Тарасенко Иван Фёдорович

Петр Панасейко
               
    

                От нашего села Малиновки до соседней Полтавки три километра. Если бы я ехал один, куда приходилось наведываться не один раз за учебниками в книжный киоск, то уже давно добрался бы до пункта назначения. Ехали на велосипедах, самом надёжном транспортном средстве в сельской местности. Пешком идти - далековато. Крутили педали, что есть силы, а вокруг  радовал глаз месяц май: природа полностью ожила после зимней "спячки". Впереди, как и положено,  наш учитель физкультуры. Периодически оглядываясь назад, он проверял: не потерялись ли в пути  подшефные?

         Тогда заканчивался очередной 1969/70-й учебный год. В честь 25-летия Победы в районе организовали соревнование учащихся сельских школ по футболу. Принцип оставался тот же, что и на чемпионатах мира: чтобы попасть в район необходимо пройти отборочный турнир. С этой целью мы и направлялись в соседнее село. Его школа находилась на окраине, и мне показалось, что мы быстрее доехали до Полтавки, чем потом двигались по ней: то гуси мешали, то утки, то воспитанники детского садика. Однако, перефразируя известные слова "крокодила Гены" из замечательного мультфильма нужно сказать: "Ехали мы ехали, и наконец приехали".

         Наши соперники ждали на футбольном поле, а потому уверенность в победе вскружила им головы. Это мы заметили сразу же по их гордым взглядам. Это, впрочем, не испугало, нашего учителя Тарасенко.
         - Ребята, обратился к нам Иван Фёдорович, - на фронте наш командир говорил: хотите посмотреть очередной незнакомый для вас город, "берите" этот.  Хотите поехать в Гуляйполе, выигрывайте матч здесь, в Полтавке. Кстати, кто из вас не был ещё ни разу в районе?
         На вопрос никто не ответил, поднятых рук не оказалось. Учитель добавил: "Прекрасно, поедете ещё раз".

         Сейчас я не помню, кто из нас конкретно забил победный гол, ибо футбольная  команда состояла не только из моих шестиклассников, рядом боролись за победу и семиклассники, и восьмиклассники. Хитрый педагогический приём учителя-фронтовика сыграл свою роль. Хотя, вспоминая сегодня тот футбольный матч, уверен: на победу повлиял огромный  авторитет Тарасенко.

         В район мы поехали уже в разгар лета, поехали, получается, семиклассниками. На этот раз  проиграли с минимальным счётом. Причина заключалась в том, что наша сборная понесла существенные потери: сдав выпускные экзамены, восьмиклассники покинули село, "рванули" с радости в Запорожье. Пришлось "тренеру" в срочном порядке делать замену.

        После игры, уже в рейсовом автобусе, Иван Фёдорович пожал каждому руку со словами: "Молодец!". Делал он это не зря: после такой игры мы еле добрались до автовокзала: настолько нас она "вымотала". Затем мы услышали успокоительные  для проигравших слова: "Ничего, ребята, не переживайте. Надо кому-то и проигрывать. Главное: вы сыграли достойно". Мы расплакались. Но не от поражения на футбольном поле. Наши неокрепшие ещё души задело тёплое обращение учителя. Другой бы на его месте "метал гром и молнии", воспитывая своих игроков.

         На следующее лето я с родителями уехал навсегда из родного села. Но уверен, что спустя пять лет, в 1975 году, в честь 30-летия Победы воспитанники учителя физкультуры  взяли реванш, заняв одно из призовых мест. Моё предположение взято не "с потолка", а основано на реальных фактах. В район учащиеся-"спортсмены" Малиновской школы ездили часто: кроме футбола проводились соревнования по лёгкой атлетике, например. Да и по другим видам спорта. Мне приходилось читать в районной газете, что многие соперники на соревнованиях удивлялись: "Надо же, учитель - инвалид войны, а его ученики побеждают".

        Да, Иван Фёдорович прошёл войну, получил тяжёлое ранение, став инвалидом. "Руки не опустил",  занялся патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Много раз он возил пионеров на районную игру "Зарница". Воодушевляя школьников- "бойцов" на "праведный бой". "Скинуть бы сейчас мне годков сорок, - говорил фронтовик, - я бы с вами тоже сейчас "пошёл в атаку".

        Всех своих атак, вырвавшись из окопа, Тарасенко пересчитать не мог. Но всегда добавлял: "Самое страшное на войне - терять боевых друзей. Поднимаешься в атаку с ними, а к заветной высоте, занятой фашистами, добираешься без них".

        В седьмом классе на уроках физкультуры по программе предусматривалась стрельба из малокалиберной винтовки. Стреляли в установленном месте за селом в карьере. Когда кто-то из одноклассников все пули "пустил" в голубое небо, учитель взял винтовку в руки. По мишени мы потом поняли, почему такие как он выжили в том аду на фронте. Не знаю, но догадываюсь, что имелся у него значок "Ворошиловский стрелок". "Стрелять метко, - объяснял нам бывший фронтовик, - это получить шанс на сохранение жизни. Не попадёшь ты во врага, он может не промахнуться". Этот "закон" Иван Фёдорович проверил на себе. Потому и вернулся с войны в родное село.

        В качестве классного руководителя он возглавлял следующий за нашим класс. В нём учился мой одногодка и сосед по улице Коля Дехтярь. Много раз я слышал от него: "Жаль, Петя, что ты не с нами учишься. Какое это счастье учиться под руководством учителя-фронтовика". "Это счастье" не обошло и меня, хотя, родись я не 15 октября, а первого сентября, учился бы с Колей вместе. Но и мне повезло здорово: в шестом классе у нас классным руководителем также был учитель-фронтовик Пелипенко Фёдор Васильевич.

        Тем не менее, нам часто приходилось выполнять общественные работы в колхозе под руководством Тарасенко. Как-то сидели мы на току, перебирая кукурузу.Своеобразные "горы" с ней заставляли грустить: работу делать - не переделать. После обеда наша производительность труда стремительно падала. Вдруг видим, наш ответственный от школы учитель залез наверх и начал монолог. Он сводился к тому, что несчётное количество раз у него на фронте возникала такая же ситуация: уставшие после боя солдаты, вынуждены вновь идти в атаку. Не хотелось, не было сил, но бойцы следовали вперёд за своим командиром. На войне слово "Не могу!" исчезает. Вместо него появляется слово "Надо!". К концу дня неочищенной кукурузы на току не осталось.

       Я всегда с особой теплотой относился к тем участникам войны, вернувшимся с фронта, которые "не ушли в себя", а несли людям радость. Тарасенко - не исключение. Прошло почти полвека, а перед моим мысленным взором стоит наш сельский клуб. На его сцене идёт спектакль сельской художественной самодеятельности. Играли "Фараона". Одно появление  Ивана Фёдоровича в своей роли вызывало в зале какое-то воодушевление. Мы, школьники, сидели в первых рядах и видели с каким азартом учитель исполняет роль. Он словно вошёл в неё. Я подумал тогда, что этого "актёра"-фронтовика, как и прославленных других артистов из этой категории (Михаил Пуговкин, Анатолий Папанов, Зиновий Гердт и другие) мы могли не увидеть. На то она и война.

      В 2001 году Ивана Фёдоровича Тарасенко не стало. Однако, как говорит моя одноклассница, а сегодня  учительница Надя Северин (Ткачун), никто из бывших учителей не забыт, их помнят. Но в то же время вспоминают чаще всего несколько человек. На первом месте здесь Тарасенко, на втором Пелипенко. Удивительного ничего нет: оба прошли войну, а потом учили детей в школе в мирное время.

13.06.2017 г.

На фото: И.Ф. Тарасенко. 1971 год