А случилась жизнь

Нина Сондыкова
               

Человек может умереть от потери
крови из раненой души…





…Средина апреля, а кругом сугробы. Кажется, что весна никогда не наступит. Так нестерпимо надоели зимние вещи. Они за зиму изрядно помялись, запылились, и вызывают тоску.  Хочется тепла. Какое   - то неестественно густое малиновое солнце растеклось по линии горизонта. Как джем- мелькнуло у меня в голове. На его фоне – голые деревья, как скелеты. Им тоже хочется тепла. Кровавый апрельский закат. И ни звука. Даже надоедливые соседские  шавки , и те молчат. Может, убежали с хозяином на смену…  На окне веранды валяется прошлогодняя муха. Она еще больше наводит тоску. Но в душную комнату идти не хочется. Там меня никто не ждет. И,  вообще-ни  где  никто… От таких мыслей становится тошно. Знаю, что  время - лечит. По крайней  мере -успокаивает, притупляет боль. Как  бы привыкаешь   жить с этой болью. Живут  же калеки  без руки или ноги. Вот, так же привыкаешь жить без человека. И, как у инвалида  - фантомные боли, так и у меня - воспоминания и сны. Сны настолько реальны, что не хочется просыпаться.Я это уже проходила. Так же все было, когда  потеряла сына. Так же хотелось кататься по земле и выть, выть ,как волчица…  А я тупо стояла и смотрела, как опускают гроб… Сердце отказывалось верить, что в гробу лежит  мой сын, моя кровинка, которую я выносила,девять месяцев ждала,когда он появится на свет,и уже тогда его любила,любила-еще не зная,кто -мальчик или девочка. Радовалась его рождению, кормила  грудью, гордилась  его успехами… За шесть прошедших без него лет боль притупилась Я научилась думать о нем  в прошедшем времени и говорить о нем без слез.Ну,или ,лучше сказать-без истерик. Все это повторяется теперь. Только сейчас – это- мой любимый,  единственный муж. Как, как прожить самые страшные месяцы??? Чем заглушить боль потери? Где  найти ответ на вопрос -  Почему это со мной? Как научиться жить без любимого человека, с которым прожила 45 лет? Его,  знала до последней морщинки…. Снова и снова повторяю  молитву  Оптинских   старцев: «Господи, дай мне с душевным спокойствием встретить все, что принесет мне наступающий день. Дай мне всецело предаться воле твоей святой, на всякий час сего дня, наставь и поддержи меня. Господи, дай мне силу перенести утомления наступающего дня, и научи меня молиться и верить, терпеть  и прощать и любить. Аминь.». Но все мое нутро разрывается от боли и обиды. Почему, почему все так несправедливо???? Почему, почему он оставил меня одну??? Так заботился обо мне, так жалел, и оставил… Я  готова кричать, биться о землю, и делать еще какие -то не свойственные разумному человеку поступки. Но  я -  только  молча плачу. Я уже устала плакать, а слезы все бегут и бегут из глаз. Откуда такое неимоверное количество слез? Солнце скатывается за  лес. Небо бледнеет и мрачнеет. Становится холодно. Опухший нос  и щеки горят . Хочется чаю.
-Господи, мир рушится, а тебе - чаю…
 но   встаю, и иду на кухню. Все делаю, как зомби. Горячий чай разбавляю молоком, достаю печенье …  Когда осознаю, что  собираюсь пить чай с печеньем, которое любил муж, опять начинается истерика. Хорошо, что никого нет рядом. Трудно вынести эти приступы рева. Тишина угнетает. Включаю телевизор, и усаживаюсь на   свое    обычное  место. О чем говорит диктор-до меня не доходит, но выключать его не буду - все- таки человеческий голос.
Сижу  в кресле, обмотавшись пледом. Почему так случилось? Почему на закате жизни я осталась у разбитого корыта? Что я в своей жизни сделала не так? А как нужно было жить? …Кому   задать эти вопросы, и сможет ли кто на них ответить…   В доме бестолково бормочет телевизор, негромко гудит холодильник. Все, как всегда. Как полгода, как сорок дней назад…   Уже сорок дней прошло без тебя…. Постепенно успокоилась, и нахлынули детские воспоминания.
Вот  меня на руках несут в баню.  Я закутана каким-то колючим одеялом. Мне не хочется в баню. Там страшно. От чадящей коптилки по стене двигаются огромные черные тени. Голые тетеньки с распущенными волосами  похожи на Бабок  Ежек… Даже мама, и та похожа. Только голос успокаивает. Это родной, мамин голос. Мама с бабушкой моют мои волосы щелоком- водой, настоянной  на березовой золе в огромном чугуне, трут противно пахнущей мочалкой спину, ноги…    Кажется, с меня сдирают кожу. Я хныкаю, ною
- Не надо…,я уже чистая…
на что бабушка отвечает-
 Надо, надо! Медведь не умывается – от  того его и люди боятся!
Отмытую и отскобленную, меня обливают приятной тепленькой водой.  При этом бабушка приговаривает
- С гуся  -  вода, с лебедя - вода ,а с Ниночки -вся худоба.
.
Трижды прочтя заклинание, заматывают меня в старую папину рубаху ,потом -в то же колючее одеяло. Мама, сунув ноги в старые валенки, и накинув что-то на себя, бежит по   темной зимней улице,  неся,   сей драгоценный груз. Сейчас  очередь – соседей. Баня на две семьи. Одну неделю топит наша семья – вторую  - соседи …Хорошая экономия дров…  Женщины и ребятня -моются последними…   После бани,  все чистые, благодушные, собираются за столом. Приходят соседи... У соседей - дочка - моя подружка Галя. На бабушкиной кровати мы с ней играем в куклы. Куклы сшиты из тряпок. У моей куклы-глаза из пуговиц, а у Галиной - вышитые синими нитками. Ноги кукол - из старых чулок. Зато волосы - можно заплетать. Моей кукле бабушка сделала волосы из коричневой пряжи, вплела в косу красную тряпку. Галина Катька тоже очень  красивая. Только волосы - из серой овечьей шерсти, и  от этого Катька кажется  седой. Наши куклы,  ходят   друг к другу в гости и болтают  о всяких глупостях, как  настоящие подруги. Когда взрослые засиживаются  долго, то мы с Галинкой  и засыпаем вместе  на одной кровати,  в окружении своих замечательных кукол, которые всю ночь таращат  свои глаза на это чудо.  Нет, детство, что ни говори - было замечательное.То,что мы были бедны-мы не понимали.Ведь все были бедные. Меня любили, берегли , хотя иногда и наказывали. Только, думаю, иногда - мало!   Говорить я научилась очень рано, и болтала без  умолку. Помню такую историю  - У мамы была подруга-Валя. Она работала зоотехником в колхозе,  и жила у нас. Потом ее выдвинули  инструктором районного отдела комитета комсомола. и Валя приезжала к нам в командировки. Ловко   управляясь лошадьми, она объезжала все деревни и поселки района, проверяя работу комсомольских организаций  на местах. Вот как - то приехала к нам. Мама очень скучала без Вали, и  две подруги сели,  и стали говорить обо всем, забыв про меня - то есть - про свободные уши. Я со своей куклой сидела на печке, и все мотала на ус. Особенно привлек меня разговор про Сталина. Сталина я знала. Его портреты украшали наш клуб и контору колхоза. О Сталине говорили  мама  и папа… О Сталине говорила круглая черная тарелка, что висела над маминой кроватью… Валя полушепотом рассказывала маме о том, что знала о мартовском (так я полагаю сейчас,)пленуме. Что Сталин убийца множества людей, что Ежов и Берия - расстреляны. Отдохнув, плотно пообедав, Валя уехала  дальше. Вечером за ужином мама сообщила папе,  что заезжала  Валя.  Тут меня и прорвало! Я  выдавала и выдавала все, что говорила    Валя   О  Сталине… Мама до  ужаса   испугалась, прямо онемела от ужаса, а мой невозмутимый папа  поставил меня на весь вечер в угол, предварительно ощутимо поддав по одному  чувствительному месту. Не раз, будучи взрослой, я вспоминала этот случай. Никогда я не выдавала больше чужих больших и маленьких тайн….   
Мой замечательный папа был строг,    но справедлив.  Кричал на нас, только в исключительных случаях. Вспомнилось, как  ругал он меня, когда я заблудилась во ржи. И  не только ругал меня, но и грозил  хворостиной. Правда, или  - пожалел , или хворостинка была взята так, для устрашения  - обошлось без экзекуции.  Это – ж ,  надо было  в три или четыре года одной пойти через поле на Гари, где мама доила коров!  Гари- это вырубка, куда    на лето гоняли колхозных коров.Там была очень хорошая трава, и недалеко(четыре километра )от поселка . До этого мама неоднократно брала меня с собой, когда у нее выпадало суточное дежурство. На Гарях был построен дощатый аккуратный домик, где отдыхали доярки и пастухи. Кругом - на вырубках - множество земляники… Завтракали, обедали и ужинали грибницей и земляникой с хлебом и молоком ! Красота!!! Часто туда же привозили соседскую девочку Тамару, которая была меня старше года на два. С ней играть было интересно! Ее отец  пас коров. Не раз катал нас на лошадях… Однажды  к загонам вышел медведь… Все спрятались в вагончик, а Тамаркин отец так громко щелкал кнутом, стоя на крылечке вагончика, что  медведь рявкнул, смешно подскочил, и бросился в лес… Взрослые говорили что это был молоденький,  еще глупый медвежонок… И вообще  - там было так интересно! В тот раз мама не взяла меня с  собой - был  уже август, а в августе - ночи-холодные. Тогда я решила сама пойти на Гари.  Прихватив с собой  подушку в красной наволочке-(мама тоже брала ее, когда я там ночевала),я спокойно отправилась по тропинке , мимо кирпичного сарая,  где тропинка  сворачивала на ржаное поле. На  кирпичных , под  навесами  две бабки расстилали на просушку лен. Одна из них - Арина  Гаева ,  окликнула меня;
Нина, куда ты с подушкой?...
-К маме…
Ответила я  и углубилась в ржаную чащу.  Надо сказать, что рожь тогда вырастала на удивление густая и высокая.  Поля были только раскорчеваны и распаханы. В некоторых местах зеленели колки - заболоченные участки леса. Колки  помогали задерживать снег.  В  низинах - были островки настоящего топкого болота, в котором можно увязнуть. Напоенная  болотной водой, богатая  земля и родила хорошо. Все это было мне неизвестно.  Я только знала,  что в конце моего пути есть мама, которую очень хотелось увидеть.
Сначала идти было не трудно .  Только тогда, когда густая рожь со всех сторон обступила меня, и кроме кузнечиков и шума ржаных колосьев - ни звука  -мне вдруг стало страшно. Ко всему прочему - я очень захотела пить. Жаркая и мягкая подушка мешала.  Бросить  подушку -нельзя- мама будет ругать… Нести –невозможно-  руки устали…. Положив подушку на землю, я села на нее, и из моей груди вырвался такой мощный рев, что ,наверное, механик парохода бы  позавидовал… Вспорхнули притаившееся пичуги, и улетели, а мне по прежнему было страшно и одиноко… Сколько я проревела, не знаю… На теплой подушке ,в густых зарослях ржи,  уставшая, я уснула. Бабушка хватилась меня не сразу. Баба Лена -  папина мама - была очень больна, но всегда приглядывала   за нами.  Обнаружив ,  что меня дома нет, она вышла за ограду, и  остановилась. В те годы в деревне    днем было мало людей.  Рабочие - на полях, на покосах, подростки - помогают взрослым. Дома - только старые и больные, да   сопливая  детвора.  Где меня искать, кого спрашивать? Только ей  (или мне),повезло- Арина  Гаева -та, что видела, как я шла  в сторону Гарей, закончила свою работу, и проходила мимо.  Увидев бабу Лену, пошутила-
-Внучка то че, замуж собралась? С подушкой на Гари пошла…
Баба Лена только охнула…   Доковыляв на своих больных ногах до кузницы, где работал папа, рассказала ему обо всем. Побросав все дела, папа пошел меня искать. Долго искать меня не пришлось. По полю я прошла не больше пятисот метров. Как же я обрадовалась папе!!! Я совсем не боялась его, хоть он и громко ругал меня, и махал хворостиной. Оставаться одной, в ржаном лесу оказалось намного страшнее…. Долго еще вспоминали все  мой поход, шутили по этому поводу. Особенно смеялись над тем, что я несла подушку….
Родителей дома мы видели только вечером. Целый день мы были самостоятельны. Бабушка только  приглядывала   за нами, чтоб мы дома  чего  не набедокурили. Мы могли самостоятельно пойти  в рощу за земляникой, на Озеро - купаться… Могли   -   не  появляться   целый день дома- это не возбранялось, особенно, когда поспевали овощи. У каждого в кармане - горох, бобы, тощие хвостики моркови. Родители  знали -  есть  захотим - прибежим. Мы могли играть на   току,  где веют зерно, пасти телят и коров, ездить верхом на свиньях... У мальчишек были любимые кони, на которых они выезжали в ночное, пасли коров. Я  тоже любила пасти коров. Там было столько   интересного! Мы залезали на верхушки деревьев, и , ухватившись за вершину, опускались на землю... Весенние сочные деревья гнулись до земли. Но, иногда, все же верхушки ломались… Тогда – брякнешься на землю ощутимо… но ,как то Бог миловал…не один «парашютист» ничего себе не сломал,  хотя шишек и ссадин износили мы немало. Там я научилась плести венки, делать из черемухи свистки.   Я  выпросила у папы складной ножичек, и стала пользоваться у всех авторитетом… Складной ножик, кроме меня, был только у одного Васьки…
 Подростки имели  ежедневные домашние  работы - наносить  воды - для скота и поливать  огород,полоть и  тяпать картошку, приготовить корове травы.  Мальчишки - рыбачили, а мы - девчонки-  ходили в лес за грибами и ягодами.  Нам с сестрой повезло - у нас была бабушка, которая полола грядки(самую ненавистную из всех домашних работ)и перебирала принесенные грибы и ягоды. Наши подружки - Катя и Геля - сами еще и перебирали ягоды… Ягоды сдавали в рыбкооп   –бруснику -по 7 -10 копеек за килограмм. За 10 дней августа мы набирали по две-три бочки отборных ягод. На эти деньги мы покупали учебники, портфели.  Если хорошо потрудимся, то и на школьную форму хватало. Все школьники с окончанием учебного года шли на  колхозные работы. В колхозе создавались школьные бригады.  Родители заранее договаривались с бригадиром, чтобы сына или дочку записали в бригаду. Деньги лишними не бывают. Считалось позором, если  чей  - то сынок  болтался  во время каникул   без  дела… Девчонки  сажали и поливали капусту, а мальчишки возили из озера воду для полива. Как мне хотелось работать!!Там было весело и здорово! Но мама не отпускала меня, а посадила дома –  нянчить 10 месячного брата. Он был толстый ,  крикливый и очень тяжелый.  Его нужно было по часам кормить из бутылки. Наевшись -он  пачкал пеленки! Брррр - это я с трудом выносила! Я пыталась бастовать- ревела и сердилась -ничего не помогло!  Пришлось смириться! Но все равно я умудрялась сходить искупаться.  Когда девчонки шли купаться, я тащилась с братишкой за ними. Стояла на берегу, когда все девчонки  купались,  потом Катя-моя подружка, выходила, из воды, брала брата на руки  - и я бежала купаться .  Хорошо ,если девчонки еще в воде  -тогда это походило на настоящее купание…. Но иногда -или вода холодная, или Катька долго в воде пробудет, приходилось купаться одной… Конечно, купание это было тайное. Не дай бог, если бы узнал папа!  А мне,   няньке, было 10 лет. Когда Миша подрос,  его отдали в садик. Только я хотела  обрадоваться - родился  Алеша… Меня, как опытную няньку , оставляли на целый день,  да я еще должна была сварить  суп, или приготовить окрошку,заправить кровати и подмести пол . К тому времени я пристрастилась к чтению.  В книгах я находила то, чего  мне     не   доставало    - романтики и красоты жизни. Чего  - то нового,  неизведанного. И ела, и спала я  только с книгой. Эта любовь к книге чуть не привела к трагедии…
Было жаркое лето.  Папа с мамой решили сделать себе выходной - сходить к своим хорошим друзьям в другой поселок. Меня, как всегда , оставили с Алешей. Он еще  только ползал. Поэтому я ,  перегородив дверь доской, улеглась на пол    и углубилась в чтение, не обращая внимания на то, чем занят Алеша. Ползает - ну и ползи себе.  Он был маленький и худенький-с огромными черными глазенками,   но такой любопытный! Детская природа такова - все надо узнать, посмотреть и попробовать на вкус…Братишка открыл шкаф и вытащил оттуда уксусную эссенцию…. Толи эссенция была разведенная, или Алеша глотнул ее немного, но он  остался жив!!!только обжег рот, подбородок и шейку.  Как дико он орал! Кто сказал мне, что надо лить воду - не знаю,   но я все лила и лила воду в рот, на лицо, потом пыталась напоить его молоком…  Когда пришли родители ,я закрылась в бане, и сидела до ночи там, боясь маминого гнева. Но,  видно они чувствовали и за собой вину... Мне не сильно попало .  А у Алеши  так и остался язык со шрамами. Может, поэтому, он долго не разговаривал.
И все равно - детство мое было замечательным, жаль - недолгим.  Когда я училась в седьмом классе - серьезно заболел папа. Сказалась       старая, еще довоенная, простуда. Часть забот по дому - мужскую работу - взяла на себя мама. Женские работы - по крайней мере -домашние хлопоты и работу со скотиной- взяла на себя баба Люба-мамина мама..Ну ,а мелкие работы- дрова, вода, чистка от снега дорожек, прополка и окучиванИе огромного огорода с картошкой- это выполняли  мы с сестрой. Кроме всего прочего -покосы. все лето мы с бабой Любой и Галиной -моей старшей сестрой, которой было 16 лет ,косили сено на заливных лугах…   В тот год была большая вода. Стоя почти по колено в болотной воде, мы косили сено, ворошили и сгребали его…Но самое трудное было даже не это, а  постоянный надоедливый гнус - в жар, пауты  и слепни, которые кусали до крови… Никакие ухищрения не помогали. Приходилось надевать широкие шаровары и папины старые рубахи, поверх платья или блузки…Замотанные в белые крестьянские платки, так, что видны были только глаза, в казацких шароварах, заправленных в тяжелые резиновые сапоги, мы были похожи на огородные пугала… В обед, когда бабушка ложилась где ни будь в тенечке вздремнуть, накрывшись большим платком, мы с Галей лезли в болотистую речушку и старались остудить свои тела. Вода была теплая, и остро пахла илом. В ней водилось множество разной живности.   Зачерпнув  кружкой  поглубже из речки, мы пили эту воду через головной платок. Надо сказать,  что ни разу с нами ничего плохого не приключилось .Толи у нас желудки были привычные к этим экспериментам, или  в речке вода была вполне питьевая… После купания –ляжешь на сено, раскинешь руки- и все -не хочется двигаться, говорить, думать… Просто-  лежать, смотреть в небо, и мечтать…  Мечты у нас были серьезные. Галя училась в десятом, и мечтала поступить в институт..А еще –у нее был мальчик… Сестра ,конечно,   не посвящала меня в свои «взрослые" тайны, но я все-все знала про нее и ее подруг- шпионила.   А у меня-  были свои мечты… Мне хотелось обрезать косу, и завить волосы.Еще хотелось иметь туфли на каблуках, и капроновые чулки… Эти чулки долго не давали мне покоя… Я представляла, как будут завидовать мне девчонки, охать и ахать… Но долго лежать баба Люба нам не давала…и опять литовка напевала "вжик -вжик", и трава ровно ложилась на влажный кочкарник. А надо было еще умудриться не упасть ,не запнуться среди этих кочек.  Вечером, уставшие, еле брели домой вдоль берега… Мы, молодые,      а каково было шестидесятилетней бабе Любе?? Да крепкая крестьянская закалка, и чувство ответственности за большую семью двигали нашей бабулей до самых преклонных лет. Уже в девяносто, она почти ничего не могла делать, и от этого ужасно страдала. Мы жалели ее, и давали ей какую ни будь   работу - теребить овечью шерсть, рвать ветошь на коврики…Тогда она была просто счастлива  - гордилась своими успехами, показывала, как  почистила шерсть, какие ровные клубочки у нее получаются!Но это было потом , а в шестьдесят ,она была еще энергичная, веселая, и  мы  все любили с ней разговаривать.   Ее жизненного опыта и мудрости и сейчас мне недостает порой. Она любила и уважала людей, и никогда не осуждала никого.   Знала растения, их лекарственные свойства.Как - то у меня началась золотуха. Сейчас я что то и не слышу о таком заболевании, а тогда - это было часто с ребятишками. Взрослые называли болячки вокруг рта - «летучий огонь»и говорили детям, что они появляются от того, что дети плюют в огонь.До сих пор я ни разу не плевала ни в костер, ни на печку -так врезалось в память это предупреждение! Бабушка поджарила на сливочном масле лук, растопила пчелиный воск, все это положила в банку, туда же направила березовые почки. Все это долго томила на водяной бане. Получилась вкусно пахнущая  мазь. Вот этой мазью она за неделю вылечила мне все струпья противной болезни. Ребятне – малышам, заговаривала грыжу-«грызь», как говорила она. Умела снять «уроки»-Это сглаз» малышей…  В общем, наша баба Люба, была просто клад! Как бы мне хотелось быть такой же,   как моя бабушка…Когда у нее было хорошее настроение, она пела нам старинные песни…"На Муромской дорожке",И «Когда б имел златые горы»,в конце- непременно плакала… Я удивлялась- чего она плачет???это же песня! Всего- песня !  Наверное, в детстве я была не очень  то сентиментальная. Может, это баба Люба  своими примерами и разбудила во мне целый взвод разных чувств!
Осенью  всей семьей копали картошку. Вся семья-это мама, бабушка, Галя и я.Были еще трое малышей-два брата,и совсем маленькая  сестренка.Но чем они могли нам помочь? Папа лежал в Нахрачах в больнице.Картошки сажали много - надо же чем то кормить скотину! Огород - вечный крестьянский кормилец, и поэтому, чуть не каждый год,папа с мамой припахивали к уже имеющемуся огороду -  новые пустоши.Так огород вырос до тридцати пяти соток…   Эта осень-осень без папы - была теплая и сухая. Ночами было холодно, а днем - солнце согревало землю, и становилось даже жарко… Выкопанную картошку складывали по три ведра в мешки, и мама ,  взвалив мешок на плечо, тащила его в подпол .Бабе Любе жалко было дочь, и она  ведрами носила картошку, хотя ей это строго запрещала мама. Мы с Галей это увидели, и тоже начали носить картошку ведрами… Наверное, полмесяца шла битва за урожай, или с урожаем.Уставшие, измученные, мы еще ежедневно ходили копать колхозную картошку.  Вечером парили опухшие руки в горячей сыворотке , и мазали сметаной…  А сами пищали и орали, потому что обветренные руки жгло и щипало… но  иначе -все руки делались сухими,  шероховатыми, и трескались. Почему то это называлось цыпушки».  Как выдерживали такие нагрузки взрослые,  одному Богу, и им известно… Папа приехал только на Октябрьские праздники- заколоть скотину… В ограде разложили, как всегда, огромный костер, в котором до красна раскалялись железяки -ими палили свиней…Он всегда пытался угнать нас со двора, чтоб мы не видели этого кровавого зрелища… Но меня нельзя было выгнать!Я была страшно любопытна…  А еще нас,  ребятню - привлекали жаренные поросячьи уши… Опаленные и очищенные уши всегда отдавали ребятишкам .Это казалось таким вкусным! Так что там, где кололи скотину -всегда было много ребятни и собак. Ребятишки ходили из двора во двор, и везде их угощали  свиными ушами… В этот раз моя душа разрывалась от жалости к Борьке- добродушному  борову, которого мы с Галей все лето кормили лебедой. Он узнавал нас по  шагам, и радостно хрюкал ,когда мы подходили к его клетке… Конечно же,мы   знали, что Борьку рано или поздно будут резать, но все равно было до слез его жалко!Даже уши, и те я не стала брать. Ушла в комнату, и плакала…. Наверное, неделю я не хотела есть мясо, а потом ничего, успокоилась … Вечером «на свежинку» приходили соседи… посиделки заканчивались поздно. Как много интересного можно было услышать в таких застольных беседах!  Мужики вспоминали войну -плакали, вспоминая  погибших друзей, и пели песни. Не одно застолье не обходилось без песен…  Все это было и в тот раз. Может, только, застолье было несколько подольше и  погрустнее…  Прибрав скотину, папа снова уехал в больницу…  Но зима для крестьян - это отдых. Всего то и нужно -  наносить дров и воды, расчистить дорожки от снега, наварить пять чугунов картошки скотине, три раза в день напоить и накормить ее.   Мама работала с пяти часов утра…Приходила домой часов в девять, в четыре - опять уходила на вечернюю дойку.  Между двумя дойками она умудрялась постирать на такую ораву, отдохнуть, подремонтировать что то из одежды… Обеды готовила баба Люба, полы мыли мы с Галей, воду и дрова носили тоже мы…  Нет, все таки без бабы Любы нам все было бы очень и очень туго.Когда сейчас ругают родителей, что они мало занимаются со своими детьми - я прямо вскипаю.Нами вообще никто никогда не занимался! Мы были членами семьи, и несли за нее такую же ответственность, что и родители.Может, теперь детям просто трудностей не хватает, чтоб почувствовать себя  взрослыми  Слишком мы оберегаем их от житейских бед? Ведь не зря же говорят- «Не давайте рыбу, давайте удочку»… Я очень благодарна своим родителям, что все умею делать сама. Что  приспособлена   к жизни,  и никакие трудности меня не пугают.  Я светло вспоминаю детство. Мои родители научили меня жизни не нотациями и наказаниями, а своим каждодневным и ежечасным трудом….
Громкая реклама вернула меня в реальность…Господи!Дай Господи мне сил ,дай терпения и мудрости жить дальше …  Ведь и моим родным было не сладко… Надо принять то, что уже изменить нельзя… Дальше жить… Ведь жизнь продолжается…