Признание. Правосознание. Влияние

Корень Владимир
ПСИХОАРХИТЕКТОНИКА.
Диалектика психики человека.
Системно-иерархическая модель психики.

Часть VII. Самодух, или Творческий Дух. Spiritus Creator.

Глава 3. Признание (авторитет) - Правосознание - Влияние.


Это новый вариант третьей главы. Как и следовало ожидать, написанное и опубликованное в прошлом варианте (в виде двух фрагментов) главы сподвигло меня на новые сомнения и переосмысление темы правосознания и всего, что с ним связано. Правосознание, действительно, оказалось самым устойчивым элементом в данной триаде, как это и предполагалось мной заранее. А первый и третий элементы меняли своё значение в зависимости от того хаоса, который творился в моей голове. Все варианты триады я уже и сам не помню. Последние из них были: Честь - Доверие - Влияние; Власть - Правосознание - Влияние; Влияние - Правосознание - Власть; Власть - Правосознание - Воздействие. А если говорить о вырастающей из триады тетраде, то какого только понятия (категории) не было в качестве четвёртого звена. И любовь, и мировоззрение, и ещё многое что.

Но сейчас вы видите итог моих поисков - триаду:
 
Признание - Правосознание - Влияние.

Может быть, этот итог опять только промежуточный, но, по крайней мере, у меня в этой тетраде гораздо больше уверенности, чем в предыдущих её вариантах.

Хаосу в моей голове весьма поспособствовали словарные статьи, в которых понятия "авторитет", "власть", "влияние" находятся в некоем синкретическом единстве, попросту, в слипшемся состоянии. Приведу некоторые.

***

Значение слова Авторитет по Ефремовой:
"Авторитет - 1. Общепризнанное значение, влияние чье-л., кого-л., чего-л.
2. Тот, кто пользуется общим признанием, к кому относятся с доверием, с уважением."

Значение слова Авторитет по Ожегову:
"Авторитет - Лицо пользующееся влиянием, признанием."

Авторитет в Энциклопедическом словаре:
"Авторитет - (от лат. auctoritas - власть - влияние), в широком смысле - общепризнанное влияние лица или организации в различных сферах общественной жизни, основанное на знаниях, нравственных достоинствах, опыте; в узком - одна из форм осуществления власти."

Значение слова Авторитет по словарю синонимов:
"Авторитет - вес, престиж."

Значение слова Авторитет по словарю Брокгауза и Ефрона:
"Авторитет (лат.) — в обширном смысле: значение и основанная на значении или с ним соединенная власть; в тесном — влияние умственное, возбуждающее уважение, доставляемое обладанием превосходной и признанной власти или выдающейся и признанной мудрости, знания, добродетели. Римляне называли признанную за их городами власть auctoritas. В науке авторитетами называются люди, которых известность по своей части так прочна, что она служит ручательством истины и непреложности высказанного ими мнения. Поэтому говорится также о вере в авторитет, которая именно бывает основана на доверии нашем к мнению или знанию другого лица."


Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004.:
"АВТОРИТЕТ
    — значение или влияние лица, письменного источника и т.п., которое находит нужным постоянно учитывать какой-то человек или определенная группа. В зависимости от того, о какой области идет речь, можно говорить об А. филос., религиозном, научном, и т.д. Особо устойчивые и часто упоминаемые А. обычно именуются «классикой».
    А. принадлежит определенной человеческой личности, но А. личности имеет своим последним основанием не подчинение и отречение от разума, а осознание того, что эта личность превосходит нас умом и остротой суждения. «Авторитет покоится на признании и, значит, на некоем действии самого разума, который, сознавая свои границы, считает других более сведущими. К слепому повиновению приказам этот правильно понятый смысл авторитета не имеет вообще никакого отношения. Более того, авторитет непосредственно не имеет ничего общего с повиновением, он связан прежде всего с познанием» (Х.Г. Гадамер). Признание А. всегда связано с допущением, что его суждения не носят неразумно-произвольного характера, а доступны пониманию и критическому анализу."

***

Синкретизм понятий "авторитет", "влияние", "власть" является почвой для взращивания противоположных мнений о соотношении влияния и власти. В одних статьях утверждается, что влияние возможно только на основе власти, и при этом опускается такое понятие как авторитет. В других публикациях - что основой власти является влияние, под которым имеется в виду авторитет. Но в обоих точках зрения не рассматривается понятие правосознания.

Все эти понятия вместе и в то же время раздельно можно увидеть только в трудах русского философа Ивана Александровича Ильина, например, в его книге " О сущности правосознания":
     "Духовное назначение права состоит в том, чтобы жить в душах людей, «наполняя» своим содержанием их переживания и слагая, таким образом, в их сознании внутренние побуждения, воздействуя на их жизнь и на их внешний образ действий. Задача права в том, чтобы создавать в душе человека мотивы для лучшего поведения."
     "... необходимо признать, что право может осуществлять свое духовное назначение только тогда, когда правосознание стоит на высоте, а высота его измеряется не только знанием права, но и признанием его, и притом признанием не «за страх», а «за совесть», и не по слепой привычке, а по зрячему, разумному убеждению." (Глава "Признание права"). 

Что же было раньше? Яйцо или курица? Влияние или власть? А раньше было ни то, ни другое. Раньше влияния и власти был авторитет, вернее, было ПРИЗНАНИЕ кого-либо авторитетным - автором полезных идей по поводу того, как справиться с трудной проблемной ситуацией, автором поступков, действий, деяний, которые дали хорошие плоды. Идеи были полезны потому, что при их реализации они давали нужный результат, то есть приводили к успеху, что подтверждало правильность этих идей. Конечно, поначалу идеи (мнения о способах решения трудных вопросов) были сомнительны и требовали проверки. Проверка проходила разными способами, в соревновании, в борьбе разных идей, в их применении на практике. Именно эта борьба идей и была борьбой за признание, борьбой за авторитет, борьбой за уважение, борьбой за своё место в душах людей, что можно обозначить одним словом - самоутверждение. Но самоутверждаться можно сколько угодно, в том числе и безрезультатно. Весь вопрос заключается в том, признают ли твоё самоутверждение окружающие. К тому же, самоутверждаться можно, проявляя себя в деле, но можно и проявляя себя лишь на словах, превознося свои достоинства (самохвальство) или принижая достоинства окружающих (самоутверждение за счёт других, ругань). Результаты делового самоутверждения более надёжны и располагают к большему доверию, чем слова, не подкреплённые делом. Успех в деле - основа успеха среди людей, социального успеха.

Авторитет добывается разными способами. Либо он завоёвывается - в набегах на соседей, их убийстве, пленении, порабощении и отъёме их имущества, плодов их труда, а также в защите себя, своих сородичей и своего имущества от таких набегов. Либо он зарабатывается - в мирном труде, в совместной деятельности, будь то охота на мамонта или какого другого зверя, ловля рыбы (отсюда такая форма бахвальства, как разведение рук в стороны в попытке показать размеры пойманного водного жителя), обильный урожай в земледельческом труде, крепкое и красивое жильё, крепкая и счастливая семья, ... Позднее способы добычи авторитета весьма разнообразились. Это научные открытия, проверенные на практике и давшие обществу различные полезные технические приспособления. Это и философские теории, помогающие осмыслить окружающий мир и самого себя, а также создать в голове относительно целостную и не слишком противоречивую картину мира и я-концепцию. Это и продукты художественного творчества. Это и привлечение к своей политической партии благосклонного внимания народа и победа на выборах в государственных органы.

И там, где есть победившие, там есть и побеждённые. В дружественной (спортивное,  трудовое соревнование) или враждебной борьбе (конкуренция, война). В детской игре, имитирующей взрослую борьбу. В игре взрослых людей, в которых ещё живёт детство.  То есть, борьба за признание присутствует во всех сферах жизни человеческого общества, даже в отношениях между двумя людьми, между мужчиной и женщиной, между родителями и детьми, между учителями и учениками, между организаторами производств и наёмными рабочими.

И результатом этой борьбы становится признание у победителя превосходства в чём-либо над побеждённым. Хотя во многих случаях острота борьбы снижена и накал страстей по этому поводу отсутствует - люди только глядя на претендента на лидерство просто признают его превосходство в интересующей их области жизни и деятельности. Но борьба за место в умах других людей всё равно происходит, пусть даже и в вялотекущих и незаметных для постороннего взгляда формах. Об этом справедливо заметил театральный режиссёр П.М.Ершов в своей книге "Режиссура как практическая психология".

"В повседневном обиходе взаимодействия людей мы называем "борьбой", когда очевидна противонаправленность их целей.  ... в более точном смысле, пока длится взаимодействие людей, в нём всегда более или менее скрыта или обнажена борьба, даже в тех случаях, когда это совершенно не существенно, и потому самими борющимися не осознаётся. ... Всегда и в любом взаимодействии людей в жизни можно увидеть борьбу, если обратить на это специальное внимание и если взаимодействие хоть сколько-то длится. ... Да, в жизни речь может идти о том, за что, с кем, когда и как бороться; это могут быть вопросы первостепенной важности именно потому, что с кем-то и как-то любой человек, непосредственно общаясь, уже борется, хочет он того или нет, отдаёт себе в том отчёт или нет." (Ершов П.М. Искусство толкования. В двух частях. Часть первая. Режиссура как практическая психология. - Дубна: Изд.центр "Феникс", 1997. стр. 21).

"Обнажённой, острой борьбе свойственно привлекать к себе внимание даже тех, для кого её исход никакого практического значения не имеет. (Примеров множество: футбольные матчи, шахматные турниры, судебные процессы, диспуты). Почему? В борьбе, в затрачиваемых каждым усилиях обнаруживаются боевые качества борющихся - те или другие, в зависимости от её содержания: сила, ловкость, находчивость, быстрота реакции (например, футбол), изобретательность, расчёт, проницательность (например, шахматы), ум, эрудиция, юмор, находчивость (всякого рода диспуты).

В любой борьбе человек неизбежно раскрывается, а если она сложна и протекает в противоречивых условиях - она вынуждает человека обнаруживать самые разнообразные стороны своего внутреннего мира. Причём тем ярче и полнее, чем борьба эта острее и напряженнее." (Там же, стр. 23).

Признание превосходства одного из борющихся происходит из-за неравенства сил. Силы здесь имеются в виду разные, в том числе и физическая сила. Первоначально, это действительно физическая сила, но потом в качестве силы выступают физическая ловкость, и вырастающие из неё находчивость и ум, проявляющий себя в хитрости и коварстве (в искусстве "ковать" победу). На силу ума наслаивается сила эмоций, мобилизующих как физические, так и умственные способности. Силой может быть и доброта, готовность помочь другому и получить помощь от него, объединяя усилия в борьбе со зверем, превосходящим по физической силе и ловкости каждого из участников объединения. Силой может быть и вооружение (вооружённые силы), технические приспособления для боя с врагом. Силой является также и наличие средств коммуникации, возможности скоординировать свои действия, и такое средство коммуникации, как речь, устная или письменная. Силой являются знания ("знание - сила") обстановки, знание сильных и слабых сторон противника, понимание его способа мышления и умение предсказать его дальнейшие действия с тем, чтобы упредить их своим противодействием. Сила заключена и в сложной рефлексивной игре, в которой ситуация проигрывается с точки зрения противника и с более высокой точки зрения - с метапозиции. Сила - это также крепость моральных устоев и эффективность нравственных принципов, сила воли, опирающейся на совесть, сила крепкой дружбы и боевого товарищества, сила чувства долга и стремления к свободе. В общем, сила - это сильные стороны характера, добродетели, все положительные качества, которые могут обратить на себя внимание и вызвать всеобщее уважение.

Сила вызывает уважение. Сила врага вызывает опасливое уважение, боязнь, страх, ужас. ("Боятся - значит уважают"). Сила друга - доверчивое уважение, веру в него и надежду на него в трудных обстоятельствах. Приязненное и доверяющее уважение незаметно переходит в любовь к другу, обладающего какой-либо силой. Личностная установка на такое уважение называется дружелюбием.

Поскольку каждый человек обладает каким-либо достоинством, какой-либо силой, то силу надо понимать не абстрактно, в отрыве от других сил, а как соотношение сил. При всём разнообразии сил членов сообщества и общем их равенстве, всё же в какой-то конкретной ситуации у некоторых членов сообщества, в пределе - у одного из них, обнаруживается больше сил справиться с какой-то конкретной проблемной ситуацией (ситуативный лидер). А если эта проблемная ситуация требует совместных усилий, которые надо кому-то одному (двум, трём) скоординировать, то с такой задачей справляется далеко не каждый. И вот именно этот "не каждый", а один (или два-три) из всех становится лидером в группе людей, объединяющих свои усилия. И здесь мы вплотную подходим к порядку в гражданском обществе и государстве, к борьбе со спонтанно возникающим хаосом, нарушающим и разрушающим этот порядок, к управлению, праву, правопорядку, к борьбе политических партий, отстаивающих интересы своих социальных групп, общественных классов, и, наконец, к выборам как форме политической борьбы за признание народом быть достойными избрания в государственные органы власти.

Выборы - это всё-таки мирная форма образования властных органов государства. Когда политическая борьба обостряется, оппозиция пренебрегает мирной демократической формой взятия власти, и власть завоёвывается (в буквальном смысле) путём её захвата (государственный переворот). На этот случай у власти есть свои силы сопротивления давлению: правоохранительные органы, вооружённые силы, и т.п.. Многое зависит от того, решится ли власть применить эту силу, или эта сила на самом деле уже не её сила, поскольку бывает, что та же армия, недовольная действующей властью, переходит на сторону бунтовщиков и революционеров, а правоохранительные органы наблюдают драку со стороны и не вмешиваются.

Опять же новая власть признаётся народом или не признаётся. И это признание раздваивается на две её формы: легальность и легитимность. Легальность означает соответствие действий власти законам, уже обозначенным в действующем праве, соответствие издаваемых властью законов основному закону - конституции. (Как-то так. Не ручаюсь за точность.) Легитимность - это доверие народа к власти, уважение к ней и к издаваемой ею законам. Иногда из-за отсутствия легитимности власть пытается себя утвердить за счёт искусственной легализации - перекраивания конституции, и, соответственно, изменения многих законов. Но противоречия между легальностью и легитимностью опять дестабилизируют общество и опять обостряют борьбу за признание и власть. Те же законы имеют силу или не имеют, приобретают её или теряют из-за того или иного отношения народа к ним. Это происходит из-за роста экономики и благосостояния народа или их падения. Например, в Чили в результате военного переворота пришёл к власти Пиночет. Его власть была нелегальна, но экономика при нём поднялась, благосостояние народа улучшилось, и народ стал одобрять эту власть, т.е. власть стала легитимна. Однако же, Пиночета всё равно судили.

Итак, признание является основой для правосознания - того или иного отношения к праву, к законам, к правопорядку, к власти. Также и познание является основой знания, а осознание - основой сознания.

Признание - Правосознание - Влияние     -      Власть           (Духовность, Spiritus)
    Выбор    -       Совесть        -    Воля      -       Дружба         (Социальная Душа, Psyche)
Осознание  -      Сознание   - Мышление  -  Осмысление  (Социальный Дух, Logos)
   Польза     -      Средство     -     Цель       -      Результат     (Социальное Тело, Corpus socialis)


Правосознание, как следует из сопоставления одноуровневых тетрад, есть правовое сознание и самосознание, правовая совесть. Правосознание - это то, что имеют в виду под терминами: "сознательность" и "гражданская сознательность". В словаре по этике сознательность определяется как высшая мера развития совести.
В содержательном плане сознательность - это убеждённость в своей правоте, в правоте чьих-либо идей, мнений, правильности поступков, линии поведения, верности того или иного политического курса. Или наоборот - убеждённость в чьей-либо неправоте, в чьей-либо вине.

Распространение этой убеждённости выражается в словесных воздействиях на других людей и той или иной степени влияния на их мнения, настроения, установки, мысли, понимание, представления, картину мира, направленность их поведения, деяний, поступков. Другими словами, убеждённость проявляется в процессе убеждения и переубеждения собеседников, участников совместной деятельности и жизни. Убеждение - не один только способ воздействия и влияния. Этих способов много. Ниже я, возможно, приведу некоторые из них.

Пока же скажу, что влияние я понимаю как воздействие одной мыслящей воли на другую мыслящую волю. Естественно, что взаимодействующие в общении люди воздействуют друг на друга и испытывают взаимное влияние. Но поскольку влияние в основном связано с доверием, а люди не всегда доверяют себе и другим в равной степени, то кто-то из них оказывает большее воздействие на других, а те, в свою очередь, испытывают большее влияние с его стороны, чем сами на него влияют. То есть, влияние, как и сила, это соотношение влияний и сил. Равное влияние друг на друга создаёт партнёрские, паритетные отношения. Неравенство во влияниях создаёт отношения лидерства и ведомости, руководства (причинения) и подчинения.

Ситуативно неравновесные отношения лидерства и ведомости могут меняться так, что в сумме тот, кто был лидером, был почти в той же мере и ведомым. Это характерно для неформальных групп, для неформального общения. Но в производственных, военных, политических, и каких-нибудь других  организациях, лидерство закрепляется приданием лидеру полномочий руководителя, за которым закрепляется статусно-ролевая позиция. Эта статусно-ролевая позиция руководителя, когда ему в каком-то конкретном деле доверяют больше, чем себе, и когда он влияет на своих подчинённых больше, чем они на него, мы и называем властью. При этом властвующему субъекту всегда достаётся больше всех: ответственности, права решать за всех сотрудников или служащих, внимания, уважения, почёта, славы, денег (имущества, богатства), возможности заняться казнокрадством и взяточничеством, возможности избежать наказания за это и другие преступления. Именно за второй половиной этого списка и стремятся во власть и борются за неё несознательные, т.е. бессовестные и в моральном и в правовом отношении граждане.

Власть можно определить как постоянное преимущественное влияние на окружающих. Также и склонность к чему-либо есть постоянное влечение к этому чему-либо, увлечение им, увлечённость, страсть, зависимость от своего увлечения. Власть не обязательно существует только как государственная власть, корпоративная власть или ещё какая формальным образом закреплённая власть. Это может быть и неформальная власть хозяина или хозяйки в доме, власть постоянного лидера в семье, в учебной, в производственной или какой-нибудь ещё группе, в уличной банде, в преступной группировке, и т.п.. Важнейшая власть - это власть над самим собой, над своим телом, над своими влечениями и импульсами, над своими психическими процессами и состояниями, над эмоциями и настроением, над своими языком и речью, над своими воображением и мышлением, и даже над своими желаниями и намерениями, т.е. волей. От самообладания, обладания и распоряжения своим внутренним хозяйством, телесным и психическим, зависят поступки, характер, а значит, и судьба человека. Если человек постоянно выходит из себя, теряя самообладание, то он может натворить нечто противное моральным и правовым законам, за что его будут судить, осудят и обрекут на прозябание в местах лишения свободы.   

Настал момент для разъяснения заявленной психологической триады (тетрады) в духе диалектики. Признание в цепочке связанных с ним понятием является основанием для выходящих из него противоположностей: правосознания и влияния. Правосознание, таким образом, является тезисом, а влияние - антитезисом, и они оба объединяются в синтезе - во власти. Власть является центром круга, ядром сферы, вершиной пирамиды управления как внешним, так и внутренним миром личности, - смотря как моделировать в геометрических образах устройство общественной или личностной психики. Саму власть и связанные с ней понятия мы будем рассматривать в следующей, последней главе седьмой части "Психоархитектноники". Сейчас же необходимо отнести правосознание к сенсорной стороне психики, к задним отделам головного мозга человека, а влияние - к моторной стороне психики, к передним (лобным) долям головного мозга. К тому же, нелишне будет продолжить сопоставление описываемого в этой главе уровня психики с психическими функциями того же уровня, но других, более нижележащих сфер психики.

Признание - Правосознание  -   Влияние    -     Власть         (Духовность, Spiritus)
Сомнение   -         Вера         -     Надежда    -    Любовь       (Природная душа, Anima)
Внимание   -    Восприятие  - Воображение -  Интуиция     (Природный дух, Animus)
 Интерес    -        Приятие      -    Влечение  -   Склонность (Природное тело, Corpus animalis)

1. Признание.

Признание - Интерес:
Авторитет лидера или руководителя - инструмент реализации своих интересов (которые могут быть не только своими, но и общими, или интересами узкой группы лиц) руками других людей. Например, лидер - выразитель интересов той группы (коллектива), которую он представляет. Руководитель - выразитель интересов всего государства или производственной организации, которой он управляет. Руководитель-лидер старается сбалансировать интересы верхов и низов общества, согласовать их между собой, примирить обострившиеся противоречия и конфликты.

Признание - Внимание:
Сила, как и внимание, может быть рассеяна по членам общества и может быть сконцентрирована (собрана) в одном месте. Постоянная рассеянность и постоянная предельная концентрация - две крайности, которых следовало бы избегать. Лучше всего было бы найти какой-то баланс, какую-то золотую середину между рассеянностью и концентрацией сил, или динамическую смену одного на другое вокруг этой середины - по внешней и внутренней ситуации. Те же вооружённые силы страны существуют в виде реальных, т.е. в виде действующей армии, и в виде потенциальных, т.е. ушедших в запас резервистов. А резервистов можно довольно быстро мобилизовать, собрав их в нужный момент времени в определённых местах. Есть ещё и необученная военному делу часть населения, которая по возрасту уже готова приступить к военной службе, но ещё не готова для боевых действий.

В психологическом смысле для того, чтобы быть лидером или руководителем нужно желать иметь к своей персоне (все)общее внимание. И нужно также быть способным выдерживать внимание к себе со стороны других людей, как входящих в зону твоего влияния, так и пока не входящих. Это может быть не столько жажда всеобщего внимания как у истероидов и демонстративных личностей, сколько наличие некоторых актёрских способностей, чтобы привлекать к себе внимание и удерживать его достаточно продолжительное время. Конечно, этому помогают как экстравертная эмоциональность, так и навыки речевого общения (риторика), владение языком. Привлекать к себе внимание - значит быть интересным для окружающих как в личностном плане, так и в деловом. А это требует умения сочетать в себе предсказуемость своего поведения и неожиданность, новизну, самостоятельность мышления.

Признание - Сомнение:
За признание своего первенства, своего превосходства в каком-либо отношении приходится так или иначе бороться, завоёвывать, потом её удерживать, опять же борясь с такими же борцами. Здесь нужно иметь своё достаточно твёрдое и аргументированное мнение, выступать с ним и отстаивать его. Здесь сила в любом её варианте, кроме тупого физического насилия, например, сила воли, сила ума, сила разума, и т.п. может пригодиться для того, чтобы создать перевес в борьбе с противоположным мнением или не потерять своих конструктивных идей при создании общего мнения. Понятно, что чем больше себе доверяешь, тем больше доверяют тебе окружающие. Доверие к себе транслируется на окружающих и превращается в доверие к тебе. Естественно, это доверие надо подкреплять какими-то успехами при проверке твоих способностей управлять ситуацией. Всякий твой успех, как результат такой проверки, ведёт к росту твоей уверенности в себе, в своих силах справляться с трудными ситуациями. Соответственно, растёт и вера окружающих в тебя. Они начинают на тебя полагаться, т.е. надеяться. И их надежды на тебя помогают им при выборе своего лидера сделать этот выбор в твою пользу. 

Признание - Польза:
Лидерство или руководство должно быть полезно группе или коллективу, которым лидер или руководитель принадлежит. Власть же должна давать полезный результат, т.е. быть продуктивной. Бесполезная и даже вредная власть должна быть устранена, свергнута, переизбрана. Иначе государству рано или чуть позднее приходит конец. Реалистично и прагматично ориентированная власть старается использовать своё высокое положение для увеличения своего имущества, для всемерного и даже беспредельного умножения своих богатств. И поэтому такая власть подвержена коррупции и прочим порокам, которые слетаются к власть предержащим как мотыльки на свет. Но если у власти остаётся хоть какая-то духовность, т.е. радение за общее дело, а не только за свою шкуру, то власть старается бороться с коррупцией. Если духовность перестала ночевать во власти, то власть создаёт только видимость этой борьбы (очевидно из опасения быть свергнутой).

Признание - Осознание:
Лидеры и руководители призваны справляться с трудными ситуациями, постоянно возникающими в жизни групп и коллективов. Власть в государстве должна решать социально-экономические и правовые проблемы. Поэтому она должна отвечать на вопросы, которые, так сказать, поставлены ребром со стороны активной части общества, его естественных лидеров. Власть и сама должна задаваться вопросами и стараться их решить как в теоретическом, так и в практическом плане. Для этого требуется хоть какая-то интеллектуальная мощь, усиленная работа вербального (во взаимодействии с невербальным) интеллекта, самостоятельное и логически верное мышление. Для этого, конечно, требуются различные знания. Это, во-первых, специальные (специфические для той сферы, которой нужно руководить) знания; во-вторых, управленческие, юридические и политологические; в-третьих, знание всей обстановки в целом и на местах; в четвёртых, знание людей, их психологии, осторожность в обращении с людьми, осмотрительность и прозорливость (проницательность); и так далее. Качественная работа осознания помогает вовремя признавать проблемы, а не отрицать их наличие, выстраивать иерархию важности тех или иных дел, уважать знания других людей и советоваться с ними по поводу возможных вариантов решения проблем.

Признание - Выбор:
Лидерство, руководство, и в целом власть выборны как снизу (выдвиженцы), так и сверху (назначенцы). Если власть выбирается снизу, путём голосования, то по принципу превосходства выборных лиц в практическом (деловом), теоретическом (интеллектуальном) отношении, и высоких морально-нравственных качеств. Если власть выбирается сверху, то по принципу приятельства и дружбы, лояльности к вышестоящей власти. Деловые, интеллектуальные и морально-нравственные (волевые) качества, конечно, тоже имеются в виду, но они уже не играют преобладающей роли в этом выборе. Главное, чтобы кандидат был лоялен по отношению к власти. Вряд ли власть выберет себе в помощники оппозиционно настроенного лидера. Если только для виду, чтобы потрафить интересам тех групп, на которые власть надеется опереться при перевыборах и удержаться на более продолжительный срок.

2. Правосознание.

Правосознание - Приятие:
Правосознание оценивает поступки и поведение людей. Оно либо принимает, либо не приемлет те или иные поступки. Одни поступки кажутся привлекательными, другие - отвратительными. Привлекательные поступки одобряются и оправдываются. Непривлекательные - осуждаются и отвергаются. Правосознание судит людей и их поступки по их приемлемости правом, считая общественно полезные поступки и поведение правильными, правомерными и законными, а общественно вредные - неправильными, неправомерными, незаконными.

Правосознание - Восприятие:
Правосознание в основном опирается на то, что человек воспринимал в той или иной ситуации, что видел и что слышал. Это так называемые свидетельские показания или показания самого пойманного преступника, если он говорит правду. О правде - в следующем абзаце. Профессиональное правосознание судьи стремится увидеть насколько можно полную картину преступления. Для этого ему требуется беспристрастность. Профессиональное правосознание прокурора и адвоката пристрастно и их восприятие общей картины несколько искажается в пользу той цели, которую они преследуют. Прокурор усматривает в поведении преступника отягчающие его вину моменты, пренебрегая теми моментами, которые ставят вину преступника под сомнение. Адвокат, наоборот, заостряет внимание суда на сомнительных моментах и выискивает всякие смягчающие или опровергающие вину подсудимого моменты. Личное правосознание подсудимого в зависимости от качества его совести может склоняться в сторону обвинения (самообвинение) или в сторону защиты (самооправдание).

Правосознание - Вера:
Правосознание наполнено твёрдыми, проверенными в личном и общественном опыте мнениями, т.е. убеждениями. Обычно это убеждение в своей правоте или в своей вине, убеждение в правоте или неправоте кого-либо из окружающих людей, из государственных и политических деятелей, и т.д.. То, что используется для укрепления или, наоборот, разрушения убеждений в качестве фактов и аргументов, есть правда. Правда у каждого своя. Но есть и общая правда - то мнение, в котором сошлись, с которым согласились многие люди. Получается, что правда - это то, что обосновывает правоту личности в её заявлениях, поступках, в поведении. Кто-то пренебрегает правдой и с целью хоть как-то оправдать себя или своих близких в своих или чужих глазах врёт другим, лжесвидетельствует перед судом, искажает (искривляет) реальное положение дел. Нормальное правосознание диктует своему обладателю верой и правдой служить общему делу, даже в ущерб своим личным интересам, в ущерб своей корысти. Ненормальное правосознание позволяет его носителю предавать общие интересы и действовать исключительно в своих шкурных интересах.

Правосознание - Средство (контроль):
Правосознание в личностном плане контролирует правильность совершаемых личностью поступков, правомерность его поведения. Правосознание в государственном плане контролирует законность и правомерность поведения своих граждан. В правоохранительной системе для этого выделяются надзорные органы, например, прокурорский надзор, и т.д..

Правосознание - Сознание:
Правосознание по определению есть сознание права и сознание себя в праве (правовое самосознание). Правосознание есть уверенное пользование знаниями законов, использование законов и норм права с целью решить какую-либо трудную жизненную задачу. Функционирование правосознание основано на твёрдых логических формах, на чётких логических правилах, на выявлении истинности и ложности показаний свидетелей и подсудимых. Работа профессионального правосознания юристов, участвующих в судебном процессе, должна отличаться строгостью суждений и категоричностью оценок. Иными словами, внешний суд над подсудимым должен быть торжеством рассудка, формально правильного логического мышления. Хотя не всегда это удаётся. Либо в законе есть нестыковки и лазейки, которые можно использовать в качестве усиления вины подсудимого или его невиновности. "Закон - что дышло, куда повернёшь, туда и вышло". Либо судья небеспристрастен и заинтересован в том или ином исходе дела (подкуплен), и, исходя из своей заинтересованности, пренебрегает доказательствами защиты или обвинения. 

Правосознание - Совесть:
Правосознание есть правовая совесть, которая, в свою очередь, есть морально-нравственное сознание и самосознание личности. Как право вырастает из морали, так и правосознание вырастает из совести. Можно сказать, что правосознание является ядром сознания-самосознания и совести. Правосознание есть глубинно-вершинное образование в совести, и есть то, что называют сознательностью. Например, есть такие равнозначные понятия как гражданская совесть и гражданская сознательность. Есть обычное, житейское, личное правосознание человека, не очень знающего законы. Есть достаточно осведомлённое правосознание человека, который сталкивался с правоохранительными органами, и довольно начитан в этом отношении. Есть профессиональное правосознание юриста: работника правоохранительных органов, прокурора, адвоката, судьи. И есть правосознание руководства, которое должно в своей руководящей деятельности опираться на правовые нормы и их знание.

Моё определение правосознания несколько отличается от определения, даваемого в юридической и политологической литературе. Но это и к лучшему. Можно его воспринимать как дополнение к уже известному.

3. Влияние.

Влияние - Влечение:
Влияние есть прежде всего воздействие на сферу влечений. Два древних метода воздействия - кнут и пряник. Влечение от и влечение к. Лидер или руководитель побуждают своих последователей или подчинённых к совершению тех или иных действий, поступков, к нужному поведению каким-либо пугаловом или заманухой. То есть, либо это стимул в своём первоначальном значении - палка с острым концом в зад, либо что-то вкусное перед носом. Между этими крайностями располагаются смешанные методы, например, когда отсутствие наказания само по себе уже является наградой, или отсутствие привычной награды ощущается как наказание. Награды и наказания = позитивные и негативные санкции. 

Влияние - Воображение:
Воображение позволяет уже видеть дальше своего носа. Такое дальновидение применимо как к награде, которая становится мечтой, так и к наказанию, которое становится кошмаром во сне и наяву. Воображение непосредственно связано с интуицией, т.е. чутьём, соединяющим воображение с восприятием реально существующего. Поэтому, держа нос по ветру, животное выделяет в запахах те, которые рефлекторно связаны у него с вкусной пищей из какой-либо жертвы, или те, которые связаны с видом более сильного и опасного существа - хищника. Умение и навыки воздействия на воображение людей являются мощным рычагом власти над ними. Тут мы как желающие завоевать власть над кем-либо рисуем либо страшные картины конца света, по крайней мере, для некоторых, если не всех, и страхом загоняем их в стойло. Либо мы рисуем картины всеобщего или хотя бы единоличного благоденствия, благополучия, благодати, которые ждут впереди, обещаем светлое (имперское, коммунистическое, капиталистическое, электрифицированное, интернетизированное, и т.п.) будущее, призываем в "прекрасное далёко". В общем, ад и рай на отдельно взятой Земле ещё при нашей жизни, или хотя бы для наших детей, на худой конец - для внуков. А для нас сойдёт и рай после нашей смерти. 

Влияние - Надежда:
Вот тут вступают в силу разные обещания, которые мало кем из политиков выполняется. Но народ на это ведётся, ибо больше не на что. В этой серии можно заметить различные обнадёживания, утешения, настраивания друг на друга или против друга, настраивание на успех, на удачу, на человеческие ценности и идеалы, упования на Бога, на загробную жизнь... Эмоциональное заражение тоже сюда относится. Эмпатия, сочувствие и сопереживание, эмоциональная подстройка, или, как говорят психологи с психотерапевтами, присоединение (отождествление) помогает создать атмосферу доверия. Доверяющий чувствует себя в эмоциональной связи (на привязи), т.е. в некоторой эмоциональной зависимости от присоединившегося к нему. В результате воздействующий может теперь потихоньку отходить от доверяющего и вести за собой, отводя его от того негативного состояния, в котором тот застрял, и приводя к желаемому состоянию.

Обычно это происходит неосознанно. Но психотерапевты, например, Милтон Эриксон, заметили этот механизм взаимодействия (присоединения и ведения) и сознательно использовали его для лечения пациентов. Потом появились подражатели из числа компьютерно-ориентированных ботаников и стали копировать эффективные приёмы работы психотерапевтов, того же М.Эриксона. Расписывая всё по шагам, как в компьютерных программах, они наплодили довольно большой запас психотехник речевого и неречевого воздействия, который они назвали НЛП (нейро-лингвистическим программированием). Затем они стали обучать этому набору практикующих психологов и непсихологов. Так неосознаваемые закономерности общения и личностного воздействия стали вполне осознанными приёмами (техниками и технологиями) общения. Причём вдумчивое и критичное применение техник практикующими психологами и немедицинскими психотерапевтами с благородной целью помощи и лечения стало соседствовать с некритичным и напористым их использованием в своих корыстных целях людьми, весьма далёкими от психологии и морали с нравственностью. Последнее превратило эти техники в приёмы манипулирования людьми с целью внедрения в подсознание желания купить какой-либо рекламируемый товар, и т.п..   

Влияние - Цель:
Всякое воздействие целенаправленно. При подготовке к воздействию обязательно создаётся некий план системы действий и прогноз их эффектности и эффективности. Цель - некий желаемый и ожидаемый результат воздействий, некие предполагаемые и желаемые последствия действий как причин этих следствий. Цели могут быть вполне прозрачны для всех взаимодействующих сторон, но могут быть и для одной из них оставаться скрытыми. Здесь возникает проблема скрытых управляющих воздействий, которые обычно называются манипуляциями. Манипулятор умышлено скрывает цель своего воздействия на объект воздействия, вводя его в заблуждение, заманивая в ловушку. Объект воздействия рано или поздно обнаруживает обман, что его использовали против его желания, использовали как средство для достижения целей манипулятора, а потом избавились от использованного. Поэтому нелишне стараться осознавать и понимать цели того, кто на нас воздействует. Да и свои цели тоже.

Влияние - Мышление:
Мышление - вот основное приложение сил воздействия для лидера. Поскольку мы, люди, существа социальные и общительные, и общаемся в большой степени посредством слов, используя язык и речь, то повлиять на мышление, и сопутствующие ему психические процессы (познание, знания, понятия, осознание, сознание и осмысление, в смысле понимание) значит изменить личностные смыслы у партнёров по общению. Здесь же: загрузка их сознания и мышления привлекательными идеями, которые могут ими овладеть, и за которыми они могут пойти хоть на край света.

"Влияния как эффекты взаимодействия были определены как некоторые поступательные изменения внутреннего мира личности вследствие вошедшего в него нового, исходящего от другой личности содержания. Исследователи, пользуясь терминологией М. К. Мамардашвили, обозначили суть влияний как эффектов взаимодействия следующим образом: "больше сознания", "больше понимания", "больше осмысления", "больше готовности самостоятельно, творчески жить"." (Влияние как основание власти. studme.org).

Влияние - Воля:
Влияние - это воздействие одной воли на другую, побуждение другого человека к определённым поступкам, к поведению в определённом направлении. Влиянием одной воли на другую многие великие философы, например, Гегель, определяли власть. Волевое воздействие очевидно состоит из выдвижения и отстаивания своего стратегического или\и тактического плана действий, превознесения достоинств своих благих намерений, доказательства своей благожелательности по отношению к объектам волевого воздействия, обрисовки последствий, если эти планы не будут приняты к рассмотрению и утверждению. Здесь большую роль должно играть морально-нравственное превосходство субъекта волевого воздействия перед объектами его. То есть достоинства субъекта воздействия должны привлекать и очаровывать, а его честь и честность не должны ставиться под сомнение, иначе он потеряет в своём личностном обаянии. Дружественность намерений должна убеждать последователей и подчинённых: "Я - ваш! Я - свой! Всё о чём я пекусь - это ваше благо! Доверьтесь мне и вы не пожалеете!". Понятно, что если воздействующий будет уличён в злонамеренности, в нечестности намерений, в своём бесчестии и скрытой враждебности, то ему от объектов своего воздействия несдобровать.

И, наконец, "Влияние - Правосознание":
Это обратный переход от первого ко второму. Информационное, морально-нравственное, политико-правовое воздействие на правосознание объектов воздействия посредством создания определённой политико-идеологической системы. Информационное воздействие - это и воздействие документальных и художественных образов, насыщенных эмоциональными переживаниями, и речевое воздействие, происходящее в межличностном общении, и воздействие средств массовой информации (СМИ), и распространение научных знаний и философских идей (просвещение). Морально-нравственное воздействие - воздействие воспитания и самовоспитания. Воспитывающее воздействие личность испытывает с начала своей жизни со стороны своих родителей, потом - со стороны воспитателей и учителей, преподавателей в училищах, институтах и университетах, затем - со стороны своих лидеров в различных коллективах и руководителей предприятий, организаций, государственных органов. Политико-правовое воздействие образуется в рамках государственных, правовых и политических идеологий, устремлённых в будущее. Идеология здесь понимается не как наука об идеях, а как научно обоснованная система социальных, экономических, правовых и политических идей.

***

Резюмирую. Авторитет, признание человека авторитетной, уважаемой личностью, является основой для доверия к нему (правосознание) и придавания серьёзного (большого) значения его словам, ориентирующим поведение других в определённом направлении. Другими словами, личность А может влиять на личности Б, В, Г, ..., если у он у них приобрёл авторитет, т.е. они его признали авторитетом для себя, признали его превосходящим их по какому-либо измерению силы. Власть можно определить как относительно постоянную влиятельность, как относительно постоянную превосходящую силу влияния авторитетного лица, которому избирателями были приданы правовые полномочия. Недаром в некоторых языках слово "власть" имеет значения: сила, мощь. Например, в английском языке власть - это power. Только у авторитета сила имеется в наличии на данный момент и для группы или коллектива, а у власти эта сила на долгий период времени (срок правления) и для многих групп и коллективов, в пределе - для всей страны. (Бывают разные сочетания авторитета и власти: власть авторитета, авторитет власти, авторитет, не имеющий официальной власти, и власть, потерявшая свой авторитет.)   

     "Пока человек не борется, о его силах можно судить лишь предположительно, и только в преодолении препятствий обнаруживаются его реальные возможности. Сила является, в сущности, средством ведения борьбы, но так как она нужна каждому человеку, накопление сил часто превращается в специальную цель. Таковы цели всякой тренировки, образования, повышения квалификации; но в накоплении сил и цель обогащения, цель  карьеризма - борьба за посты, должности и звания, борьба за власть. "Два человеческих Стремления - к Знанию и Могуществу - поистине совпадают в одном и том же", - сказал Бэкон.
     Во взаимодействии людей сила каждого измеряется силами других. Поэтому, накапливая силы, человек стремится не просто "знать", а знать лучше или не хуже, чем знают другие, не просто "уметь", а уметь лучше других; не просто разбогатеть, а быть богаче или не беднее других; любые возможности привлекательны только в сравнении с возможностями других людей, причем практически не всех "других", а каких-то определённых." (Ершов П.М. Искусство толкования. В двух частях. Часть первая. Режиссура как практическая психология. - Дубна: Изд.центр "Феникс", 1997. стр. 143).

***

То, что я здесь написал об авторитете, влиянии и власти, это всего лишь попытка разобраться и систематизировать разнообразный материал по этой теме, рассыпанный по многочисленным публикациям в интернете. Попытка подразумевает неокончательность и некатегоричность суждений. Скорей всего, будет и следующая попытка систематической иерархизации этих понятий, связанная с постоянно текущим рефлексивным процессом в моей голове. Так что, если я тут написал что-либо неправильное с точки зрения читателей, а тем более специалистов в области организационного, государственного и политического управления, правоведения, политики и кратологии, то воспринимайте это как мою временную глупость. А если у читателя будет желание что-либо в моих рассуждениях поправить, то я буду рад с его помощью поумнеть.