Превосходство Матрёнина

Петр Шмаков
                Виталик Матрёнин всегда напоминал мне червя, вставшего на хвост. Он был высокого роста, узкоплечий и какой-то весь цилиндрический. Руки и ноги длинные и тонкие, лицо круглое с курносым носом, маленькими серыми глазами и почти постоянной самодовольной улыбкой. Он всегда и всё знал лучше всех. Любимой фразой его было: «Ну и дурак!». Учились мы с ним в одном классе. Я побаиваюсь людей, которые не ведают сомнений и, втайне даже от себя, им завидую, потому что сомневаюсь всегда и во всём. Мне в восьмом классе нравилась Ирочка Савицкая, но я стеснялся и так и не наладил с ней отношений. А Виталик наладил, до того даже, что в девятом классе Ирочке пришлось делать аборт.
 
                После школы я поступил в медицинский, а Виталик в политехнический. Мой выбор Виталик не одобрил. – Ну и дурак! - сказал он мне - Врачам ничего не платят. Хорошо, если венерологом станешь. А так дело дохлое. Надо заканчивать технический вуз и идти на завод. Там деньги совсем другие. – Я не нашёлся что ответить, как всегда, когда разговаривал с Виталиком. Да ему и не требовались ответы.
 
                Потом Виталик надолго выпал из моего поля зрения. Мы случайно встретились на улице незадолго перед моей эмиграцией, то есть в начале девяностых. Виталик поседел довольно сильно, но в остальном ничуть не изменился. Та же самодовольная улыбка блуждала на его губах. Я, предвидя дурацкий разговор, попытался ускользнуть, но был остановлен. – Как жизнь? – поинтересовался Виталик. Я начал мямлить. – Ну и дурак! – резюмировал Виталик. - Сейчас деньги только ленивый не делает. Есть у тебя хоть что-нибудь? Дай мне и я тебе их за неделю удвою. – Я отбивался как мог. По поводу моей личной жизни Виталик сделал аналогичный вывод и, помахав на прощанье, удалился. Я утёр пот трясущейся рукой и едва не плюнул ему вслед. Обстоятельства мои находились в самом запутанном виде и самооценка сильно хромала на обе ноги. Мне только Виталиковой критики не хватало.

                Следующий раз я встретил Виталика на сорокалетие нашего школьного выпуска в 2007 году. Я приехал из Америки встретиться со старыми приятелями и совершенно забыл о юбилее. Меня на него потащили силком. Кое-кто успел умереть, некоторые довольно сильно постарели. Виталик изменился мало, если не считать того, что волосы его совершенно поседели, а левой рукой он плохо владел из-за перенесенного инсульта. Улыбка на губах да и выражение лица в целом, тем не менее, остались прежние. Узнав, что я приехал из Америки, где работаю массажистом, Виталик естественно подтвердил своё обо мне невысокое мнение и посоветовал не глупить и возвращаться в Харьков. Инсульт его скосил на фоне диабета. По мнению Виталика, диабетом болеют все, но не все об этом знают. Я неосторожно возразил, что диабетом не страдаю. – А ты проверялся? – немедленно спросил Виталик. Я ответил, что нет нужды, так как нет симптомов. – Ну и дурак! – немедленно определил Виталик. – Мало ли что нет симптомов, у меня тоже не было, пока инсульт не хряпнул. Вот как хватит кондратий, тогда и встрепенёшься. Мне повезло ещё, только руку надо разработать. Проверься, у всех диабет. – Это у всех детей рахит, - злобно и раздражённо парировал я. - Ну и дурак! – убеждённо ответил Виталик всё с той же презрительно-самодовольной улыбкой и отвернулся.
 
                Больше я его никогда не встречал, а пять лет назад узнал, что он умер. – Ну и дурак! – мстительно подумал я.