Начала эстонской космонавтики

Никита Конашков
Речь в данной статье пойдёт о разборе и анализе эстонского народного эпоса «Калевипоэг», составленного в девятнадцатом веке Крейцвальдом и Фельдманом под впечатлением от «Калевалы» Элиаса Лёнрота. Эпос этот, как неоднократно отмечали исследователи, сложился уже в средние века, а точнее в районе десятого века, по этому в нём почти нет демиургической и теогонической составляющей, кроме привязки к, и по ныне существующим топонимам и геологическим памятникам Эстонии. Однако, есть в нём и свидетельства, что он не сложился столь поздно, а вот более вероятно, дошел до нас в сильно изменённом виде, в том числе в результате захвата германцами и принудительной христианизации. Не смотря на основное содержание эпоса о борьбе за благо эстонского народа есть в нём пара глав, которые не вписываются общий, свойственный всем финно- угорским, да и не только, эпосам, фаталистический настрой. Помимо описания действия главного героя Калевипоэга ( Kalevin poika, т. е. сын Калева, Калев Калевич, если по русски.) как защитника эстонцев, как героя, богатыря, живущего насущной жизнью, как человека любящего выпить и повеселиться, того, кто может ввязаться в драку, кто любит работать и отдохнуть, есть эпизод, который вовсе не укладывается в средневековые чаяния народа. Хоть этот эпизод и обличён в атрибуты мифа, а вот его суть являет собой, на мой взгляд, память о событиях столь древних, что составители, я имею в виду тех древних авторов, чьи напевы донеслись до нас через тысячу лет истории, смогли сохранить его так же только облачив в мифологемы того времени. Итак, речь идёт о шестнадцатой песне эпоса, в которой главный герой решается отправиться к краю мира, туда, где небо стыкуется с землёй, туда, где можно коснуться купола неба, как стены в доме. Отправляться он решил на корабле, но колдуны, мудрецы, то есть учёные, подсказали ему, что на деревянном корабле этого не достичь, нужно строить корабль(!) из железа, а так же, при учёте того, что отправлялись на крайний север, то и экипаж облачить в железные одежды. Они это сделали не по тому что собирались с кем то сражаться, хоть потом  и пришлось, а только для того, что бы их не сожгло северное сияние. Наведённая радиация! Железный(металлический!) корабль, защитные скафандры, то, что края неба они так и не достигли, (поняли бесконечность космоса!) , что это, как не свидетельство палеоконтакта? Ничего подобного ни до, ни после в повествовании не наблюдается, там всё больше про, что характерно для эпоса, всемогущество судьбы, про неотвратимость возмездия, и всё такое прочее. Как такой инородный сюжет мог возникнуть в сознании средневекового эста? Давно принята аксиома, что древние неспособны к фантазии. И всё, что до нас дошло в мифах и сказках- это переосмысленная в течении поколений реальная сюжетная линия, в которой в виде конкретных героев выступают либо народы, либо некие философско- моральные принципы, к которым склонно всё в целом человечество. А такие, выпадающие из общего плавно- равномерного течения мифа сюжеты встречаются в мировой культуре не раз и не два. Вспоминать можно и девять миров Скандинавии, и несколько слоёв ада(ещё два, кроме Тартара) в античной теогонии, множество свидетельств о иномировых битвах в восточных мифах. Ну и наконец, рай и ад аврамических религий. Но нигде так, как в Калевипоэге путешествие между мирами не описано столь приближенно к современной технологии, в более древних мифах всё больше про телепортацию… Ну если не считаль за космические корабли Слейпнира, колесницу Гелиоса, Скиббландир, ладью Ра, или телегу Тора…