Бродяги дхармы 1. Начало

Венцеслав Кудряшов
"Я уже так постарел и остыл… А тогда и впрямь верил в милосердие, добро, смирение, пыл, нейтральное спокойствие, мудрость и исступление да и в то, что сам я – эдакий стародавний бхикку, только одет по-современному, скитаюсь по миру, дабы повернуть колесо Истинного Смысла, или Дхармы, и заслужить себе положение Пробуждающего" The Dharma Bums, 1958 by Jack Kerouac. Мой дневник я решил назвать "Бродяги Дхармы 2006". Цитата из Керуака не последняя. Полтора месяца, день за днем, я буду восстанавливать события 11-летней давности, серьезно изменившие не только мою жизнь. Когда-то, из этого может получиться сценарий роуд-муви, если грядущие перемены позволят заниматься такой ерундой...

30 августа 2006 года мы отправились на стареньком Лендровере в путешествие по Китаю. 20000 км за 45 дней по пустыням и горам, по безумно красивому Сычуань-Тибетскому "шоссе" и просто безумной дороге 219 через Куньлунь и Каракорум, через Сиань и Ланчжоу, Лизьян и Чэньду. Я много путешествовал на машине, 4 раза пересек США и Канаду от океана до океана (2 раза туда и обратно Ванкувер - НЙ - Сиэттл и СФ - Майами - СФ), ездил из Москвы в Монголию и обратно, объехал Камчатку, Дальний Восток и Среднюю Азию (вдоль и поперек), но с этим сумасшедшим трипом ничто не может сравниться. А 28-го августа 2006г мы веселились на свадьбе, чтобы уехать (с женихом) на следующий день, оставив молодую жену в полном изумлении. Она не верила до последнего и надеялась, что все это шутка и розыгрыш.
 
По плану тронуться должны были 29-го, но наш попутчик-молодожен Макс пропал и появился только утром 30-го. По лицу было видно, что жена и теща без боя не сдались. Выяснилась нелепая проблема: дорога к тещиному дому была разрыта. Раздраженный многочасовыми семейными тёрками Макс нажал на гашетку и влетел на огромной скорости в яму. Видавшая виды амортизационная пружина треснула, а времени на ее замену нет. Решили доехать до Урумчи и разбираться там, ведь мы уже выпали из графика на сутки.

Несколько слов о доп оборудовании автомобиля для такого рода авантюр. Кенгурятник и люстры нахрен не нужны. Чистые понты индейцев. Лебедка передняя тоже не нужна (если увяз, то передними колесами и добраться до лебедки не всегда возможно). Назад поставили Mile Marker (США) 8000 (на 3630kg) Шнорхель для пыльных дорог и высокогорья обязателен. Рекомендую Safari Snorkel, Германия. Багажник (expedition roof rack): ARB (Австралия) - STC 8830AA. Прекрасно себя зарекомендовал. Защита Asfir (Израиль) обязательна для переднего дифференциала (код изделия 539114), заднего дифференциала (539103), рулевых тяг (539003). Другие узлы защищать не стали, усилением подвески не занимались. Более мощный генератор не помешает, но мы обошлись.
 
Спец резина Т/A 235/85/R16 или 245/75/16 BF Goodridge была бы оптимальным вариантом, но мы ее не нашли в Алмате и поставили А/Т Бриджстоун. Оказалась оч даже ничего в условиях, когда тип покрытия меняется каждую 1000км. В салоне пригодились лампа штурманская Hella и мультиприкуриватель (x3) для зарядки гаджетов. Навигация по GPS, простенький надежный аппарат с альтиметром и компасом Garmin Vista C. Спутниковый телефон оказался не нужен, т.к. мобильная связь была даже на Эвересте. Это Китай, детки)

Пыльные казахские дороги и унылое говностроение вспоминать не хочется. Из достопримечательностей на пути из Алматы к китайской границе, можно отметить Джаркентскую мечеть. Возведена в 1887-1892гг. на народные средства, собранные купцом первой гильдии Вали Алхун Юлдашевым. В архитектуре, строительной конструкции и декоре памятника отражено своеобразное сочетание форм Заилийского края, Казахстана и средней Азии. Здание мечети снаружи опоясано обходной галереей открытого типа, опирается на 122 колонны.

В конструкции крыши – ряд деревянных элементов (балок и особых кронштейнов, так называемых «доу» и «гун»), позволяющих искривлять карнизы, создавая иллюзию «парящей крыши», которые встречаются, главным образом – в храмовых комплексах и галереях Китая. Карнизы богато декорированы резными досками с яркими полихромными окрасами. Все деревянные соединения осуществлены способом оригинальных вырубок без применения гвоздей.

В росписях мечети и башни-пагоды нашли отражение великолепные образцы живописи и орнаментики. Широко представлена на памятнике резьба по ганчу: от орнаментированных поясков до сложных декоративных панно и эпиграфических картушей – арабесок. Среди геометрических орнаментов – изображения животных, рыб и птиц.
Двухъярусная башня-пагода представляет собой коллекцию уникальных росписей, мотивы которых взяты из природы: это цветы, листья, облака. Многие доски покрыты сложными натюрмортами и пейзажами. Строительным и декоративным оформлением мечети руководил китайский архитектор Хон Пик (Мукан) – при участии целой плеяды народных мастеров. Здание полностью отреставрировано и не самым удачным образом.

Проехали 1000км за сутки. Прохождение границы заняло уйму времени, особенно, если учесть, что мы попали в обед. С китайской стороны всё быстро, по делу, без проволочек. Гид – приветливая молодая уйгурская женщина, радостно встретила нас прямо у входа, вручив пакет необходимых документов для нас и на машину, а также китайские телефонные sim-карты с комплектом дополнительных карт и оплаты телефонов – достаточно внушительную папку бумаг. Маршрут согласовывается в 26 ведомствах (когда есть Тибет и запретные зоны). Прошли границу достаточно быстро, если учесть, что машину «просветили рентгеном» в специальном гараже, через который потоком проходили дальнобойщики. Сразу решили ехать дальше. От пыльного и ветреного поста впечатление тягостное.

Дорога в Урумчи. Въезд в Китай. Первый полицейский пост с поверкой документов, в следующий раз остановка и общение с дорожной полицией – исключительно в Тибете, на подъезде к Лхасе! Въезд в Синцзянь-Уйгурский АО Китая оставил странное впечатление. Для водителя со стажем езда среднестатистического китайца – убийственное зрелище. Знаки: ограничение скорости от 20 до 40 км в час, с периодичностью 200-300 метров. Никто откровенно их не соблюдает. Естественно, наш Land Rover (далее LR) влился в общий поток наиболее быстро движущихся авто, не обращая внимания на ежесекундно мелькающие знаки и едва успевая объезжать «мелкокалиберные» китайские гибриды - трехколесники, какие-то мото-тележки, норовящие постоянно впрыгнуть под колеса чего-нибудь побольше. В связи с этим, однако не сразу, а значительно позже, появилась замечательная «китайская» дорожная привычка – сигналить при каждом обгоне, достаточно долго продолжая показывать поворот, что в Китае означает: полоса, правая или левая (в зависимости от того, какой поворотник включен) – моя. Нахспляжа! Занято! Брысь!

В первую ночь езды по дорогам Китая стало понятно, что наибольшую опасность представляют «сталкеры» – все транспортные средства, движущиеся по трассе без единого огонька и опознавательного знака, выплывающие внезапно, «из ниоткуда» и неизвестно каким образом сами ориентирующиеся в ночи.

Проехав незначительное расстояние от границы мимо небольших селений, в которых прямо на дороге, по её обочинам – развалы сохнущей кукурузы, мы выехали в невысокие горы. Первый форпост, природой созданная «великая китайская» новых границ Поднебесной. Горный хребет Борохоро, опоясанный холмистой степью, над который выше - еловый лес, по пологим склонам - луга, пасущиеся стада овец и табуны лошадей, редкие хижины или юрты пастухов. Промчавшись сквозь горы, ущелье Гоцзыгоу, мы выехали к жемчужине края – озеру Сайрам (Сайрам-нур, Sayram Hu, Лунное озеро). "Даже в самую жару вода в нем остается холодной. За тысячи лет, по рассказам очевидцев, уровень воды в нем и границы берегов не изменились; и никому еще не удавалось переплыть Сайрам-нур",- певуче вещала гид, периодически заглядывая в справочник. Пловцы хреновые в этих краях - таково было наше заключение, но плыть было некогда. По берегам озера – немногочисленные к этому времени ранней осени кибитки кочевников, обычно сотнями разворачивающиеся здесь летом. Непродолжительная остановка, несколько фотографий, и снова в путь.

Дорога в Урумчи. Очень хорошее шоссе. Сравнить строительство дорог в Китае можно только со строительством великой китайской стены. Воистину, вот народ, который по сей день строит пирамиды! Участок дороги до Урумчи – один из самых приятных почти достроенных автобанов, по которым нам предстояло проехать. Поэтому мы промчались до долгожданного ночлега очень быстро. В дороге шел дождь, приветствуя нас в Поднебесной и подчеркивая впечатления, пережитые за день.

Урумчи. К трем часам ночи добрались до гостиницы, где нас ждали друзья, наши китайские партнеры. Выпить сил не было, хоть и очень хотелось.

Продолжение следует. Тысячи фото из этого путешествия можно найти в ВК по хэштэгу бродягидхармы2006 и в группе "Сакральный Тибет", прямо в ленте за прошлый год.