Седьмая жалоба

Алла Растворцева 2
        Есть на свете  люди  разные  -  добрые и прекрасные.  Много  о  них  написано  повестей, рассказов и стихов…  Многое из  этого  запомнилось.  Наравне с  этими людьми.   На  моём  житейском  пути  много  таких  было.   Гвозди бы делать из этих людей, не было б в мире крепче  гвоздей.   
      Но  попадались мне  и  такие  -  вредные  бесы.   И  не различить их сразу, что они бесы.    Надо около них пожить, посмотреть на них, пообщаться,  послушать – что о них другие говорят.
       Так вот. .. Мой рассказ об одном из них…  а  в  общем,  как и все рассказы из прошлого  у  меня  имеют  свою  преамбулу,  так сказать  -  с  чего  всё  начиналось
        По профессии  я  -  экономист.  Причем  -  экономист  до  кончиков своих волос.  И  очень  долго  в  жизни  я  - Экономист. Почти -  всю  жизнь.  Всё  в  моей  жизни  должно было  подчиняться  определенным  законам и правилам,  по теории Маркса-Энгельса  «Капитал»
        Начало 80х прошлого века, а конкретно 1983й год. К тому времени  я  наработала  экономического стажа  уже  18 лет.  И  во  многом  разбиралась  хорошо.
        Училась я три месяца  на  курсах повышения квалификации экономического персонала  предприятий Мингазпрома СССР – в Московском нефтяном институте.   Бывала  в  приёмной главного экономиста МинГазПрома – Шадриной Анны Кузьминичны.  Она  меня всё агитировала  поменять место работы и жительства – Узбекистан на Сахалин  «ОхаГазПром»  Нужда там была большая видимо в кадрах.
Я пообещала ей -  подумаю.   А  думы об изменении места жительства у меня, действительно, были.  Вернулась после этих курсов уже с третьим «отличным» удостоверением.  Корочек об образовании у меня уже поднакопилась приличная  пачечка. Училась я всегда.  В своем Узбекнефтегазе рассказала про Сахалинское предложение.  Мне уже наш главный экономист говорит – ну уж если так хочется сменить место жительства, то только Мубарек.   –Это где? – спрашиваю?   Это?  Это Кашкадарья  и там в областных руководителях  наш человек и вы его знаете – Атаджанов Алихан Рахматович…  Ооо!  - воскликнула  я -  тогда, конечно.  Я  Алихан Рахматовича  знала с 1965 года. Очень красивый мужчина. Внешностью – ну вылитый Батыр Закиров. А как он умел тактично и дипломатично вести  свои собрания. Просто – все в него были влюблены.   И  так, было мною решено – Мубарек.!!!   После  командировки в Ташкент я поехала в эту Кашкадарью.  1983й год. О том, какой я увидела для начала  областной центр – это тема для отдельного рассказа.  Но  удрученность уже появилась. 
        А уж Мубарек -  это  сказка об Аладдине и  его  месте жительства.
Но… назвался груздем – полезай в кузов!  Договор на три года оформлен, в Андижане  квартира забронирована на три года. Всё как-то складывалось.  Хотя я, надо сказать, там по началу  три месяца каждый день плакала горючими слезами – ЗАЧЕМ Я СЮДА ПРИЕХАЛА?  ЗАЧЕМ?.   Подруга у меня там появилась, тоже моя  землячка.  Тоже по договору из Андижана.  Каждый день она меня поила элениумом, отпаивала  чаем, уговаривала  - возьми себя в руки, три года – пройдут, пролетят, не заметим. Обратно вернемся.  Ну, мал-по-малу привыкала,  работала, вникала во все мгновения степной промысловой жизни нефтяников-газовиков центра Узбекской добычи, привыкала к этому многонациональному коллективу людей, дарующим Республике тепло.  А  коллектив был очень даже не маленький – более четырех тысяч человек. А уж  национальностей – когда делала первый полугодовой  отчет – узнала – 53 национальности было!   Мал-по-малу стало даже нравиться. Активная деятельность, скучать и тосковать за Андижаном было просто некогда.
         Однажды  Алихан Рахматович Атаджанов  (отмечу,  что  это был последний председатель областного исполкома перед И.А.Каримовым).
Атаджанов  А.Р.  строго  всех  озадачил  -  навести  порядок  с  ценовой политикой во всех отраслях деятельности и особенно, в сфере коммунального  обслуживания населения.   Задача  поставлена.
Окунаюсь в эту задачу. 
         Был  у  нас  контрольно-ревизионный отдел,  функционально подчинялся бухгалтерии. Начальником отдела  был – назову его – Борис Михайлович.    Коммунист.  Юрист.  Бесконечно  выискивающий  что-то, за что можно было бы премии лишить, а то и в должности понизить или вообще с работы турнуть.    Я к тому времени – секретарь первичной партийной организации в этом большом предприятии.  Коммунистов, конечно, не столь много – порядка 80 с чем-то  человек.
…….вызывают меня в местный горком партии и выдают решение заседания этого ГК.  В котором было прописано, чтобы  в  этой ППО немедленно провести закрытое  партсобрание  (а в основном – бывали собрания открытые и на них присутствовали желающие беспартийные).
И на этом парт.собрании разобрать недостойное поведение  этого самого Бориса Михайловича в части сокрытия доходов  по уплате  членских партийных взносов.  Обвинение, конечно, серьёзное.  Устно  мне было дополнено  -  исключить из членов КПСС, с должности начальника КРО освободить,  понизить до рядового бухгалтера.
        Провожу  собрание.  Бориса из партии исключили  с  последствиями в этих случаях .   это был уже  1986й по-моему год.   Вскоре мой герой  оформил себе пенсию – вначале по инвалидности, потом уже по возрасту.  Пенсионер. Но с юридическим, так сказать, образованием.  Люди  мне  стали доносить -  имейте ввиду, этот Бориска ведет против вас деятельность,  пишет на вас жалобы. Будьте осторожны.
       Ну  мне некогда вникать в эти сплетни, а осторожной я была всегда.  А  жалобы, действительно стали появляться как-бы из ни откуда. Сначала  ничтожные и не заслуживающие особого внимания. И даже до меня их не доводили, Разбиралась комиссия. Помнится только, как-то вызвали меня в облисполком и показали бумагу, в которой этот Бориска писал, что я специалист неграмотный и цены я везде и всюду завышаю.  Предложили  представить мои расчеты и сметы в  областную экспертную комиссию   Представила… Дней через 10 пришел ответ, что все конечные цены согласованы в ГосКомЦен при Госплане РУзб.  Претензий не предъявлено.   Ну и всё!  И я была уверена в положительном результате проверок. Не первая она была у меня и не последняя  в  дальнейшем.
         И вот уже  2002й год.   Как-то под выходные дни мне моя вышестоящая из отдела Компании  вечером домой звонит и говорит – приготовься, в понедельник  по твою душу  приедет очень большая комиссия – аж 7 человек, перечислила – кто-кто.  Ну, пусть приезжают – ответила я -  гаплашамиз, то есть, поговорим.
        Суббота.  Утром  раненько вдруг приходит ко мне главный бухгалтер нашего Гор.жил.управления.  Так это – зашел и – прямо с порога озирнулся и говорит мне ь– а чо? У вас только  две комнаты?  Ну, да – говорю – всегда было ДВЕ.  Он и говорит – а в жалобе написано, что три, и что вы вообще ни за что никогда не платили, и так далее что-то еще.  Я говорю – в какой жалобе?  Он  мне  подает  отсканированные  три  листа  написанные  рукописью.  А  вот  -  почитайте – и пока  выходные дни – разберитесь. Комиссия  едет, очень большая.   Вот-те-на!    Новости!!! Неожиданные.  Хотя  меня накануне  об  этом предупредили уже.   Ушел  этот  Голибжон, а я стала  читать эту  жалобу.  Мама дорогая!  Что там  было?  И  что у меня в Андижане  аж  два дома!  И  что мужа своего – афганца  я  «выгнала», а сама пользуюсь его афганскими льготами по всем параметрам и направлениям.  Волосы мои  начали  кучерявиться.  Третий лист  был  с  подписями  жалобщиков.  Штук двадцать пять там было подписей. Причем – с фамилиями конкретно и указанием их адресов. Сажусь за телефонный аппарат  и по справочнику – нахожу  адреса и их телефоны.  Три  адреса нашла, прозвонила. Чья это инициатива и как это было – спрашиваю.  Мне говорят - -а Гульнара, отдел кадров завода ходила и собирала подписи. А вы – спрашиваю – саму жалобу читали? Видели – под чем подписываетесь?  Нет – ответили мне двое, третья сказала – а я как-то даже и не интересовалась, о чем это. Гульнара им сказала совсем про другое.    Далее вдруг в этом списочке мелькнула очень мне знакомая фамилия и адрес. Это были мои друзья.  Вот  уж моему удивлению и возмущению нет предела!   Звоню им домой. Их нет дома.  Над ними соседка – тоже  наша и моя закадычная. Ей звоню – мол, где  соседи?  Эээ, наверное на базар пошли.  Говорю  -  как  придут  -  немедленно мне пусть звонят….
      Дело уже к обеду. Звонит моя подруга.  А? чо случилось?  Мы  пришли… Я  ей  говорю – так, пусть Анвар берет бутылку, дай ему банку огурцов, и  пусть он пулей – ко мне.  А  чо  такое?  Она в недоумении.  Всё – говорю ей – потом…
      Через 15 минут  Анвар  с  бутылкой и банками огурцов, шпрот и сельди в баночке был у меня.   
      Садись, дорогой – говорю ему….  Разговор будет долгий. Он тоже в непонятках.  Сначала  даю  ему  листок с подписями и тычу в его подпись -  твоя?  Спрашиваю. Он говорит – да, моя, точно моя,  а  что  это такое?  Подаю ему уже эту жалобу.   А теперь читай, чего подписывал… Читает… за голову хватается, лысину хлопает и матерится. – ё-моё – откуда это?  Что это?
      Открыли бутылку, открыли банки, поставили рюмашки. Хлопнули по одной для начала.    Ну, - говорю – давай рассказывай сам – что это? И  откуда? И как это было?    Он мне тоже говорит – по заводу ходила кадровичка и собирала подписи, якобы под жалобой в Олий Мажлис на перебои с электричеством, газом и водой.  Ну  все и подписывались. А оно – вон оно как?   Чья же это работа?  Башку бы ему оторвать… Тут его жена пришла, не выдержало женское сердце – с кем её муж выпивает и по какому случаю?   Короче – посидели мы по такому случаю аж до вечера. Придавили еще «пузырек».  Наталья говорит мне – не переживайте, всё будет ХАРАШО!!! Разберутся. Не такое бывало.
       Наступил понедельник.  Встретил наш руководитель эту ВЫСОКУЮ комиссию.  Плов, естественно. И под плов читали хором эту «жалобу».  Тут  кто-то говорит – раз жалоба с завода – вызывайте директора завода и его кадровичку.   После обеда – директор завода и кадровичка их  были оба в  кабинете нашего начальника. А начальник у нас – крутой мужик – в выражениях не стеснялся. Допрос кадровички с пристрастием. Кто?  Она  и  говорит – Борис Михайлович. Поручил мне собрать подписи, а жалобу, мол, он сам напишет. Он юрист…
       Послали за этим юристом.   Пришел он.   Снова разборки, что в жалобе – ложь, ни один факт не имеет места. И спрашивают – почему возникла эта жалоба и почему именно он её решил написать.  А он и выкатывает  -  это моя ей месть за то, что когда-то меня она из партии исключила. Все рот раскрыли от изумления.  Наш руководитель и говорит мне -  так  пишите  заявление на него в суд. Посчитайте на этих 7 человек стоимость затрат, которые они понесли, приехав сюда, приплюсуйте свой моральный ущерб за клевету дпа побольше  .  Судебные издержки  я  оплачу…  Тут  присел  наш  «жалобщик».  Ущерб  был  бы  порядка 4х-5ти миллионов по тому уровню наших денег.
…….Я смотрю на этого Бориску и улыбаюсь. Я всегда почему-то улыбаюсь…  И  говорю  ему  -  ну, Борис….куда  теперь будешь писать?в ООН?     В  общем, пожалели мы его, не стала я в суд бумагу относить, хотя я её и сочинила, и один экземпляр на третий день ему вручила.
       Через месяц наш жалобщик уехал из города.  В Чирчик.   Смеялись мы все, вспоминая эту седьмую жалобу.
       Но это еще не конец.
       Через год наш Бориска умер в Чирчике. А как пенсионер, он состоял на социальном учете у нас.  Через пол-года  приезжает его жена с заявлением об оказании ей  похоронной материальной помощи.   Заходит ко мне  мой заместитель по труду и зарплате с этим заявлением - - Нима киламиз? Пуль оберамиз-ми?  (чо делать?  Дадим деньги?)  -  оберамиз – говорю.  Вой – говорит мне мой заместитель -  ээ, сколько он вам зла сделал? Давайте замурыжим тоже эту ариза (заявление)   Эй- говорю – Авезмурод – сегодня же напиши приказ и отдай на подпись. А то этот Бориска и с того света на меня ВОСЬМУЮ жалобу напишет…
         Вот  какие  бывают  вредные  люди. Бесы.  Они  маниакально до конца жизни   озабочены местью.
        13 лет уже прошло. А вот вчера в разговоре  - воспоминаниях о жизни нашей прошлой – всплыла эта история  -  СЕДЬМАЯ ЖАЛОБА