Панегирик и реквием

Алла Валько
               
               
                Часть 1. Боль и юмор
         
Этот панегирик я пишу занятиям лечебной физкультурой во врачебно-физкультурном диспансере (ВФД), которые всегда доставляли мне радость не только из-за их пользы для здоровья, но также потому, что они служили неиссякаемым кладезем юмора. Чего только я не услышала здесь от нашего инструктора Светланы Владимировны и её пациентов!

Светлана Владимировна всегда найдёт, чем нас развеселить.  Однажды она рассказала:
      - Вышли мы с йорком Тишей на прогулку. Навстречу нам идут двое молодых полицейских. Вдруг Тиша сделал стойку, встав на передние лапы и подняв кверху задние, и начал опорожнять мочевой пузырь. Полицейские были поражены.
      - А ты так можешь? – обратился один из них к другому.
Второй, вместо ответа, спросил Светлану Владимировну:
      - А повторить можно?
Инструктор за словом в карман не полезла и ответила:
      - Как только в следующий раз придёт нужда, я сразу пойду вас искать.

Выполняя задание инструктора, одна из женщин пожаловалась:
      - Мне больно.
Светлана Владимировна посоветовала:
      - А Вы делаете это упражнение с улыбкой, Вам сразу станет легче.

Обычно пациентка Надя занимается молча, но в этот раз она неожиданно для всех заговорила:
      - Пришла я в первый раз в гости к своей новой знакомой. Разделась и прохожу в гостиную. Вдруг кто-то как крикнет мне прямо в ухо громким голосом: “Рубль давай!” Я так и замерла на месте. А это оказался попугай.

Разговор подхватила Таня:
      - А у наших знакомых попугай кричал входившим в квартиру: “Милиция!” Вот уж люди пугались! Потом, когда к нему подсадили подружку, он кричать перестал.

Однажды на занятие пришло совсем немного людей, так что расстояние между ними было большим, не меньше двух метров, и, делая упражнения, они никак не могли мешать друг другу. В спортзале мы стоим лицом к инструктору. Светлана Владимировна скомандовала: “Плывём брассом, стараясь повыше поднимать руки”. Все мы враз “поплыли”, естественно, оставаясь на месте, и только Женя неожиданно резко развернулась на 90 градусов, став боком к инструктору, и тоже “поплыла”. Мы со смехом спросили: “Женя, почему Вы развернулись?” Её ответ развеселил нас. Совсем невысокого роста женщина серьёзно ответила: “Я боялась кого-нибудь задеть”.

Наш “штатный” юморист Сергей Козлов поделился воспоминаниями:
      - Когда-то моя мать занималась воспитанием собак. Однажды она повела свою овчарку на выставку служебных собак. Её пёс занял второе место. А первое место заняла болонка.
Моему удивлению не было предела:
      - Как болонка? Среди служебных собак?
      - Вот именно. За деньги они наградят кого угодно, ведь в дипломе не указывается, в какой номинации выступала собака. Эта болонка не заняла призового места среди себе подобных, зато здесь вышла в победители. Теперь её щенки, знаешь, как дорого будут стоить!

В другой раз он рассказал два анекдота, которые, возможно, были его собственного сочинения:
       - В автобусе тесно. Один полуглухой дядька, усевшись на место, оказавшееся каким-то чудом свободным, увидел приятеля, продиравшегося через плотно стоявших пассажиров, и заорал: “Вась, а, Вась, куда идёшь?…

       - Из морга позвонили в спортивный магазин, в котором продаются мотоциклы, и поинтересовались:
       - Сколько сегодня продали мотоциклов?
Ему ответили:
       - Двадцать восемь.
В морге помолчали, а потом подытожили:
       - Значит, трое ещё катаются.

В свою очередь, я рассказала про нашу волейбольную команду. Однажды               
команда соперников несколько раз не смогла принять сильный мяч после нашей подачи. На той стороне гневно прозвучал вопрос:
       - Принимать, наконец, будем?
На это Ира, член команды противников, ответила:
       - У нас сегодня не приёмный день!

Прошёл год. Я снова принесла направление во Врачебно-физкультурный диспансер и после осмотра врачей-специалистов приступила к занятиям.
Теперь со мной в группе занимались уже другие люди, но осталось и несколько старичков с прошлого “сезона”. И снова во время занятий слышались шутки и весёлый смех.

Как-то Светлана Владимировна спросила новичка:
      - Что с Вами случилось?
      - Я упал с самолёта.
Пациенты замерли в тихом шоке.
      -  Как это – упал?
      -  Я споткнулся на ступеньке трапа и упал. Вот теперь хожу сюда.
Напряжение в спортзале резко снизилось.

Инструктор продолжает проводить разминку без “предмета”, как принято говорить в художественной гимнастике. В зависимости от физического состояния пациентов у нас “предметами” являются гантели и палки  –  у кого полегче, у кого потяжелее. Светлана Владимировна командует:
       - Сейчас поднимем здоровую руку, … (она помедлила, желая нас удивить) и все получим “пять”.
Все удовлетворённо поднимают здоровую руку – кто левую, кто правую.
       - А теперь поднимем вверх больную руку и получим… “пять с плюсом”.
Теперь все смеются.

Затем Светлана Владимировна обращается к Василию Ивановичу, крупному мужчине необычайно высокого роста:
       - Василий Иванович, что говорит Ваше плечо: какая будет погода?
       - Да оно всегда болит. И на хорошую погоду, и на плохую. Подвирает, стало быть.
Василий Иванович сообщил нам, что его рост 1 метр 92 см.
       - Я, - продолжил он, - одного роста с Трампом. Но до Петра I не дотянул. У него был рост 2 метра 4 см.
Глядя на этого добродушного великана, я никогда бы не подумала, что Василий Иванович – математик, занимающийся алгеброй.

Из старичков вместе с нами иногда занимается наш шутник Юрий Иванович. Но сейчас он чаще посещает другую группу, в которой на занятиях пациенты разрабатывают кисти рук. А ещё он занимается скандинавской ходьбой, так что его шуток я уже давно не слышала. Ушла от нас и Женечка. Год назад она снова упала, перенесла операцию на тазобедренном суставе и теперь делает упражнения для ног. Я увидела её в диспансере в перерыве между занятиями наших групп, и мы обе очень обрадовались встрече. При этом она сказала:
       - Надо же! Вы снова вернулись! А я думала, что Вы уже ТАМ остались навсегда.
       - Нет, Женечка, навсегда остаться очень трудно.
       - Да, я как психолог говорю, никакому прогнозу не поддаётся предвидеть, приживётся ли человек за границей или нет. И это не зависит ни от возраста, ни от многих внешних обстоятельств, а только от индивидуальных особенностей личности.
Её точка зрения была мне близка.

Светлана Владимировна настоятельно советует нам заниматься не только в спортзале, но и дома. Но это у меня никак не получается. Я не могу себя заставить делать гимнастику дома, мне кажется, что я теряю время, хотя за компьютером могу сидеть часами. Однако порой нахожу неожиданную возможность потренироваться в самом неожиданном месте, например, в метро.

Поднимаясь или опускаясь на эскалаторе, я обычно никогда не держусь за поручень. Но однажды, поднимаясь вверх, я встала на левую половину лестницы эскалатора и положила руку на поручень. Этим я выразила свой протест против карабкающихся по ступенькам “альпинистов”, которые вызывают скопление людей у подножия эскалатора, поскольку из-за этих “скалолазов” остальные люди должны занимать только его правую половину. Через некоторое время я обнаружила, что моя рука начала постепенно вытягиваться и подниматься вверх, поскольку поручень двигался немного быстрее, чем сам эскалатор. Дождавшись положения, когда я больше не могла вытягивать руку, так как почувствовала боль в плече, я положила руку на поручень в первоначальное положение. Затем моя рука снова вытянулась. Так мне удалось за время подъёма на эскалаторе раза три полностью вытянуть и при этом поднять руку, что доставляло мне боль. И я подумала: “Это же надо! Какой хороший тренажёр для моей руки! Не хуже, чем в спортивном зале! Надо сказать Светлане Владимировне, что я занималась гимнастикой в домашней обстановке!”.
 
                Часть 2. Разрушить что-либо совсем нетрудно

Теперь пришла очередь написать реквием по той же лечебной физкультуре. Мог ли кто-нибудь предположить, что эти занятия, столь необходимые людям, получившим травмы, страдающим артритом или другими недугами, могут быть отменены? Это нам не могло присниться даже в кошмарном сне. Однако именно это и случилось. Когда стартовала реорганизация медицинской отрасли, то в поликлиниках началось массовое сокращение врачей и медсестёр, ликвидировались целые отделения. Многие врачи были понижены в должности. Так, талантливый и ответственный врач, ранее заведовавшая физиотерапевтическим отделением поликлиники Людмила Борисовна Касаткина, стала просто врачом-физиотерапевтом.
 
Первым делом в её бывшем отделении ликвидировали лечебную физкультуру. Когда мне не удавалось быстро получить направление во врачебно-физкультурный диспансер, я посещала занятия в поликлинике. Курс там состоял из 10 занятий, которые проводились в течение 15 минут и, конечно, не могли идти ни в какое сравнение с занятиями во ВФД ни по интенсивности нагрузки, ни по продолжительности, составлявшей здесь целый час. Однако для многих людей, не имевших возможности ездить во ВФД, занятия лечебной физкультурой в поликлинике были единственной возможностью восстановить подвижность ног, рук, плечевых суставов и кистей. Людмила Борисовна была возмущена ликвидацией лечебной физкультуры, считая, что без неё она не в состоянии в полной мере помочь своим пациентам восстановить здоровье. Она даже, рискуя вызвать недовольство руководства, добилась восстановления в поликлинике должности инструктора лечебной физкультуры, однако прежний инструктор, оскорблённая и обиженная отношением руководства медицинского ведомства к медперсоналу, на предложение вернуться в поликлинику, ответила отказом, не будучи уверенной, что подобное не повторится.

Тем временем после слияния нескольких поликлиник группы лечебной физкультуры всё-таки появились, но лишь в “центральной” поликлинике. Поскольку я оказалась прикреплённой к её филиалу, то добираться до центральной поликлиники мне было бы очень неудобно: 15-20 минут пешком до метро, потом две остановки на метро и после этого ещё несколько остановок на автобусе. Стоит ли терять много сил и времени на дорогу, если занятия длятся всего 15 минут?

Так что мы были счастливы, занимаясь во ВФД. Однако после слияния поликлиник и ликвидации в них занятий лечебной физкультурой людей в нашей группе стало заметно больше. Порой численность пациентов в относительно небольшом спортзале достигала 18-20 человек, тогда как раньше она не превышала 10 человек.

И вот нас настигла весть, что и во ВФД отделение лечебной физкультуры ликвидируется. Главврач диспансера Мамука Владимирович Гвинианидзе объяснил мне, что ВФД практически не получает средств от организаций медицинского страхования. Отчисления от них на занятия лечебной физкультурой и оздоровительный массаж смехотворно малы и унизительны для медработников. Врачебно-физкультурному диспансеру даже невыгодно
иметь в своём составе это подразделение, так как из-за небольших поступлений зарплата инструкторов и массажистов чрезвычайно низкая. В то же время руководство страны требует обеспечить должный уровень оплаты труда медработников. Вот и происходят увольнения медперсонала и ликвидация отделений. Буквально сегодня я позвонила во ВФД, чтобы уточнить фамилию главврача, и узнала, что сменилось руководство диспансера и Мамука Владимирович больше здесь не работает!

Врач отделения лечебной физкультуры Ирина Васильевна Санина осталась в диспансере, поскольку будет обеспечивать медицинское сопровождение детей, учащихся спортивных школ и членов спортивных секций. При каждом новом обращении в диспансер она направляла пациентов на обследование. В диспансере работают высококвалифицированные врачи разных специальностей: хирург, кардиолог, гинеколог, ортопед, невролог, офтальмолог, врач ультразвукового исследования. При желании можно было получить направление к любому из этих специалистов, сделать УЗИ внутренних и поверхностных органов, а также электрокардиограмму сердца. Посещения врачей-специалистов и обследование проводились бесплатно! Можно было, правда, не без труда, добиться и направления на массаж.

Все врачи-специалисты, как я надеюсь, продолжат здесь работать. Среди них замечательный врач УЗИ Ирина Николаевна Куликова, которой я благодарна за то, что благодаря её исследованиям я имела возможность проследить динамику состояния моих внутренних органов. Останется в диспансере и Майрам, заботящаяся о чистоте помещений диспансера. Когда в Москву прилетала моя дочь с сыновьями, а потом уезжала куда-нибудь отдыхать, оставив на моё попечение младшего внука, я неоднократно обращалась к Майрам с просьбой побыть с ним некоторое время. И она с готовностью исполняла обязанности бэбиситтера.

А вот мои любимые люди – инструктор Светлана Владимировна Коробкова и массажист Любовь Викторовна Бузюкина – уже покинули стены диспансера. Светлана Владимировна обладает необыкновенным даром умения общаться с людьми. За все годы знакомства с ней я ни разу не видела её рассерженной, повысившей голос, ко всем своим пациентам она относилась ровно и дружелюбно. В течение всего рабочего дня она отсчитывала ритм упражнений и демонстрировала их, занимаясь вместе с нами. Не каждый инструктор способен выдержать такую нагрузку в течение многих лет. В последнее время она почти перестала, как бывало прежде, шутить, на её лице появилась печаль, вызванная, безусловно, известием о ликвидации отделения. Светлана Владимировна категорически отказывалась позировать для фотографии, поэтому мне удалось запечатлеть её лишь в один из рабочих моментов.
 
Любовь Викторовна – тоже большой мастер своего дела, первоклассный массажист, удивительно выдержанный, вызывающий большое уважение человек. Она имеет множество сертификатов, в том числе и от зарубежных специалистов, дающих ей право заниматься в медицинском учреждении далеко не лёгким трудом. В прошлом обе женщины – мастера спорта: Светлана Владимировна – по спортивной гимнастике, Любовь Викторовна – по академической гребле. Обе они и по сей день сохранили свою спортивную выправку и стройность. От всей души желаю им найти достойную работу на новом месте.

Что же касается нас, то в этой ситуации мы, пациенты, остались стороной, оказавшейся совсем не у дел.