Чур

Огонь Вед
   Щур, Чурич-Родич, Мезень – двуликий Бог охраны права собственности, защиты, покровитель границ, целости, оберегания домашнего очага. Одним ликом он обращён к человеку (сородичам), а вторым к врагам, в том числе и к их Гибели.

   Он всегда готов вступиться за правых. У наших предков Чур был одним из самых нужных богов, имя его до сих пор повсюду знают и чествуют. Он почитается покровителем и сберегателем границ и земельных владений.

   На межах своих участков земледельцы насыпали бугры, огораживая их частоколом, и такого бугра никто не смел разрыть из опасения разгневать божество. Порубежная полоса считалась неприкосновенной, никто не мог переступить её своевольно. В определённые дни глава семейства обходил владения по этой черте, пел гимны и приносил дары божеству; здесь же, на некотором расстоянии друг от друга, ставились крупные камни или древесные стволы, носившие названия термов. В яму, где утверждался терм, клали горячие угли, хлебные зёрна, караваи, плоды, лили мёд. Здесь всё было подвластно Чуру, и место, где он главенствовал, а порою и показывался, получало таинственное освящение, и потому за черту родовых владений не дерзали переступить враждебные духи. Позднее на межах начали ставить изображения самого Чура.

   Несмотря на грубость работы и ничтожность материала, из которого вырубались, они почитались священными и неприкосновенными. На полях, отвоёванных у дремучих лесов и необозримых степей, Чур оберегал границы владений разных хозяев, удерживал дерзких и своевольных нарушителей, останавливал чужую разгулявшуюся соху, тупил расходившийся топор.

   Обычно олицетворяли Чура в деревянном изображении, имевшем форму кругляша, короткого обрубочка толщиной в руку, но были и огромные, до нескольких метров, изваяния с мастерски выполненной искусной резьбой. На Чуре вырезались условные знаки, обозначающие владельцев того или иного участка земли. Такие обрубки сохранили своё древнее название в известных словах, уцелевших до нашего времени: чурбан, чурбак, чурбашка, чурка.

   Чур охранял человека и всё его добро от нечистой силы: как житель проезжих-прохожих дорог, он имел более всех власти над чертями. В присутствии Чура ни один из злых духов не мог причинить людям вреда. Поэтому при опасности до сих пор советуют вспомнить Чура и зачураться, сказав: «Чур меня!», то есть попросить: «Чур, побереги  меня!». Даже тайны мыслей человека он охраняет. Если тебе скажут что-то неприятное, зачурайся: «Чур тебе на язык!» – и злое пожелание не сбудется. А найдёшь что-то ценное и не захочешь ни с кем делиться, тут же взмолись: «Чур, моё!» – и добрый древний охранитель побережёт твою находку только для тебя.
 
   Когда Бог создавал Землю, повелел он одному из богов – его звали Чур – наделить людей угодьями. Вот прилетает Чур в какую-то местность, к жилью человеческому, ведёт людей к роще или долине и вопрошает: «Эти угодья кому?». А в ответ ему наперебой раздаются голоса: «Чур, мне! Чур, мне!». Тогда велит Чур вытёсывать чурбаки и вбивать их в землю на границах владений, дабы не было впредь споров и междоусобиц. С той поры мы и говорим, подобно нашим предкам: «Чур, мне! Чур, моё!».