Бессмертная сага. Братья и сёстры. Продолжение

Магда Кешишева
   Старания отца подарили детям счастливое детство. Они могли гулять, кататься на пони, у них было даже собственное крикетное поле, где устраивались семейные матчи. Увлечение крикетом осталось у Джона на всю жизнь.
   Главную роль в мироощущении и сознании девочек и мальчиков играли няни и гувернантки,  мать была далёкой и чужой. Не удалось ей завоевать привязанность родных детей.

   Маленького Джона интересовало всё. Он с удовольствием наблюдал, как садовник выбирает в оранжерее и виноградной теплице ананасы и виноград, собирает персики, как отец с дворецким с двумя плетёными корзинами откроет дверь, из - за которой повеет запахом рыбы. Джону нравилось подолгу находиться на кухне, наблюдая за приготовлением еды. Любил он бывать и в конюшне, где конюх начищал пуговицы, чтобы быть готовым - а к чему, он не знал.

   Но он хорошо запомнил момент появления мамы. Очень красивая, в парадных серьгах, с локонами, она встречала подъезжавшие к дому экипажи с гостями. Дворецкий важно шагал через холл, за ним шла очередная пара.
   И вот мама отсылала сына спать, и он, прячась между перилами второго этажа пытался рассмотреть очередного мистера или миссис. Этот мир взрослых наблюдал мальчик с определённого расстояния, а главную роль в его жизни играли люди, которые были с ним в детской и классной комнатах - всё те же няни и гувернантки.

   Джон с детства очень любил читать, особенно приключенческие и исторические романы, которые заполняли его воображение. Потом он разыгрывал целые баталии, морские и сухопутные, используя всё: оловянных солдатиков, игрушечные пушки,
 лодки, кирпичи.
   Брат и сестрички подчинялись Джону, который был вожаком во всех играх в доме и во дворе. Он был командиром, когда играли в бои с подушками, и капитаном на кораблях, построенных из кроватей и ящиков от комодов.  Но Джон был очень мягким и деликатным командиром, и эти его качества не изменились в дальнейшем.

   Джону была очень близка старшая сестра Лилиан. Миниатюрная, хрупкая и нежная, застенчивая, но с твёрдым характером и интеллектуальными способностями, девочка обожала Джона. Уже будучи школьником, а затем и студентом, Джон любил общаться с сестрой, которая была умна не по годам. Общение с ней во многом повлияло на формирование мировоззрения молодого Джона Голсуорси. Она всегда чем - то занималась: рисовала, читала, писала, рукодельничала, и в то же время всегда находила интересную тему для беседы. Когда дети были маленькими, Лилиан рассказывала им сказки. Став старше, Лилиан увлеклась философией и читала философские книги на немецком языке.

   Совсем иными были отношения Джона и младшей сестры Мейбл, которая была младше брата на четыре года и очень походила на него. Мейбл отличалась от старшей сестры роскошными золотыми волосами.
 В дошкольные годы он на неё не очень обращал внимание, а в  девять лет  мальчик покинул детскую и поступил в подготовительную школу. Это было небольшое заведение, где жена директора по - матерински заботилась о мальчиках, отданных родителями под опеку её мужа. Не следует забывать, что в те времена дети в семье пользовались меньшей свободой, чем сегодняшние дети. Они привыкли подчиняться
определённому порядку, поэтому особого контраста между домом и школой не чувствовали. По этому поводу даже говорили, что вряд ли на любом этапе всемирной
 истории можно найти человека, более счастливого, чем английский школьник 80-х -
90-х годов прошлого века.

   Отношения Джона и младшего брата Хьюберта были всегда очень тёплыми. Хьюберт был более подвижным и выносливым, с быстрой реакцией. И с Джоном они хорошо дополняли друг друга, особенно при игре в теннис или в бильярд. Разница в полтора года не давала себя знать, и когда братья стали вместе учиться в школе, они
особенно сблизились. В семье Голсуорси Хьберт был "белой вороной": он делал большие успехи в спорте, но был гораздо менее интеллектуален, чем остальные дети.

   В школе Джона любили и педагоги, и сверстники. Он, воспитанный, добрый,
начитанный, хорошо учился активно занимался спортом, придумывал игры, где
требовалось богатое воображение. Возможно последнее было признаком его
писательского будущего.


   А пока мальчик  перешёл в среднюю школу. Это был уже серьёзный момент в жизни Джона: в школе не только учили латынь и греческий, но и такие предметы, как дипломатия, политика и государственная служба. Для четырнадцатилетнего подростка
средняя школа был новы миром, где существовали некоторые табу, весьма странного
порядка. Например, нельзя было ходить по улице с закрытым зонтом, шляпу следовало надвигать на лоб, нельзя было проявлять к чему - то восторженного отношения, к наказаниям надо было относиться абсолютно равнодушно. Кроме того в школе система "хозяин - раб": новичок становился слугой старшего ученика. Он следил, чтобы, скажем, перья !хозяина" были всегда очинены, промокательная бумага заменена свежей и т.д. У Джона таким "рабом" был Хьюберт.

   Джон Голсуорси  настолько хорошо зарекомендовал себя, что в выпускном классе был старостой класса и так называемого Мортон - Хауза, где жили ученики. Когда Голсуорси окончил школу, декан написал ему:-"Должен сказать честно, что  я не знаю, смогу ли когда - нибудь найти достойную Вам замену; даже среди лучших старост не было человека, с которым мне с самого начала работалось так легко, и который так бы устраивал меня со всех точек зрения. Скажу без преувеличения_ я всегда буду вспоминать Вас, как идеального главу Мортон Хауза".

   Члены семьи Джона вспоминали забавный случай. В день выпуска Джона из школы вся семья приехала принять участие в этом событии. Несмотря на торжественность момента родители и остальные дети с трудом сдерживали смех, глядя, как аккуратный Джон, сидя на сцене в первом ряду, носовым платком вытирает пыль на своих туфлях.
   Таким предельно аккуратным оставался Голсуорси в течение всей жизни.

   Итак, школа закончена, впереди его ждала учёба в Оксфорде.

   Что ждало здесь Голсуорси, и как сложилась его дальнейшая жизнь, узнаем позже.