Особенности творческого процесса Моше Закуто

Игорь Медведев 3
Если смотреть на феномен книжной культуры,глазами православного богослова,умею-
щего читать по-арабски и по-арамейски,то письменная рукописная традиция предстает в совершенно ином виде. Ее нужно всякий раз угадывать за внешними формами ее проявления,где находится точка соприкосновения  философии и филологии.Приступая к знакомству с творчеством великого итальянского поэта и
каббалиста Моше Закуто(1620-1697 г.г.)нужно уяснить позицию первоисточников,
главным из которых является книга "Зогар"(Сияние).Согласно этому первоисточнику,Каббала включает в себя Премудрость Высшую и Премудрость Низшую.
Высшая Мудрость есть средоточие всего непознанного и тайного и когда она попа-
дает на источник света,то подсвечивается изнутри.Все это происходит в глубокой
тишине,когда есть игра света то тогда из Космоса прорываются огонь,вода и
воздух.Это и заставляет лексику арабского языка "Зогар" меняться,т.е "быть в
самапроявлении"(таджали),"находиться в самоконкретизации"(та-айун).Центральным
событием этих процессов является обретение принадлежности к эманации(файд),что
означает исполнение неких интенций "сехеля"(мудрости),ибо только ему имманентна творческая,а не просто копирующая сила.По Каббале,"сехель"пребывает вне всякого
контакта с познающим субьектом.Поэтому трудно понять,каким образом Каббала
приписывает одной и той же реальности абсолютную инаковость и теургическое
содержание.Заслуга решения этой проблемы принадлежит Моше Закуто.Он считал,что
отношения человека с Богом всегда остаются отношением Наблюдаемого и Наблюдающего.В тоже время отношения человека с человеком склонны к деградации.
Если,например,кумир М.Закуто-философ XII в.Абу-Имран(Маймонид) мистифицирует
человеческие отношения,то М.Закуто в этом всегда конкретен и конкретность эта
имеет форму чувственности.Он не считал,что отношения между Богом и человеком
обретается лишь в духовном опыте и обладает ценностью лишь доведенное до морали.