Полевые аэродромы

Виталий Буняк
                /эссе/
    Как ни прекрасны бетонные взлетно-посадочные полосы современных аэродромов  с их яркими огнями, ровными рулежными дорожками, навигационными системами – я  хочу  отдать должное ностальгии и признаться в любви полевым аэродромам, с которых на заре ХХ века и начиналась   авиация.

Я люблю простор полевых аэродромов с их далекой синью горизонта, с постоянно меняющимися  красками  их  покрова, с пьянящим запахом многотравья, с полосатым конусом ветроуказателя, который пилоты в шутку называют «колдуном», с волнующей песней жаворонка, льющейся откуда-то из небесной голубизны.

Ранней весной, когда начинает таять снег, поверхность аэродромов  изменяется: от  серых  пятен частых проталин, которые морозным утром покрываются инеем, и робкой салатной зелени середины весны – до  пестрого ковра цветущих многолетних трав начала лета. И невесть откуда  появляющиеся неугомонные пчёлы, с утра до вечера  целуют   распускающиеся цветки.

    Но вот уже  на аэродромных площадях то тут, то там  появляются сенокосилки, о которых по радио диспетчер предупреждает пилотов.  Покошенные, омытые дождем, аэродромы выделяются своим заметным с воздуха особым однообразием. Проходит неделя – и посадочные площадки  вновь радуют глаз поднимающейся изумрудной отавой. А затем беспощадное августовское солнце выжигает зелень, и аэродромы покрываются грязной желтизной, которая пылью взмывает под винтами   самолетов  и уносится ветром.

На выцветших аэродромах бабьего лета почти растворяются белые полотнища посадочных знаков, которые в виде буквы «Т» выкладываются в местах приземления и взлета самолетов. Поэтому их меняют на красные. И, подлетая, пилот взглядом ищет алое пятно, определяя направление посадки. Но пройдёт осенняя пора – и на занесенных вьюгой зимних аэродромах  место красных  полотнищ  займут черные, которые  лучше просматриваются сверху. И взлетающие самолеты, скользя широкими лыжами не останавливаясь, чтобы они не примерзли, подруливают к черному «Т» и, поднимая снежную пыль,  начинают разбег.
 
  …А каким желанным становится полевой аэродром, когда в плохую погоду ищешь его по только тебе известным наземным ориентирам! И какое радостное успокоение испытываешь, когда находишь знакомые очертания посадочной площадки!
Какое бы ни было время года, полевые аэродромы всегда волнуют  предчувствием полета. Но все же самым родным остается тот,  памятный аэродром,  с его зовущей небесной голубизной,  который провожал тебя в первый самостоятельный полет...               

 1968 г.


Фото из Интернета