Анти народная сказка

Акопов Рафаэль Нуриджанович
Всегда интересно, почему у одних народов один характер, у других- другой. Даже среди разных этнических групп одной нации бывают различия в характере, менталитете. Интересный момент, на который не направлено внимание исследователей- грамматика языка разных народов (если точнее: связь этой грамматики с географией, с образом жизни). А ведь для чего язык- для коммуникации, прежде всего внутри общины, племени, группы, чтобы рассказать, пересказать, сообщить, выразить отношение.

Во всех сказках есть добро и зло и борьба между ними. Главная особенность – как разные народы борются со злыми духами, дэвами, драконами? В кавказских сказках герои пытаются обмануть. перехитрить злодея и так спастись.

Как-то попалась сказка «Марья Моревна», которая засела в голове, ввиду ее, скажу так, особенности.
Начинается  как и многие сказки, однако…
«Иван-царевич тому и рад, две ночи в шатрах ночевал, полюбился Марье Моревне и женился на ней.
Марья Моревна, прекрасная королевна, взяла его с собой в свое государство; пожили они вместе сколько-то времени, и вздумалось королевне на войну собираться; покидает она на Ивана-царевича все хозяйство и приказывает:
- Везде ходи, за всем присматривай; только в этот чулан не заглядывай!»

Жестокий или просто жесткий воинственный матриархат! Идет на войну(ей вздумалось, взбрело в голову!), покидает царевича и приказывает!! Ты бы шла на кухню щи варить, да детей рожать, а она…
Ну ладно, ушла, а в чулане Кощей на цепи, но он пока не знает. Перекликается с ящиком Пандоры, но наоборот. Естественно, любопытство берет верх, и все беды…
«- Спасибо, Иван-царевич! - сказал Кощей Бессмертный. - Теперь тебе никогда не видать Марьи Моревны, как ушей своих!»
И пошел Иван-царевич искать свою Моревну. Однако нашел.

«- Ах, Иван-царевич! Зачем ты меня не послушался - посмотрел в чулан и выпустил Кощея Бессмертного.
- Прости, Марья Моревна! Не поминай старого, лучше пойдем со мной, пока не видать Кощея Бессмертного, авось не догонит!»
Вот тут СТОП!! Вместо того, чтобы спланировать спасение любимой королевны, -«авось не догонит».
Как бы дело обстояло в некоторых восточных сказках? Царевич бы нашел способ усыпить дракона или, хотя бы его бдительность, где-нибудь спрятался, словом, ушел так, чтобы его не догнали без всяких «авось».
Понятное дело, что «авось» не прокатило.

«Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича.
- Ну, - говорит, - первый раз тебя прощаю, за твою доброту, что водой меня напоил, и в другой раз прощу, а в третий берегись - на куски изрублю!»
Наверняка, каждый хоть раз пользовался каким-либо интернет сервисом и знает, что если три раза неправильно наберешь логин или пароль для входа, то сервис  автоматически заблокируется, особенно, если это банк или что-то серьезное.
Понятно, что во времена Кощея интернет был еще в зачаточном состоянии, но думать-то все равно надо! Он предупредил: три раза и все, хана!
А что в этой экстремальной ситуации делает Иван-царевич?

«Поплакал-поплакал и опять воротился назад за Марьей Моревною». То есть мозгов ноль. При том что это была уже вторая попытка. Снова так же назад, снова на «авось». И что на этот раз? Осталась одна попытка. Кощей мужик жесткий, слов на ветер не бросает. Может надо что-то придумать, как-то ситуацию обмозговать? Да вероятно, нечем.

«Остался Иван-царевич один, поплакал-поплакал и опять воротился за Марьей Моревною». Не знаю, может быть древнее «поплакал» означает «подумал», но если одно и то же повторяется три раза подряд, чем он думал?

Вспомнил старый анекдот. Едут в поезде русский армянин и чукча (чукчи, не обижайтесь). Русский на деньги загадывает загадку: «что такое, на фруктовом дереве висят два красных шарика?» Чукча не угадал.- Это две вишни. Рубль за каждую вишню…  Заработал тысячу и ушел в вагон-ресторан. Провел там время, возвращается…  Армянин продолжает загадывать: «висят на дереве десять тысяч маленьких красных шариков, что это?»….

Итог предсказуем:
«Кощей поскакал, догнал Ивана-царевича; изрубил его в мелкие куски и …» Уже тогда были триллеры. Бочка, море, потом орел, сокол , ворон… склеивают его, оживляют, и!

«Я пойду искать Марью Моревну! Приходит к ней и просит:
- Разузнай у Кощея Бессмертного, где он достал себе такого доброго коня.».
Ну, слава богу! Наконец-то! Надо было разрубить его на куски, чтобы в голове что-то зашевелилось.

А Кощей-трепло, проболтался на свою голову.
«- За тридевять земель, в тридесятом царстве, за огненной рекою живет баба-яга; у ней есть такая кобылица, на которой она каждый день вокруг света облетает. Много у ней и других славных кобылиц; я у ней три дня пастухом был, ни одной кобылицы не упустил, и за то баба-яга дала мне одного жеребеночка». И все карты раскрыл. Недаром говорят: болтун – находка для шпиона.
Когда в советские времена приходилось ездить в командировку с отсутствием информации, я легко добывал ее у рабочих, каким-нибудь каверзным вопросом. Они всегда с удовольствием выкладывали больше, чем знали, по принципу «кто, я не знаю? да я…». Больше и не надо.

«Как же ты через огненную реку переправился?
- А у меня есть такой платок - как махну в правую сторону три раза, сделается высокий-высокий мост, и огонь его не достанет!»
«Марья Моревна выслушала, пересказала все Ивану-царевичу и платок унесла да ему отдала.»
«и платок унесла»- как красиво сказано. На самом деле, стырила, украла платок. И в этом нет греха: если у Кощея или бабы-яги, да на хорошее дело, то можно и это совсем не воровство.
Что осталось Ивану-царевичу- заработать у бабы-яги хорошего коня. И он гордо пошел к Ней.

«- Пришел заслужить у тебя богатырского коня.
- Изволь, царевич! У меня ведь не год служить, а всего-то три дня; если упасешь моих кобылиц - дам тебе богатырского коня, а если нет, то не гневайся - торчать твоей голове на последнем шесте.» Переводим в гугл-переводчике с русского на русский. «поработаешь у меня три дня пастухом табуна и я дам (как зарплату) тебе лучшего коня». Конечно, верить или не верить- вопрос сложный, баба-яга фифочка еще та. Но уговор есть уговор, Иван-царевич согласился.
Значит, что ему надо сделать? Три дня пасти лошадей, чтобы они не пропали и тогда эта дамочка отдаст ему лучшего коня.
Какой из него пастух? Он же царевич! Что он умеет? Сейчас узнаем. В первый же день кони разбежались! Что же в этой экстремальной ситуации:

«Тут он заплакал-запечалился, сел на камень и заснул». Забегая вперед, скажу и так три раза!!
 Его реакция просто потрясающая. Может быть это следствие матриархата? Кстати, феминисткам  полезна эта сказка, в смысле последствий.
Кто же его спас? Итак, служба поддержки:
прилетела заморская птица  -  день первый (заморская, а не какая-то там!)
прибежала львица    - день второй
прилетела пчелка          - день третий
и говорит:               
«Там есть паршивый жеребенок - в навозе валяется, ты укради его и в глухую полночь уходи из дому.»
Вот тут я чего-то не пойму. Ну, ты отработал три дня, ты коня у бабы-яги заработал, она должна по уговору сама тебе его дать! Зачем же его воровать? Так интересней, привычка, обычай или что? Если не даст, уж тогда его забери. А если воровать, зачем было работать три дня? Но,

«в самую полночь Иван-царевич украл у нее паршивого жеребенка, оседлал его, сел и поскакал к огненной реке.» А дальше уже все просто: голивуд, хепиэнд.