Ангел в Париже

Людмила Куликова-Хынку
(О фильме "Ангел А")

Париж, набережная Сены, собор Нотр-Дам и конечно, Эйфелева башня. Это штампы. Но на их фоне – необычный сюжет – совсем не штамповка. Фильм Люка Бессона про Ангела в Париже вовсе не о гонках в такси или одиссея профессионального убийцы Леона, вдруг познавшего высокое чувство любви. Да и главный герой Андре – не разухабистый киллер, а жалкий андеграунд, неудачник, задолжавший всем авторитетам бандитского мира Парижа.

Жизненный узел затягивается все туже. Андре угрожают кредиторы,  его вышвыривают из полиции прямо на тротуар, выдворяют из американского посольства, куда он обратился в надежде добраться до Нью-Йорка. Одиночество и безысходность. Андре видит один выход: суицид, мутные воды Сены. Последний вздох, последний глоток воздуха, и... вдруг в метре от него – такая же неприкаянная душа в черном платье, готовая навсегда исчезнуть в темной бездне. Знак. Стоп-сигнал. Призыв остановиться. Сочувствие. Что-то екнуло на самом донышке сердца, но не за себя. За ближнего.

Здесь и заканчивается банальность сюжетного ряда. Начинается внутренний диалог, философия. Черно-белый фильм – не стилизация под ретро. Это художественный прием, подача информации. Глубинная суть человека, в душе которого переплелись добро и зло, светлое и темное. Высокая эффектная блондинка (датская модель Ри Расмуссен) и неказистый приземистый лузер Андре (актер Жамель Дебуз). Белоснежные крылья почти бесплотного Ангела и дымящаяся сигарета. Рассуждения о спасении души, сострадание и жестокий цинизм сердец, обернутых в слои денежных купюр. Чистота и грязь. Яркие огни многолюдного города и одинокая угасающая душа.

 За этой почти потухшей душой неотступно следует долговязый Ангел. То исчезает, расправив крылья, то появляется вновь. Добывает деньги, обещав похотливому дельцу плотские утехи и расправляется с ним, вышвыривая как последний хлам. Но Ангел не оставляет того, кто сохранил чистоту внутреннюю, несмотря на неряшливый вид и потертый плащ. Ведь важна не внешняя оболочка, а то, что внутри. И происходит чудесная реанимация.

 «Ангел А» - не микс мелодраматичных нот с напряженностью действия, как это было в  ранней бессоновской работе «Подземка». Фильм - о жестокости и пошлости мира. О душе человека, победившего скверну с помощью ангельского терпения. Мистика смешана с тонким юмором бытовых зарисовок. Философский подтекст не утяжеляет легкость восприятия фильма. Романтик найдет в нем нечто уже в ночных огнях Парижа, меланхолик ощутит надежду, любитель гангстерских мелодрам загуглит другое.

О вкусах не спорят.