Две недели назад прошла моя выставка в Центральной библиотеке с завлекательным названием «От Утагава Куниёси до Гарина-сан». Хотелось бы сказать – с большим успехом и похвастаться мягким рукопожатием японского консула, ведь она была заявлена в официальном буклете фестиваля «Японская весна 2017», но… всё было настолько скромно, что дня три я утирала мелкие слёзы и жаловалась Маришке, что настоящих ценителей оригинальной живописи в наше время очень мало.
А ведь художнику нужны именно восторги и восклицания, чтобы творчество разгоралось, как костер. А если в него не бросать свеженьких дров-комплиментов, то костерок может и погаснуть. Она меня утешала и говорила: «Ничего, они еще пожалеют, что прошли мимо и не оценили!» Я, правда, не уточнила, кто это «они», но было приятно, что она считает меня настоящим талантом и в конце концов я стала засыпать спокойно и перестала видеть неприятные сны.
Вы меня спросите, а чего так уж расстраиваться и в чем именно фишка моей эпохальной выставки? И кто такой этот Куниёси?
В двух словах – художник Утагава жил в 19 веке, рисовал гейш, актеров театр Кабуки и самураев, а когда власти запретили этот доходный бизнес из-за того, что картинки были, грубо говоря, рекламой специфических услуг, с адресами, именами и явками, то плавно переключился на рисование кошек. Опять же в кимоно, с прическами, зонтиками и веерами.
Я когда в первый раз это увидела, то подивилась тонкому чувству юмора и даже своеобразной иронии, что совершенно не характерно для обычного японца. И тут же решила для себя: если уж в 1843 году кошки могли быть такими, как люди и ходили собирать каштаны или любоваться сакурой, так неужели я не смогу нарисовать их через призму современности и моего русского чувства юмора? Ведь меня в широких кругах петербургских художников-любителей знают именно из-за моей любви к котикам. Так прямо и говорят: «А эта та Галя, которая кошек рисует?»
В общем, всю зиму я ваяла свои картины, смеялась и радовалась, что они получаются такими забавными, и предвкушала бешеный успех. Конечно же, директор библиотеки с удовольствием согласилась принять мои творения. Написала в японское консульство письмо-заявку и застолбила майский день для открытия вернисажа. Еще предложила мне прочитать лекцию о японском художнике, ну а уж название я придумала сама. «Гарина-сан» - или госпожа Галина это я и есть, потому что в японском буква «л» почему-то произносится, как «р». И моя токийская подружка Фумико зовёт меня Гаричка.
И вот наступил час «Х». С волнением я разложила листочки лекции, выпрямила спинку и приклеила самую обворожительную улыбку. Однако пришли только милые пенсионерки и три сотрудницы библиотеки. Все они были очень доброжелательны, аплодировали и кивали с симпатией и пониманием моего несравненного таланта. Но те, кого я считала знатоками японского искусства, почему-то не пришли. А ведь я послала им специальные приглашения.Может быть потому, что это было в понедельник утром? И все были на работе? В общем, не случилось никакого ажиотажа, но…. как говорится в симороне: даже если ваша мечта исполнилась не на все сто процентов, всё равно радуйтесь, наверное, так и надо!
Теперь по поводу лошадей. Честно говоря, если бы не было кошек, я бы сразу перекинулась на этих благородных животных. Тем более, что внутренние ощущения дают мне уверенность, что в какой-то прошлой жизни я была мустангом, и лошадей чувствую абсолютно на уровне чтения мысли. Посмотрю в глаза – и я уже внутри этого совершенного существа.
К тому же у неё тоже четыре ноги, хвост, умная голова и выразительный взгляд. Почему-то я думала, что осилю рисунки на раз! Ага! Как бы не так! У кошки – лапы, их можно закрыть длинной шерсткой и всё прекрасно. А у коня именно ноги! Без прикрас! Кости, сухожилия, копыта, бабки. И у меня они не получаются. Но я ведь – овен! Уже изваяла сорок лошадей. Еще шестьдесят, и вы меня не узнаете! Теперь я буду не фелинофил, а иппофил! Так что следите за рекламой! Неровён час и Эрмитаж меня позовёт!
И последнее: от досады сочинила я хайку и теперь с улыбкой представляю вам. Надеюсь, вам они понравятся.
Лошадь рисую, стараясь,
Не получаются ноги,
Ладно. В траву положу.
Синяя грива, розовый хвостик,
В яблоках круп…
Кто это? Конь без пальто.
На мастер-классе сэнсэй утверждает:
Хочешь удачи в картине – щупай скелет.
Где же мне взять тихую лошадь?
Кошку заставлю встать на дыбы!