Мифологическое мышление и культурная эволюция

Виктор Ефременко
            Если  эта  статья   или  её  отдельные  положения  окажутся  непонятными,  то    это  возможно  из  за  того,  что взята  из  раздела,  в   котором  мои  статьи  лежат  в  произвольном  порядке.Нельзя  читать  книгу  с  середины. Возможно,  что  статья  еще  не  в  окончательной  редакции  и  уже  в  настоящее  время  несколько  пересмотрена.   

               Человек   в  социальном  обществе  является  той  базовой  структурой,  из  которой  построены  все  органы  государства,   подобно  тому,  как  клетка  в  биологической  эволюции   является  базовой  структурой  для  построения  всех  органов  многоклеточного  организма.  В  таблице  приведены   структуры-аналоги  биологической  и  социальной  эволюций.
               Впервые  эволюцию,  в  виде  некоторой  научной  доктрины,  выдвинул  философ  Ламарк,  используя  в  качестве обоснования  принцип,  что  «природа  стремится  к  совершенству».  Принцип  этот    не  следует  из  экспериментов,  а  является  чисто  умозрительным,  философским.  Тем  не  менее,  теория  Ж. Ламарка,  хотя  и  неверно  аргументированная,  рассматривается  в  качестве  первой  попытки   обоснования  наблюдавшегося  ещё  Аристотелем   эволюционирования  в живой  природе.
              Ч. Дарвин  первым  показал,  что  из  экспериментально  обнаруженных  фактов,  собранных  им  в  путешествиях,  и  правильно  осмысленных,  принцип  естественного  отбора  в  результате  борьбы  особей  за  существование  позволяет  объяснить  наблюдаемую  эволюцию  живой  природы.    Одновременно  с  ним  к  такому  же  выводу  самостоятельно  пришёл  и А. Уоллес.  Правда  было  вскоре  показано,  что  одного  принципа  недостаточно.
              Три  принципа  лежат  в  основе  любой  эволюции  жизни. Дарвин  открыл  2  из  них.  Наследственность,  которая  является  третьим  принципом,  была  объяснена  позже  с  появлением  генетики,  хотя  первые  данные  по  наследованию  получены Г.Менделем  через  7  лет  после  опубликования  основного  труда  Ч.Дарвина.  Они  однако  не  привлекли  внимание  научной  общественности  и  через  40  лет  были  переоткрыты.  Дарвинизм  и  генетика  ещё  40  лет самостоятельно пытались  объяснить  эволюцию.  Но  всё  же  было  показано,  что  генетика  и  Дарвинизм  не  противоречат,  а  дополняют  друг  друга.  Возникла  синтетическая    теория  эволюции,  объединившая  2  точки  зрения.
               Эволюционирование  живого  заключается  в  приспособлении (адаптации)  его  к  условиям  существования.   Живые  организмы  изменяют  свое  строение (морфологию),  чтобы  адаптироваться.  Сложным   организмам  требуется  ещё  и  нервная  система,  которая  позволяет  адаптироваться,  создавая  стабилизирующие  обратные  связи  в  организме.  Датчиками  этих  связей  являются  глаза,  уши,  ультразвуковые  локаторы у  некоторых  животных и  т.д.  Для  организации  обратных  связей  требуется  мозг,  который  постепенно  развивается,  так  что  появляется  разум. 
            Разум  это  способность  мозга  абстрагироваться,  создавать   картины (модели)  действительности,  делать  по  ним  выводы не  прибегая  к  эксперименту.   
           Homosapiens  это  вид  из  подсемейства  гоминин,   разум  которого  достиг  в  результате  эволюционирования  такого  уровня,  который  позволил  ему  адаптироваться  исключительно  за  счет  разума.  С  этого  момента  HS  можно  считать  потомком  приматов,  который  адаптируется  исключительно  за  счет  своего  разума,  а  не  за  счет  изменения  морфологии. Его  собственно  и  следует  называть  человеком.   Его  эволюция  это  предмет  социобиологии,  а  не  социодарвинизма,  который  не  является  наукой  вообще.  Социодарвинизм -  неудачная  попытка  применить  биологические  законы   к  эволюции человека происходящей  с  помощью  других  репликаторов и  неизмеримо  более  быстрой,  чем  биологическая  эволюция.
              Эволюционирование  за  счет  разума  сделало  неизбежным  объединение  людей  в  города  и  государства,  так  как  такое  эволюционирование  происходит  за  счет  получения  и  обмена  информацией.  Информация  является  для  человека  ресурсом,  причем  таким  ресурсом,  которым  выгодно  делиться  друг  с  другом,  так  как  при  таком  делении  ресурс  у  донора не  уменьшается,  но  появляется  надежда  получить  другую  полезную  информацию  от  реципиента.   Эта  эволюция  получила  название  социальной (культурной).  Она  происходит  не  за  счет  адаптаций  запоминаемых  в  генах,  а  за  счет  структур  мозга  названных  Р.Докинзом  МЭМами. Культура,  понимаемая  в  широком  смысле,  это  вся  информация  передаваемая  негенетическим  путём.
               Многие  воспринимают  термин  «культурная  эволюция»  как  эвфемизм,  но  на  самом  деле  это  настоящая  эволюция  с  присущими  ей  принципами.  Из  трёх  непременных  атрибутов  присущих  любой  эволюции (Изменчивость   вида,  отбор,  и  наследование)  в  культурной  эволюции по  сравнению  с  биологической изменились два  за  счет  изменения  репликаторов. 
               Отбор  становится  в  некоторой  степени  не  совсем  естественным  и,  кроме  того,  адаптации    происходят  не  к  естественным  природным  условиям  среды,  а    к  условиям  среды,  созданной  самим  человеком.  К  условиям  существования  в  социальном  обществе.
              Передача  адаптаций  осуществляется  не  генами  (структурой  ДНК),  а  МЭМами  структурами  мозга,  другими  словами  изменились  сами  репликаторы.  При  этом  стало  возможным  передавать  полученную  информацию  мгновенно  другим  людям,  что  в  биологической  эволюции  невозможно.               
            Именно  это (изменение  репликаторов)  делает  культурную  эволюцию  намного  порядков  быстрее  биологической,  что  субъективно  воспринимается человеком как  сжатие  времени,  ибо  за  10 лет  в  21  веке  меняется  гораздо  больше  чем  за  100лет  в   середине  прошлого  тысячелетия.
Если  культурную  эволюцию  воспринимать  как  красивое  словесное  обрамление  наблюдаемых  процессов  и  объяснять  её  мифологическими  процессами  борьбы  ДОБРА  и  ЗЛА,  то,  объективно  говоря,  это  маскирует  процессы,  позволяет  ЗЛУ  развиваться  там,  где  нет  света  понимания.
         Мифологическое   мышление  присуще  не  только  малообразованным  людям.  Оно  присуще  множеству  высокообразованных  людей.  Видимо  с  ним  комфортнее  существовать,  ибо  оно  проникает  в  подсознание  при  воспитании  и  выковыривать  его  из  подсознания  довольно  болезненно.  Так  происходило  с  Ч. Дарвиным,  когда  он  не  просто  верующий  человек,  а  учившийся  на  священнослужителя,  в  результате  своей  работы  обнаружил,  что  гипотеза  существования  Бога  ведет  в  тупик  при  попытках  объяснить  наблюдаемые  факты  эволюции.  Дарвин  сумел  преодолеть  своё  первоначальное  мифологическое  мышление.
          Что  касается  социальной  эволюции  в  России,  то  наши  люди  подсознательно  считают,  что  элита  нами  правит  для  нашей  пользы,  что  всё  плохо  потому,  что  лучше  жить  никак  нельзя,  что  нам  все  мешают,  ставят  палки  в  колёса.  И  когда  появляется  А. Навальный,  который  говорит,  что    наши  доходы  в  руках  чиновников  и  прикормленных  олигархов,  то  это  у  многих  вызывает  недоверие  -  «так  же  не  может  быть,  они  же  (элита)  делают  для  государства  всё  что  можно». 
          Люди  не  хотят  понять,  что  эту  элиту  правильнее  рассматривать  как  паразитов  на  теле  государства.  Тот  порядок  и  та  неэффективная  система  власти   создалась  не  случайно,  не  по  недосмотру,  а  сформировалась  с  учётом  ментальности  людей  и  в  том  числе  простых  людей  с  присущей  им  ментальной  верой  в  справедливость  власти  и  с  непривычкой  к  самоуправлению.  Такое  представление  есть  чистая  мифология  не  имеющая  никакого  научного  обоснования   кроме  телевизора.
         Появление  паразита  на  теле  хозяина  изменяет  их  совместный  эволюционный  путь (судьбу).   Иногда  паразит в  биологической  эволюции  со  временем   становится  чем  то  полезным  хозяину  в их  симбиозе,  иногда  же  он  заставляет  хозяина  действовать против  своих  биологических  интересов.  Моральные  оценки  здесь  неприемлемы.  Это биологическая  эволюция.
 В  культурной  же  эволюции  моральные  оценки  оправданы,  так  как  условия  существования  создаёт  сам  человек.
  Если  ты  говоришь  паразиту  в  социальном  обществе,  что  он  не  прав,  то  ничего  не  происходит, он  на  это  не  реагирует  положительно, потому  что  изменения (адаптации) в любой эволюции  происходят только от  изменения  условий  существования  особей,  а  не  от  слов. Бытие  определяет  сознание  говорил  Маркс.  Но  не  всегда.  Появились  СМИ,  которые  оказывают  влияние  на  сознание  помимо  бытия.
       В  самом  деле,  если  ты  обругаешь  клопа  сосавшего  твою  кровь,  то  вряд  ли  он  на  это  среагирует,  а  вот  если  изменишь  для  него  условия  внешней  среды, посыпав  дустом  места  его  обитания,  то  ему  поплошеет  и  в  следующую  ночь  он  к  тебе  не  вернётся.
      На  многочисленных  экономических  форумах,  даются    рекомендации,  что  нужно  сделать,  чтобы  экономика  пошла  в  гору  при  наших  огромных  природных  ресурсах,  но  ничего  не  происходит. Это  показывает  только,  что  и   грамотные  экономисты  в  вопросах  эволюции  часто  имеют  мифологические  представления.  Их  советы  это  сотрясение  воздуха,  симуляция  деятельности.  Они  для  элиты  не  интересны.
   Об  этом  я  подробно  писал  в  статье «Почему  элиты  не  готовы  к  реформам».  А   всё  потому,  что  культурную  эволюцию  люди  не  хотят  признать  за  настоящую  эволюцию  с  её  непременными  атрибутами - принципами.