобы побыстрее взять лоцмана.
На рейде пусто, в порту, накренившись одиноко прижался к причалу старый норвежский лесовоз ,Он,видимо, накануне грузил красное дерево, и одно бревно так и недогруженное болталось на грузовом шкентеле за бортом. Как будто в спешке работы прекратили.
Обычно, если случается подходить к какому-нибудь африканскому порту в ранние утренние часы, можно наблюдать весёлую картинку как множество разномастных сейнеров,баркасов, пирог – всё что есть в порту,наперегонки «чешут» в океан на утренний лов. Здесь же все рыболовные плавсредства скопились в южной части гавани и замерли.Никакого движения.
Ни лоцманская станция,ни капитан порта  на радиовызовы не отвечают.Два часа болтаемся в неизвестности. Наконец, из-за мола вылетел лоцманский катер.Лоцман, поднявшись на мостик, ничего не объясняя сунул мне в руки флаг, пробурчав: - Капитан,у нас теперь другой флаг, поднимите вот этот.
Зашли в порт, ни буксиров , ни швартовщиков на причале. Пришлось швартоваться самостоятельно. Лоцман  «слинял» с мостика ещё швартовы не закрепили и даже не прихватил свой традиционный презент – блок сигарет. Стоим в неизвестности, властей нет. Проинформировал телексом своего судовладельца об обстановке в порту. В ответ получил ценную рекомендацию: - «Дорогой капитан, действуйте по обстановке». Все департаменты компании отличались вежливым обращением.
Продолжаю сотрясать радиоэфир вызовами хоть кого-нибудь из порта. Глухо. Наконец ,чудом удалось зацепить береговую радиостанцию и через неё попасть в городскую телефонную сеть.Набрал телефонный номер  представителя фрахтователя в Пуэнт-Нуаре, который должен был встретить судно в порту. К счастью ,телефон ответил. Представитель сообщил, что сидит заблокированным в гостинице, к городу подступают войска мятежников и ангольской армии. На окраине идёт бой с правительственными частями, гражданская война , которая длится в стране с июня 1997 г., подошла к Пуэнт-Нуару.Обстановка непредсказуема.
Теперь всё ясно.Шлю другой телекс судовладельцу: - «В городе военные действия,обстановка непредсказуема, считаю необходимым покинуть порт». Получаю заботливый ответ:-«Дорогой капитан,примите все меры к спасению груза,судна и экипажа. Действуйте по обстановке».
Делать здесь нечего,готовим машину для отхода. И тут из-за угла склада в туче пыли подлетает к борту грузовичок Тойота, в кузове горой навалены баулы,сумки,чемоданы. А на этой горе как мухи на куске сыра неизвестно как удерживаются человек 15 «флибустьеров» разного возраста и окраса, одетых как Попандопуло из «Свадьбы в Малиновке».
На борт поднялись двое- полный азиатской внешности мужчина, условно назовём его мистер Чен, и паренёк с внешностью уроженца Белгородской или Хмельницкой области. Мистер Чен без обиняков приступил к делу: - « Капитан, возьмите на борт этих людей, им угрожает смертельная опасность.Только порт и морской путь  остаются свободными для эвакуации, но скоро и эта возможность закроется, в город войдут ангольские войска»
Я резонно возразил: - «Мистер Чен, я просто не могу взять этих людей на борт. Во-первых, я не знаю что это за люди, кто они, чем занимались в стране и почему их преследуют? Во-вторых, кто Вам сказал, что судно уходит из порта? Может быть, я имею распоряжение моего судовладельца стоять здесь до конца. У меня на борту 12 тысяч тонн груза на три порта, их надо выгрузить. В-третьих, далее мой маршрут лежит через океан в Уругвай. Куда я этих людей там дену? В-четвёртых,провизии на борту только на экипаж 21 человек, кормить более чем удвоенный экипаж мне нечем. К тому же у меня ограниченный запас пресной воды, пополнить негде. Наконец, посмотрите под каким флагом ходит судно. Это флаг Сент Винсенте и Гренадин. В случае надобности я  ни в одном порту не найду консульской поддержки ни судну ,ни пассажирам.»
 Разговор с Ченом вёлся на английском, паренёк безучасно стоял рядом. Тут в каюту зашёл старпом и спросил по-русски: - « Что делать с людьми на берегу, они рвутся на борт?» У паренька округлились глаза и отвисла челюсть. «Так вы – русские?» - воскликнул он радостно. Дело в том, что по правилам компании мы носили форму морского торгового флота Германии Тут он взахлёб стал торопливо рассказывать, что они были на правительственном контракте в Конго. Два экипажа вертолётов и обслуживающий персонал, люди из Украины и Киргизии, всего  29 человек. Ещё вчера вертолёты участвовали в боевых вылетах против мятежников и ангольских войск. После полётов отдыхали, а в пять часов утра разбудили взрывы и стрельба. Оказалось, что части мятежников и ангольские войска подошли к городу и правительственные войска не в силах их сдерживать. А мы как бы оказались участниками конфликта на стороне правительственных сил. Надо было срочно эвакуироваться из страны. Решили разделиться на две группы. Одна половина направилась в аэропорт в надежде добраться до вертолётов и улететь, а мы рванули в морской порт, т.к этот путь пока ещё на блокирован. Тут старпом доложил, что ещё один такой же грузовичок подкатил к борту и на нём тоже группа людей с вещами.
В каюту вошёл человек невысокого роста с деловой папкой в руках. Представился – Половянов Анатолий Петрович, руководитель группы специалистов-контрактников в республике Конго. Всех их впоследствии на судне называли «вертолётчики». Думаю, они не обидятся, если кто-то случайно прочитает этот «опус». Все они были скромные и достойные ребята. Анатолий Петрович попросил конфиденциального разговора . Мы перешли в капитанский салон и Анатолий Петрович поведал, что в стране с июня идет гражданская война.Бывший президент страны Денисе Сассу Нгессо в преддверии президентских выборов поднял мятеж против действующего президента Паскаля Лиссубе Их группа в составе 29 человек работала на правительство президента Лиссубе. Иногда приходилось даже возить самого Лиссубе, т.к. он больше доверял российским лётчикам, чем своим,приходилось и участвовать в боестолкновениях с мятежниками. Так что им теперь везде край как участникам боевых действий на стороне президента Лиссубе.
События, о которых ведём речь, происходили в Пуэнт-Нуаре на исходе первой декады октября, ангольские войска вторглись в страну на стороне Сассу Нгессо и с частями мятежников «Кобра» штурмовали ПуэнтНуар. Правительственные войска отступали.
Анатолий Петрович также поведал, что со своей группой они рассчитывали прорваться к вертолётам, но когда подъехали к аэропорту то увидели, что оба вертолёта расстреляны из танков и представляют груду горящего металла. Оставался один путь – в порт за первой группой. Всего на контракте были по национальности русские,украинцы и один кореец, по гражданству -12 граждан Киргизии, 12 граждан СССР (т.е. с паспортами бывшего СССР) и 5 граждан Украины .Если они попадут в руки мятежников или ангольцев, их тут же в порту поставят к стенке Впоследствии из доверительных бесед с Анатолием Петровичем я узнал, что по званию он был полковник, руководитель группы волонтёров, бывших военных лётчиков и военнослужащих Советской Армии, после развала Союза потерявших службу, работу и средства для жизни. На работу в Конго их наняла круинговая компания в Праге, фактически их контракт был полувоенным. У меня мороз прошёл по спине, когда я подумал о судьбе этих людей, если они останутся в порту.
-«Грузитесь»- сказал я Анатолию Петровичу, и скомандовал старпому :-«Отход». «Семь бед- один ответ» и русское «Авось» не оставили сомнений. Вертолётчики сгрудились у борта и 28 пар глаз с надеждой были обращены на мостик, как –будто оттуда должно было вылететь чудо. «Всем на борт!» - скомандовал старпом и все горохом сыпанули на палубу, благо главная палуба была почти вровень с причалом. 
Для субординации я отправил телекс своему судовладельцу, что в связи с военными действиями в городе я ухожу из порта, однако в порту 29 беженцев, которым реально грозит смертельная опасность, прошу разрешения взять их на борт. Ответ не заставил себя ждать: - «Никого на борт не брать ,уходить в Луанду». Но люди уже на борту и объяснять ситуацию и призывать к гуманизму, когда страдает коммерческая выгода – бесполезно. Поэтому для отписки и чтобы поставить точку ответил:-« Ваш исходящий №…получил с опозданием уже в море, беженцы на борту». Но точку поставил департамент фрахтования компании, прислав депешу уже без знаков вежливости и слов «дорогой»: - «В первом порту захода представить подробное письменное объяснение невыполнения наших указаний» Я понял, что это мой последний рейс ,в «Ханзеатике» я больше работать не буду.   
Ну да ладно,расхлёбывать будем потом, а пока надо вывести судно из гавани. Буксиров и швартовщиков по-прежнему нет, нет и лоцмана. Швартовщики и лоцман не важны, можно и без них,  а вот буксир не помешал бы.Развернуть тяжело загруженное судно на ограниченном мелководном пространстве гавани трудновато без буксира. Но мы же не на балалайке играть за тысячу миль сюда притопали.Отдали все швартовы, завели носовой шпринг дуплинём, отжали на нём корму на малом переднем ходу и задним ходом на средину гавани. На мелководье нос никак не хотел выворачивать на выход.Пришлось отдавать левый якорь и на нём разворачиваться к выходу, а затем вира якорь и малый вперёд.  Был уже полдень, почти четыре часа провозились в порту. Как только корма прошла волнолом, в порт вкатились ангольские танки. Итак, первый раунд – в нашу пользу.
 А на рейде ждал сюрприз. Покачиваясь на океанской волне, как будто что-то вынюхивая, болтался французский фрегат. Откуда он тут взялся так оперативно? На всякий случай вертолётчикам, которые ещё толпились на верхней палубе, была дана команда рассредоточиться по палубе и запрятаться в проходах между контейнерами и носа не высовывать, чтобы не провоцировать француза на досмотр. Чтобы не раскрывать наш истинный маршрут , был взят курс на запад в океан. Увидев нас , фрегат развёл форштевнем усы и пошёл параллельным курсом, однако не сближаясь. Через полчаса, видимо успокоившись , повернул обратно и вернулся к порту. Отойдя в океан подальше легли на  свой курс зюйд-зюйд-вест на Луанду
Переход до Луанды – сутки.Надо было разместить пассажиров. Надо сказать, что судно было построено в ГДР по заказу восточно-азиатских судовладельцев и жилые помещения были рассчитаны на повышенное количество экипажа – 36 человек. Значит 15 койко-мест уже было в наличии. Ещё были лоцманская , судовой лазарет и спортзал. В общем, к вечеру все угнездились, правда простыней и одеял не было, но матрацы и подушки были почти у всех. Теперь с питанием.Своему коку я не мог вменить в обязанность готовить ещё на 29 человек, ему по контракту не положено. Предложил Анатолию Петровичу изыскать кока среди своих, что и было сделано. Оба кока готовили на камбузе параллельно. В качестве столовой определили офицерский салон отдыха, примыкавший к кают-кампании, Там был стол, диваны и стулья. Хоть и в две смены ,но там все обедали. В общем, быт мало-помалу наладился. Вот только ребята, дорвавшись до душа, в первый же вечер спустили половину запаса пресной воды.Но всё это мелочи по сравнению с тем, что впереди Луанда и Ангола, которая воевала в Конго.
 29 человек ,как шило в мешке, не утаишь, поэтому полную судовую роль как экипажа так и пассажиров дал агенту и в Российское посольство в Луанде. Просил посольство организовать эвакуацию пассажиров на родину
В Луанду пришли рано утром, сразу встали к причалу , начали выгрузку. Пристальное внимание властей ,конечно, вызвали мои пассажиры.Вместе с властями на борт прибыло избыточное количество тёмных в прямом и переносном смысле личностей из службы «Сервисо секрето». Паспорта наших пассажиров иммиграционники забрали, объяснив,что им потребуется транзитная виза  На вопрос иммиграционников что они делали в Конго Анатолий Петрович не задумываясь ответил, что они работали на нефтяных платформах и теперь возвращаются домой, но сделать это из Конго сейчас невозможно.Оформив приход и помытарив меня своими вопросами, власти убыли, пока оставив нас в покое. Из посольства никаких известий. На судне постоянно ,сменяя друг друга ,ошиваются агенты из «Сервисо секрето» , часто заходят ко мне в приёмный конференц-зал и подолгу молчаливо сидят ,уставившись в одну точку ,Тут я их накачиваю виски, чтобы меньше вынюхивали на судне. Заметили также ,что у судна постоянно стоит вооружённый солдат. На других судах этого нет. На всякий случай на берег не сходим, даже чтобы осмотреть корпус.
Из посольства никто не появляется, выгрузка подходит к концу, осталось на пару дней. Это начинало тревожить. Чем чёрт не шутит, вдруг «Сервисо секрето» распознает какие «нефтяники» на борту . Но тут подвернулась оказия мне самому съездить в посольство. У меня на борту было два контейнера для группы ООН в Луанде и два португальских сержанта ждали их выгрузки. У них был свой транспорт и для контейнеров и для личного передвижения. Вот с ними я и договорился, чтобы они на своей машине свозили меня в Российское посольство. Машину ООН останавливать не будут. Сержанты с готовностью согласились. Но тут ,наконец, прибыл работник консульства из Российского посольства и сообщил, что завтра накануне отхода, они вывезут наших пассажиров на территорию посольства и будут отправлять их небольшими группами рейсами Аэрофлота в Москву.Тогда Аэрофлот делал несколько рейсов в неделю на Луанду. Вариант,конечно, рисковый, затягивалось время пребывания «нефтяников» в стране, а значит увеличивались шансы на то, что «Сервисо секрето» узнает кто они на самом деле.
Была ещё одна вещь,которая вселяла надежду на более благоприятный исход. У Анатолия Петровича был аппарат для телефонной связи через спутник и он постоянно пытался дозвониться в свою круинговую компанию в Прагу. Каждый день мы выходили на верхний мостик и «ловили» спутники. И вот, к счастью, уже после визита представителя российского консульства Анатолию Петровичу удалось получить связь с Прагой .Он обрисовал ситуацию и своё положение, я предложил Праге связаться с фрахтовым дапартаментом «Ханзеатика» и дал их телефоны . Прошёл ещё один день, решения не было, наши нервы на пределе. И вот , в последний день стоянки (назавтра должен быть отход) на сеансе связи с Прагой Анатолию Петровичу сообщили, чтобы они оставались на судне, с «Ханзеатиком» достигнута договорённость, что судно на обратном пути в Европу зайдёт в нейтральный порт Ломе (Того) куда они вышлют за ними самолёт. Фрахт за их перевозку,как пассажиров из Пуэнт-Нуара в Ломе оплачен судовладельцу. Порядочные ребята оказались а Праге. 
А спустя некоторое время и мне прилетел телекс , что Южная Америка отменяется, после выгрузки в Лобиту следовать в Антверпен,пассажиров высадить в Ломе. 
 До сих пор не знаю,что подвигло судовладельца на такое решение отказаться от южноамериканского фрахта и отправить судно в балласте в Европу.Может быть ,будучи поставленным перед свершившимся фактом, он постарался побыстрее избавиться от пассажиров на борту,чтобы освободить судно, ну а подача судна в Южную Америку было просрочено. Может быть ребята из Праги оказались хорошими переговорщиками и договорились на оптимальный вариант. И для нас это был наилучший вариант и самый безопасный. По такому случаю мы с Анатолием Петровичем  распили бутылку виски и заодно сняли недельное напряжение. Была суббота ,прошла неделя после ухода из Пуэнт Нуара.
 Вечером на борт пришёл иммиграционный офицер и принёс паспорта  «нефтяников» и сообщил, что поскольку судно отходит завтра в воскресенье и нерабочий день он должен вернуть паспорта, но на это нет разрешения шефа, поэтому он в нерешительности. Паспорта стопкой стояли на столе. Я быстро их схватил и закрыл в свой сейф , а взамен поставил бутылку виски, чтобы у человека прошли колебания.Для очистки совести офицер всё же попытался дозвониться своему шефу, но тщетно, суббота – святой день отдыха.
Спустя некоторое время прибыл представитель Российского посольства и сказал, что автобус за нашими пассажирами стоит у борта и можно грузиться.Мы глянули в окно, действительно у борта стоял наш ПАЗик, но в автобусе и снаружи было человек 10 вооружённых солдат «Что это? Почётный эскорт?» - спросил я. «Настояли власти» - был ответ .Спрашивается, где гарантия, что автобус поедет в посольство ,а не в «Сервисо секрето»?  Тут мы с Анатолием Петровичем выложили последние решения наших компаний, мы остаемся на борту , а я извинился за столь сложные хлопоты. Российский дипломат, не помню его имени, но дай ему бог здоровья, кажется даже вздохнул с облегчением,как гора свалилась с плеч.На том и расстались.Надо сказать ,что во всей этой истории российские дипломаты оказались на высоте, проявили гуманизм и неравнодушие к судьбам людей,попавших в беду.Среди тех,кого они взяли под защиту ,не было ни одного гражданина России,хотя все они в прошлом были «советские» , да и флаг у судна был далеко не Российский.Тем не менее они взялись за это ответственное и хлопотное дело.
Больше до утра никаких событий не происходило и в воскресенье мы благополучно отвалили на Лобиту.В Лобиту всё прошло спокойно,да и стоянка там была короткая. Только таможенники оказались до невозможности свирепые, сметали в свои бездонные сумки всё ,что попадалось на глаза и плохо лежало, даже использованное мыло из умывальников. Выход из Лобиту – это праздник,небесный дар, свобода! Второй раунд – тоже в нашу пользу, 2 : 0.
 В полдень, через несколько дней , подходили к Ломе.Порт и рейд пустой, все вертолётчики на палубе. И тут из облаков вынырнул самолёт АН – 24, зашёл на посадку. «Наш самолёт,это за нами»- радости у ребят не было предела. Вошли в аванпорт,к борту подскочил буксир и взял на борт наших пассажиров, Расставались тепло, как с родными, двухнедельная тревожная жизнь сблизила. «Счастливо , ребята.Больше не попадайтесь, другой раз судна в порту может не оказаться» - пожелал я им.
 Ещё в Лобиту,гоняя верньер приёмника по шкале, я наткнулся на радиостанцию Браззавиля, вещавшую на английском языке. Она давала короткие обзоры последних событий в стране , конечно с позиции нового президента Нгессо. В частности, диктор призывал население активно выявлять всех, кто сотрудничал с правительством бывшего президента Лиссубе. Боевики «Кондора» - боевых отрядов Нгессо, рыскали по стране , выискивая приверженцев Лиссубе и жестоко их казнили. И вот в одной из передач диктор сообщил что схвачены двое русских лётчиков и разыскивается большая группа русских тоже лётчиков ,сотрудничавших с Лиссубе, но она таинственно пропала. Позже сообщили ,что двух русских лётчиков отпустили,т.к. выяснили , что работали они в одной иностранной компании, не связанной с бывшим правительством.
В средине октября Нгессо стал новым президентом Конго, Лиссубе бежал из страны. А успех нашего предприятия ,наверное, можно ещё отнести за счёт того , что разворачивалось всё в период боевых действий,когда неразбериха и хаос царили в стране и не было дела до каких-то розысков 
А фортуна? Она есть? Как вы думаете?