Век живи-век учись

Алла Растворцева 2
        Еще кое что из моих воспоминаний о жизни в прошлом веке и начале нынешнего-XXI    Учиться никогда не поздно.
       И как я училась понемногу – чему-нибудь и как-нибудь.
       Отучившись в Кокандском нефтяном техникуме и научившись там  рашпилем точить заусенцы на гайках и болтах – в ходе разных производственных практик,  устанавливать геодезический теодолит и отмечать точки высоты над уровнем моря и земли, отличать водопроводные трубы от насосно-компрессорных труб (НКТ), спускаемых в скважину при бурении или её ремонтах – я  думала, что я знаю уже очень много.
      Но! Вот начала работать. В нефтепроводном управлении. Просто лаборанткой. И снова училась – спускать пробоотборник в резервуар с нефтью для отбора пробы (некоторого количества) нефти для её анализа  содержание в ней  воды,  механических  примесей,  и температуры горения,  и кое-какие еще анализы  - сейчас уже подзабыла.   Вот новая теория, которой тоже нужно было учиться.
     Потом поступила на новую работу. Инженером по режиму газоснабжения города Л.    А  на  этой работе  уже  и  функции другие.  Нужно было не только владеть навыками съёма показателей с дифференциальных газовых манометров – огромных счетчиков потока и количества газа,  Уметь обсчитывать снятые картограммы с этих ДМ и переводить эту картограмму в кубические метры за сутки.  Это было не сложно.
      У меня на обслуживании было порядка 230 предприятий, которым далее распределялся этот газ. И в мои же функции входило печатание счетов этим предприятиям.  Распечатывание на печатной машинке. Год 1966.  Поставили мне печатную машинку  уже электрическую, по-моему она называлась  ЯТРАНЬ.   Снова  учеба…  Методом  тыка, естественно. Мал-по-малу набирала опыт и скорость в печати.   Как-то получалось.
      Компьютеры  первых еще образцов в Узбекистане появились в 1992 году. Я уже работала в крупнейшем предприятии и по должности мне полагался компьютер.   Клавишные  у   компьютера - однотипные с клавишными печатной машинки,  и мне не трудно было начинать работать на компьютере. Замечу, к тому времени мне уже  ПЯТЬДЕСЯТ лет!!!
Но компьютер – это уже программки  какие-то, это уже совершенно другая  техника. Конечно, у нас срочно организовали компьютерные курсы. 120 часов  учебной  программы, всем подарили учебник «Основы компьютерной технологии-издания Бишкек-2000 года  и . удостоверение  права  на  допуск к работе на компьютерах.
     Жизнь стала еще  интереснее.  Учеба продолжалась.  Начался  XXI век – век  IT – айти-технологий.
     Как-то я поехала по делам в Коканд  осень 2000й год .
     Гуляя по  городу,  зашла в  большой универмаг «  Болалар уйи  - то есть  Детский мир.   Смотрю  -  какая-то толпа молодых девушек и парней у какого-то типа киоска  толпятся.   Подхожу  -  вижу  компьютерщик сидит и шлепает на принтере  какие-то квадратики   типа визитных карточек. Оказывается  -  это  БЕЙДЖИК – называется. 
    Тут же – в магазине – продают пластиковые рамочки с булавками под размер этих БЕЙДЖИКов.     Спрашиваю  компьютерщика  -  а  где  ещё в Коканде  такое  делают?  Он  мне  пишет  на  маленькой бумажонке  адрес  -  ул. Истиклол,1.     Я  читаю эту бумажку и смех меня разобрал – оказалось – это дом моих родителей и следовательно,  мой  дом.  Вот ведь как интересно!
       Прихожу домой.   Спрашиваю маму  -  где это у вас тут сидит компьютерщик?
      Мама  старая – не поняла  - что бы это значило.  –
    -  А  это  кто? – спрашивает .  Объясняю ей – что это такое. 
      Она говорит – Ой, да вот же, в Нечаевской квартире. Нина Николаевна Нечаева умерла, сын её Игорь со снохой Идой  продали квартиру и уехали в Россию.  Так вот, кто купил у них эту квартиру, какую-то там сделали мастерскую, но вход  туда не со двора,  а с улицы.   А  в  том  доме – дворе  у  нас  было  двое ворот, то есть два входа во двор. Один – со стороны парка, другой – со стороны  автодорожного техникума.
   - Я говорю  -  ну , я пошла туда, посмотрю – что это такое.
     Пошла. Захожу. Пара компьютеров и пара принтеров. Правда, один принтер – струйный, один – похоже, более современный.  Люди стоят.  Кому  сканирование  сделать. Кому – те же БЕЙДЖики.    А  на  принтере, который по-современнеё,  юноша  печатает  какие-то  картинки.   Оказалось  -  разноцветные  картинки-наклейки  на  консервы – ЯБЛОКО,  АЙВА,  УРЮК.   Это  так  интересно  было  наблюдать.   Народ разошелся.  Я  спрашиваю компьютерщика - - программа есть на вот эти  самые  БЕЙДЖИКи?    -Конечно – он мне говорит.  И с недоумением на меня так посмотрел. 
      Пожилая-то в общем, тетка и интересуется программой…  А  я  ,  как  всегда, при всеоружии.  Фото-аппарат, флешка всегда при мне.  Подаю  ему  флешку,  денежку с флешкой и прошу  -  илтимос, скачать килинг.    Берет он так эту флешку – спрашивает  -  вирус йук-ми?  Говорю  -  проверяй.  - По-моему, чистая.     Скачал он мне эту программку.    Спрашиваю – а эти этикетки – кто-то заказывает?  Опять он на меня смотрит с недоумением.  Да, - говорит – это частники – варенья варят, у меня покупают эти наклейки, клеют и  вот – готовые консервы фруктовые и как-бы по стандарту.  А в мелкие этикетки  -  парварду  заворачивают, и тоже  в магазинах продают.   Частное предпринимательство  на  потоке.   И снова мне  теория и практика воочию.  В  кабинете  - такого не  увидишь.  А  будешь думать, что все по гос.стандарту.
          Вернулась я к себе в мой городок М. И тоже – начала печатать эти самые БЕЙДЖИКи  и  визитные  карточки.  И  уже  своим  подрядчикам  раздавала, чтобы они не потеряли.     Теперь без этих бейджиков у нас даже школьники не ходят, причем  -  в  цветном  исполнении и обязательно с фотографией.
         Так и развивались IT – технологии.  И я вместе с ними  тоже  продолжала  учиться  Три компьютера я по ходу своей работы загнала в «доску».  Последний  компьютер уже был  с подключением ИНТЕРНЕТА
     …  А  учебник  «Основы компьютерной технологии»  никому не дарю. Даже внуки учились по этому учебнику. И сейчас – нет-нет да заглядываю туда.   Учится  никогда  не  поздно.
            А  вспомнилась мне эта история по случаю. По телевизору показывали эпизоды, что в Красноярске дети отравились конфетами  фабрики РОШЕН  Вот я и вспомнила – как можно и возможно печатать этикетки конфетки фабрики РОШЕН, а заворачивать туда совсем другое.  Яд.,  или  наркотик.   История  имеет  свойство  развиваться и совершенствоваться.      Так что не все то золото, что блестит. Не всё то гос.стандартное и подконтрольное  каким-то там Гос.Инспекциям  -  совершенно государственное.    Сама  видела…  Но  верим. А что делать?   Верим. !!!