Северная Двина

Евгения Савера
О Северной Двине (об ощущении от реки) услышала еще у А. М. на литературных встречах. Он был в Архангельске в командировке и так отозвался о вечернем купании в реке: «Плыву, вода теплая, как парное молоко, тихая; вверху облака фантастические, розовые; ширь невозможная»…

Запомнилось. Казалось бы – зачем? При всем уважении к этой местности, дороги никогда туда не приводили и не планировались.

И вдруг привели. Как у многих – в Северодвинск, навестить учебную часть.

По дороге туда – Двина едва показывалась за лесом. Манила издалека.

Северодвинск и Архангельск удивили побережьем – почувствовалась грань, за которой начинаются плывущие между небом и землей, как облака, образы, то ли града Китежа, то ли жемчужных птиц и садов.

Набережная в Архангельске для нас, новичков, произвела неизгладимое впечатление – толпились у нее невидимые корабли, двигались по ней давно прошедшие люди. Заливал ее теплый солнечный свет,  веял легкий ветерок.  (Никакого тяжелого электромагнитного поля обычно присущего городу).

Разливалась вокруг золотисто-серебряная красота.

***

На обратном пути, не удержались, заехали посмотреть старую деревянную церковь и село.  Церковь оказалась не подлежащей восстановлению, двери и окна были заколочены, но высоченный восьмерик, переходящий в чешуйчатый купол и еще раз переходящий в маленький куполок, произвел сильное впечатление.

«Поздно с ремонтом спохватились» - сказал подошедший мужичок с велосипедом. «Чуток бы пораньше. Комиссия ходила, а что толку, доски внутри прогнили. Вот, стоит пока, может еще какая комиссия приедет… А туристы все время бывают».

***

Очень хотелось посидеть у реки, когда еще доведется приехать сюда. Расспросили, где местные жители купаются, проехали по грунтовкам и оказались на песчаном берегу, заросшем густыми молодыми ивами.

Песчаные колеи прорезали эти заросли и вывели к длинным отмелям с мелкими заливчиками и рукавами.

Тишина стояла глубокая, необыкновенная, иногда звенела редким пролетающим комариком.

Было самое начало сентября. Теплое солнце, синяя вода, голубое небо.

Мы остановились у границы между травой и пляжем и следующие часа полтора в основном молчали, впитывая окружающее пространство, которое растворяло скопившиеся эмоциональные пробки и вливало в нас «золотую» природную силу.

***