Бессмертная сага. Родители. Продолжение следует

Магда Кешишева
   В его детстве всё было заранее запланировано, кроме события, случившегося в час его рождения. Это была разразившаяся внезапно гроза: струи дождя нещадно барабанили по крыше и окнам, а от удара молнии сгорел дуб, из ветки которого дворецкий вырезал ручку. Эту ручку будущий писатель трепетно хранил всю жизнь.

   Он был вторым ребёнком в семье состоятельного юриста, владельца юридической конторы, имевшей несколько филиалов в Лондоне. Серьёзный юрист позволил себе жениться довольно поздно, когда прочно встал на ноги. В 45 лет он женился на девушке, которая была младше него на 20 лет. Ещё через пять лет в семье родились дети: две дочери и два сына. Но поговорим о втором ребёнке, ставшем писателем, имя которого широко известно во всём мире.

   Отец, замечательный человек, которого с детьми разделяла большая разница в возрасте, и который был глубоким стариком, когда дети выросли, так заботился о детях, и столько дал им, что они испытывали к нему чувство безграничной любви и восхищения.
   Мать детей, дочь уважаемого мирового судьи, не смогла оценить силу, решительность и трезвый ум мужа - качеств, которых так недоставало ей. Она видела, что дети, а особенно дочери, больше похожи на отца, чем на неё. Детей же раздражала мелочность матери.
   Уже в зрелом возрасте писатель признавался, что отцовское влияние на него было всегда превалирующим и определило всю его дальнейшую жизнь. В автобиографических заметках есть такие строки: -"Я так преданно и глубоко любил его, что не мог относиться к матери со всей любовью, которая ей должна была принадлежать по праву..."

   Отец старался, чтобы дети имели всё: чистый воздух, парное молоко, собственные фрукты и овощи, постоянное внимание и заботу. Будучи достаточно состоятельным человеком, он облюбовал участок земли и построил большой дом по собственному вкусу, где дети проводили всё лето. У семьи был многочисленный штат прислуги. Именно здесь прошло детство будущего писателя, его брата и сестёр.
Отец был, кроме того, высокообразованным человеком, которого интересовало всё: все виды искусств, красота в любых проявлениях: хорошенькое личико, нежная
мелодия, красивый танец, пение птиц, луна между ветвями тополей, звёзды на ночном
 небе, запахи, сонеты Шекспира.

   Будущий писатель унаследовал от отца: любовь в природе, литературе, музыке, театру. Отец самым тщательным образом следил за своей внешностью и одеждой. Вспоминая отца, сын писал: - "Казалось, он никогда не снимал отлично сшитых мягких башмаков на пробковой подошве и не выносил никакой другой обуви, потому что об неё можно испачкать руки с длинными отполированными ногтями и
проступавшими сквозь кожу голубыми жилками".


   С одной стороны может показаться странным сочетание высококультурного и образованного человека, который в то же время хитёр, решителен и преуспевает в юриспруденции,  ещё и - образцовый отец, но дети запомнили его именно таким. Не удивительно поэтому, что, став писателем, старший сын в своих романах показывает идеальные отношения отцов и детей.

   И как непохожи краски, какими нарисована мать! Суетливая, всегда утомлённая, заурядная женщина с тяжёлым характером, хотя дети старались как можно лучше исполнять свои сыновние и дочерние обязанности. Запомнилась она докучливой особой, не блиставшей ни умом, ни интеллектом. Все её интересы ограничивались домом, но и здесь она была сверх меры заурядным человеком. Мать питала слабость к маленьким предметам: миниатюрным инструментам, игрушечным веникам, совкам.

   Она раздражала дочерей своей постоянной суетливостью вокруг них: то играла с их волосами, то поправляла одежду. И в то же время эта женщина свободно говорила по - французски, пела и играла на рояле, искусно вышивала, хорошо держалась в седле и метко стреляла из лука. Правда, она почти не читала, не вела бесед с детьми, и, как вспоминал сын, "никогда ни о чём не задумывалась".
   Бывало, мать чувствовала себя чужой в собственной семье. Она жила интересами
внешнего мира. Королевская семья, церковь, общество - это было для неё тем миром, которым она жила, и в незыблемость которого она верила. Что касается семьи, она
преуспела в ведении домашнего хозяйства, в выборе нарядов, в содержании дома в
чистоте, рукоделии, организации обедов, руководстве прислугой. Как она страдала,
заметив брошенные где попало иголки, булавки, книги, газеты! Но небрежность в
одежде раздражала её больше всего.

   Супруги, мягко говоря, не очень подходили друг другу, и в первые годы были не особенно счастливы. Оба были людьми с характером, но не шли на уступки, мирно сосуществуя в большом доме, где можно было не мозолить друг другу глаза, встречаясь лишь за обеденным столом или на светских торжествах.  У них и в мыслях не было задуматься о взаимопонимании, к которому так стремятся современные мужья
и жёны.

   Может быть, именно поэтому так странен и нелеп оказался финал их жизни. За два года до смерти мужа, когда ему шёл девятый десяток, жена решила, что он уделяет слишком много внимания гувернантке их внуков, собрала вещи и ушла от мужа, с которым прожила больше сорока лет. Женщина сняла квартиру, а муж проводил последние дни то у одной, то у другой своей замужней дочери.

   Женщина последующие дни жизни провела в путешествиях, знакомясь с новыми городами и людьми, завязывала скоротечные дружеские отношения. Дома же она собирала коллекцию женских шляпок, вырезанных из журналов и приклеенных в альбом. И такая жизнь её устраивала: можно было стать самой собой и жить в своё удовольствие, не боясь чьей - то критики.

   Я благодарна терпеливому читателю и думаю - пора открыть имя человека, с родителями которого я вас познакомила. Имя его - Джон Голсуорси, автор знаменитой "Саги о Форсайтах", выдающийся английский писатель.
   Разговор о самом Голсуорси пойдёт дальше.