Подарок

Миттель
       Тороплюсь. Тороплюсь на выставку и надо успеть, пока очередь не соберётся. Конечно, в воскресенье народ просыпается позднее, но к двенадцати, знаю по опыту, все будут готовы посмотреть, приобщиться, развлечься. Какое-то неясное беспокойство сопровождает все мои сборы:  что-то необходимо сделать, вспомнить, но что? Ах, да, кажется, сегодня у подруги именины, день её Ангела! Но поздравлять ещё рано – наши часто бессонные ночи не предполагают ранних утренних звонков. Только бы не забыть потом!
       Еду смотреть «Искусство Великого Новгорода эпохи святителя Макария»,  ХV1 век.
       Сразу вспоминается  что-то более знакомое, близкое мне: митрополит Ростовский и Ярославский Иона Сысоевич и Ростов Ярославский, Ростов Великий. Старинный русский город на берегу озера со сказочным именем Неро, он и сам возникает как сказка, когда по пути из Москвы дорога делает крутой поворот, и зеркально отражаясь в глади озера, вдруг вырастают белые стены Кремля, монастырские стены, золотые маковки церквей и серебристые крыши кремлёвских башен. Люди старшего поколения вспомнят «Хождение за три моря», и все, конечно, вспомнят «Ивана Васильевича…»  - и везде в образе Москвы предстаёт Ростовский кремль. 
        Иона Сысоевич  -  его стараниями был в ХV11 веке построен в Ростове кремль – Митрополичий двор, удивительно стройный, гармоничный,  с  каменными церквами, украшенными фресками, и палатами, с великолепной звонницей, для которой сам же митрополит и создал знаменитые ростовские звоны, а самый большой колокол  назвал Сысоем в честь отца – священника, служившего на погосте близ Ростова. Мне пришлось слышать эти звоны уже в поздние годы и только на пластинке, но помню, как в детстве, когда звоны не исполнялись,  моя бабушка шутливо изображала их, как это было принято в Ростове:
     - начинал  басом «Сысой» :  «Блин-н-н – Блин-н-н»,
     - подхватывали колокола поменьше:  «ПОлблина -ПОлблина»,
     - ещё поменьше:  «Четверть блИна - Четверть блИна»
     - и самые маленькие:  «Блинчики - Блинчики»!
       Не только Ростовский кремль, любимое детище Ионы Сысоевича, где в кафедральном соборе он и был похоронен, стал результатом деятельности митрополита , но и Авраамиевский, и Спасо-Яковлевский монастыри в Ростове, Борисоглебский близ Ростова, Толгский в Ярославле, монастыри в Угличе и Великом Устюге - везде стараниями митрополита были построены новые и украшены старые церкви.
       Во все века у всех народов были видные и даже великие религиозные деятели, оставившие огромное духовное, культурное и градостроительное наследство.
       Плавно мыслями перетекаю в Зальцбург с его очаровавшим меня дворцом Мирабель, его великолепным парком, где чувствуешь себя в сказке среди цветов, скульптур и фонтанов. Вот и здесь ХV11 век. И построил дворец князь – архиепископ Вольф Дитрих фон Райтенау для своей любовницы Саломеи Альт, с которой у него было 12 детей. Да, австрийским епископам, видимо, жилось веселее, чем нашим митрополитам, но это так, к слову. Главное, что именно  стараниями архиепископа Вольфа Дитриха фон Райтенау Зальцбург начал превращаться в шедевр барочной архитектуры. И всё здесь пронизано музыкой великого Моцарта, так естественно и гармонично сочетающейся с городом.
       Но вот и корпус Бенуа.
Великолепная выставка, великолепные предметы искусства: иконы, книги, утварь, вышитые покровы необыкновенной красоты, созданные во владычных мастерских в новгородской земле во время служения там архиепископа Макария в 1526 – 1542 годах.
       Макарий, архиепископ Новгородский и Псковский, а затем митрополит  Московский и всея Руси, первый митрополит, венчавший на царство первого русского царя – Ивана 1V Грозного, и много сделавший  для церкви и для Руси. Он создаёт новый монастырский уклад, строит и украшает храмы, открывает в Москве первую  типографию для печатания священных и богослужебных книг, по которым в то время обучали и грамоте. Ещё в Новгороде была предпринята первая попытка собрать воедино все книги «в русской земле чтомые», составлен новый летописный свод с житиями святых и богословскими трудами. Макарий канонизирован Русской православной церковью как святитель, его же изображение находится в числе великих деятелей на Памятнике «1000-летие России» в Великом Новгороде.
        Я не искусствовед  и моё восприятие, как всегда, чисто эмоциональное. Иконы новгородского письма кажутся мне удивительно светлыми, не перегруженными деталями, с преобладанием, я бы сказала, небесных и золотых тонов. Представленные здесь же псковские иконы насыщены красным цветом, многофигурные и вызывают большее эмоциональное напряжение. Вот и амвон, созданный для Софийского кафедрального собора в Новгороде, а сейчас отреставрированный в Русском музее, он так великолепен и грандиозен, что заслуживает отдельной статьи. А от книг не оторвать глаз: уже сам шрифт – произведение искусства, не говоря об  иллюстрациях на тему житий святых, переплётах и окладах. А ведь всё представленное здесь – ничтожная часть великого вклада святителя Макария в дело просвещения, исторического и культурного развития и церковного строительства на русской земле.
       Напоследок решаю ещё раз заглянуть на  выставку Василия Верещагина, здесь же в соседних залах. Великолепная выставка совершенно уникального художника. Но сейчас я хочу посмотреть  две его картины, опять-таки наиболее близкие моей душе. Вот они, две небольшие скромные картины, оправленные как драгоценности в огромные золотые рамы: Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне Близ Ростова Ярославского. 1888г. и Иконостас церкви Святого мученика Иоанна Богослова на Ишне Близ Ростова Ярославскодго. 1890г.
      Дома, ложась спать, я мысленно перебираю впечатления минувшего дня. Нет, это настоящий подарок! И вдруг с ужасом вспоминаю, что не поздравила подругу с Днём её Ангела. На всякий случай решаю уточнить, посмотреть церковный календарь…
      Это был день моих именин.



В.В.Верещагин. Внутренний вид церкви Иоанна Богослова на Ишне
                Близ Ростова Ярославского. 1888г.