Притча от Эммы Константиновны

Василий Вейкки Иванов
Многие из выпускников нашей школы должны помнить преподавателя немецкого языка Эмму Константиновну Щербакову. За глаза в нашем классе называли её «немкой». Не знаю, как для кого, для меня она была одной из любимых моих учительниц. Быть может, из-за того, что с детства мне языки давались легко, и Эмма Константиновна, видя во мне старательного ученика, выделяла меня из всего класса. Заниматься со мной ей было легко.
- Wer hat heute Klassendienst? – бывало, спросит она, открывая урок, и тут же встаёт дежурный по классу, отрапортует ей, что он сегодня «Klassendienst», и выбегает в коридор, чтобы в умывальнике смочить тряпку, а если нет у классной доски мела, то зайдёт ещё и в учительскую за ним. Потом она на немецком языке выводила мелом «сегодняшнее» число, и урок начинался.
Один урок, проведённый Эммой Константиновной, мне запомнился надолго. Можно сказать, на всю жизнь. Он не касался ни грамматики немецкого языка, ни штудирования новых слов. Однажды наша учительница рассказывала случай из своей жизни, который произошёл с ней во время её пребывания в Германской Демократической Республике. Рассказ этот стал для меня своеобразной притчей, и я с тех пор, если поступаю не так, как тот немец, о котором она поведала нам, мне становится стыдно, будто я напрочь забыл тот завет, который оставила мне Эмма Константиновна…
… В одной из поездок в ГДР, в Берлине с нашей учительницей случился любопытный казус. Ехала она куда-то по своим делам в общественном транспорте. На одной из остановок в салон автобуса поднялся немец-инвалид. У него не было одной ноги. Воспитанная в Советском Союзе, Эмма Константиновна встала, чтобы уступить место инвалиду. Что произошло далее, трудно поддаётся описанию. Ветеран побагровел и, обращаясь к ней, задал один единственный вопрос:
- Вы, что? Меня за мужчину не считаете?
«Я, - рассказывала Эмма Константиновна, - после этих слов чуть сама со стыда не сгорела, и уже на следующей остановке, чтобы прийти в себя, вышла из автобуса»…
Этот рассказ навсегда запомнился мне, и я в общественном транспорте, независимо от возраста, всегда старался место уступить женщине. Уже, когда волосы мои покрылись сединой, некоторые женщины пытались возражать, отказываясь занять место. Но я настойчиво говорил им: «Но вы ведь женщина!».
Вот такой вот урок однажды преподала нам любимая наша учительница Эмма Константиновна Щербакова…
Василий Вейкки