Эссе и афоризмы часть 3-я Глава 6

Сергей Станиловский
                Глава VI



№  3
Ложная скромность связана всегда с равнодушием к окружающим, чаще всего - это просто душевная черствость, не желающая ни с кем вступать ни в какие обязательства. Истинная скромность не боится потратить себя на других, и проистекает из простоты и естественности по отношению к тем дарованиям, которыми наградил нас Создатель.

* * *
№  5
Человек легкомысленный быстро увлекается и быстро разочаровывается в своем увлечении, человека цельного трудней увлечь, но, увлекши чем-то, уже невозможно остановить, заставив бросить начатое.
* * *
№  6
Когда болит тело, молчит и разум.
* * *
№  7
Чужие обиды часто заставляют нас почувствовать часть вины и за собой, хотя мы, казалось бы, и не причем. Это обычно происходит, когда обиженный обвиняет в своих бедах всех, кроме   себя.


* * *
№  8
Советуй, когда спрашивают, а когда нет, молчи, ибо советы, которые мы даем, не будучи спрошены, часто воспринимаются другими, как  косвенное обвинение в глупости, что скорее приводит к ссорам, чем к ожидаемой благодарности.
* * *
№  9
Великие ничего великого не совершают. Зачем, раз они уже и так великие! Настоящие открытия делают способные честолюбивые молодые люди, не обремененные прошлыми заслугами, и старающиеся завершить начатое дело наилучшим образом.


* * *
№  12
Что продукты жизнедеятельности испорченного желудка, что мысли, высказанные дураками, - одно и то же.
* * *
№  14
У человека нет ничего своего, ибо и молодость, и талант, и красота, не говоря уж о богатстве, преходящи, одна лишь любовь дает нам шанс приложить руку к делам, которые останутся жить в людской памяти и после нас.

* * *
№  15
Любить человека – значит, не обличать его, в свете своей непогрешимости, но смотреть на его пороки, как на свои собственные, изживая их собственным примером.

* * *
№  17
Законы в России не для людей. Они созданы, чтобы максимально усложнить наше существование. Взятки, таким образом, - единственное системное средство привязки их к повседневной действительности.
* * *
№  18
Когда кто-то начинает рассуждать о благе всего человечества, - это, как правило, полоумный бред, несущий самому человечеству лишь новые неисчислимые бедствия, чреватые новыми, еще неслыханными до сих пор злодеяниями.
* * *
№  19
Всякое самое ужасное злодеяние совершается из стремления к лучшему. Просто, в силу порочности самой человеческой природы или изъянов ума, или и того, и другого вместе, за лучшее человеком воспринимаются самые чудовищные злодеяния. Например, грабя или совершая другие преступления, преступник стремится к свободе и счастью, которые, как он считает, ему даст награбленное. В свободе и счастье нет ничего плохого, они становятся злом, когда добываются в ущерб другим. Исходя из односторонних предпосылок, включающих в себя 1/10 всех явлений окружающей жизни и оставляющих без внимания 9/10 остальных, адепты той или иной идеи делают их как бы несуществующими, с точки зрения своей шкалы ценностей, а значит, не имеющих значения, т.е. таких, каких может и не быть. Такими незадействованными в сферах идеологий областями жизни неизменно оказываются мораль, нравственность и даже юридическое право, на которые непременно вешается ярлык буржуазных или внеклассовых (в терминологии коммунистов), или «предающих интересы нации» (в терминологии нацистов), и т.д., т.е.  подлежащих уничтожению. С точки зрения идеологий, в интересах которых действуют те или иные лица, совершающие преступления, их действия преступлениями не являются. Для идеологий убитые, изуродованные и ограбленные – лишь искупительные жертвы, положенные на алтарь правого дела, которые неизбежны.  Получается, что зомбированными идеологией людьми убийства и насилия не признаются за преступления, ибо в них видоизменен нравственный кодекс, который создавался веками человечеством, они - перерожденные люди новой формации (говоря проще, выродки), готовые убивать и грабить во имя идеи, при условии, что им скажут, что она хорошая. Ими легко управлять, и поверьте, всегда находится тот, кто готов дергать их за ниточки, прикрываясь высокопарными лозунгами свободы, счастья и справедливости, во имя достижения своих крысиных целей. Цели эти, конечно, деньги и власть, за которые готовы, как лоси, пободаться многочисленные претенденты. Всегда на свете - в изобилии желающих помериться, у кого рога покрепче. Так было в эпоху революций в России в начале ХХ века, во Франции в XIX, во времена Парижской коммуны, в Англии, во времена Кромвеля в XVII, в Китае, во времена культурной революции Мао и т.д. В сущности, вся Мировая История – это непрекращающаяся борьба за власть.
 У людей, особенно необразованных, есть потребность в идеологии, освобождающей их от необходимости думать, и действовать, не рассуждая. Но так легче жить только обывателям, не желающим видеть ничего, кроме своей поляны, тем, у кого сохранилась потребность думать, какие-то дерзания - этого недостаточно, ибо все идеологии отвечают на сиюминутные вопросы, но не могут сказать об ответственности перед Вечностью, ответе, который каждый должен будет дать, закрыв за собой двери земного пути.
* * *
№  20
Злость побеждает нерешительность и часто побуждает нас доводить начатое до конца, но никогда еще начатое по злобе не оканчивалось чем-то хорошим.
* * *
№  21
От безделья редко переходят к делам праведным, скорее, – к предосудительным.
* * *
№  23
Желание спорить по любому поводу свидетельствует не столько о знании Истины, сколько о глубоком ее неведении в чем бы то ни было.
* * *
№  24
Умный преступник в тысячу раз опасней глупого, значит, и разум, употребленный не на дело, превращается в опасное оружие, которому  было бы лучше, если бы оно вовсе не появилось на свет.
* * *
№  25
Глупцы, совершая безумства, живут так, будто собрались жить вечно, и расплата никогда не наступит. Люди разумные, по возможности, обуздывают  страсти, готовясь к встрече с Вечностью.
* * *
№  26
В домах, где всем заправляют женщины, течение дел идет самым непредсказуемым образом, ибо желаемое здесь часто выдается за действительное.
* * *
№  27
Чем менее востребованы нами материальные блага, тем менее мы зависим от них, тем в большей степени становится хозяевами себя самих и окружающих обстоятельств.
* * *   
  №  31
Быть справедливым – значит не желать другим зла даже в ответ на их несправедливость по отношению к себе.
* * *   
  №  32
Достижения, даже самые пустяшные, не даются человеку без усилий, дары же, оставленные им без должного внимания, будут отняты у него судьбой без всякой жалости. 
* * *
     № 33
Не думай, что, устремляясь к добру, встретишь на своем пути одну лишь поддержку только по той причине, что ты добрый. Дай Бог самому не забыть на своем пути цели, ради  которых подвязался!
* * *   
№ 34
В жизни часто дурное заслоняет собой хорошее, однако, свойство памяти таково, что воспоминания о последнем живут вдвое дольше, чем о первом. Объяснение этому, видимо, в том, что хорошее имеет подлинную природу бытия, тогда как дурное, извращая хорошее, лишь тщится быть таковым. Другими словами, хорошее живет в памяти, потому что оно настоящее, а дурное, будучи наносным, ложным, со временем исчезает из памяти, не оставляя в ней следа. 
* * *
№  36
Про Россию говорят, что средняя  продолжительность жизни в ней меньше, чем на Западе. Но ведь и жизнь в России насыщенней! Она бурлит переменами. Нужно успеть набить морду, пока не набили тебе, выйти из запоя,  сходить в библиотеку в 3 часа ночи.  Поэтому здесь,  как на войне, 1 год идет за 3. Вот и получается, что, прожив 60 лет в России, русские все же живут вдвое дольше, чем те, кто прожил 90 лет благополучной жизни на Западе.
* * *
№ 37
Ухо преклоняется к тем речам, к каким склонно сердце: злоречивый находит своих слушателей среди злоречивых, а тот, кто больше занят совершенствованием себя, может встретить на жизненном поприще и достойный пример для подражания.
* * *
№  38
     Потомки лучше помнят почему-то злодеев (таких, как Гитлер, Сталин, Ленин, Наполеон и др.), сгубивших миллионы жизней, - чем благодетелей человечества. Может, потому, что они часто оказываются одними и теми же людьми?

* * *
№  40
Любовь, прельщенная только телесной близостью, недолговечна, ибо вожделеет лишь новизны ощущений. Удовлетворившись телесной близостью с одним партнером, она ищет ее со следующим. Другими словами, она любит не свой предмет, но лишь свои ощущения по отношению к нему, не зависящие от его индивидуальных особенностей.
* * *
№  41
Без упражнения нельзя добиться ничего. Конечно, бывают случаи, когда дарования приводят к неожиданным свершениям почти без усилий, но результаты эти без приобретённого навыка быстро меркнут, и без продолжения еще быстрее сходят на нет.
* * *
№  43
Ненавидя кого-то одного, начинаешь ненавидеть и всех людей, в целом. Даже любя кого-то в этом случае, мы согласны любить их с оговорками, при условии, что они будут соответствовать нашим представлениям о том, какими они должны быть, а это, в свою очередь, и есть скрытая форма ненависти.
* * *
№  44
Все идеологии претендуют на обладание истиной, которая родит, в свою очередь, нетерпимость к мнению других, а это чаще всего приводит к выводу, что все инакомыслящие должны быть уничтожены.
* * *
№  46
Чем бы г.г. гусары ни занимались, все заканчивается одним и тем же - выпивкой и тем, что у них называется «попользоваться насчет клубнички».
* * *
№  48
(Об особенностях англосаксов)
В чем проблема англосаксов? В том, что они ощущают себя избранными, солью мира перед остальными нациями. Они не могут довольствоваться малым, они претендуют на лидерство в мире, желая получить его весь. Приведу простой пример. Я могу поесть на улице, купив пиццу, а могу сделать то же самое в дорогом ресторане, где мне предложат ту же пиццу, но в 3 раза дороже. Человек простой может довольствоваться и уличной пиццей, съев ее на скамейке в парке, но джентльмен обязательно пойдет в ресторан, где съест то же самое, но гораздо дороже. Британцы – джентльмены, они не могут удовлетворять свои физические потребности,  как грязный нигер, им нужна обстановка, соответствующая их статусу. Вот поэтому англичане и завоевали в свое время ресурсы половины мира – Индии, Пакистана, Китая, не говоря о своих африканских и южноамериканских колониях, чтобы обеспечить тот образ жизни, который всячески старались в себе поддерживать вплоть до II Мировой войны, когда Британская колониальная система, как и других европейских стран, обрушилась. Столь масштабные завоевания понадобились англичанам, потому что они надели на себя тогу избранных, небожителей, которым весь свет – не ровня. Самопровозгласили себя элитой мира – это ли ни есть национальная шизофрения в масштабах земного шара? Америка и Европа вынуждены были пожирать 80% ресурсов планеты, чтоб поддерживать во что бы то ни стало свой статус элиты. Почему Европу называют носительницей Христианской цивилизации, когда на самом деле она всего лишь носительница своего статуса?..
* * *
№  49
Самым удивительным парадоксом для России явилось то, что революция, приведшая к краху Российской Империи, произошла  в самой обширной по территории стране  мира именно из-за неспособности властей решить земельный вопрос. Т.е. даже 1/6 части земного шара русским оказалось мало, чтобы договориться друг с другом о земельном разделе. Поучительным примером в этом плане может служить Финляндия, благополучно отколовшаяся от Российской Империи в 1917 г. Как ей удается процветать на столь малом, по сравнению с Россией, клочке земли, и при этом успешно развивать свое земледелие и промышленность, продавая той же России мебель, сделанную из русского леса, довольствуясь своей территорией в рамках очерченных ей историей границ?..
* * *
№  50
До революции Россия жила, поддерживая Монархии по всей Европе, за что после подавления восстания в Венгрии, русского царя Николая I даже прозвали жандармом Европы. Но после революции 1917 Россия стала злейшим врагом монархий, поддерживая революционные движения во всем мире, даже там, где их и не было, но только еще могли возникнуть. И так продолжалось 70 лет, вплоть до развала СССР. Россия осталась прежней, просто сменился вектор внешней политики с монархического на революционно-террористический, но стиль – бесцеремонное вмешательство во внутренние дела других стран, которые Россию вовсе и не касались, - остался прежним.
                * * *
   №  51
Сколько СССР помогал всем голодранцам Африки, Азии, Южной Америки. Только в Алжире из 100 построенных там объектов 69 были построены СССР. Во Вьетнаме их было построено 233, в Индии – 62. Отдельно СССР, начиная с Хрущева, любил Кубу – 459! Ну, и т.д. А в это время советские люди толкались задницами в пятиметровых кухнях в пятиэтажках массовой застройки, именуемых в народе хрущебами. Куба – это вообще отдельная статья. Наши соотечественники, возвращаясь ныне с острова свободы (свободы от чего?), рассказывают, что там дети после школы снимают пионерские галстуки и идут на панель. Хочется спросить, что же Фидель Кастро там построил за 50 лет своей независимости? Когда ж там дети успевают уроки-то делать? Как пели советские моряки, ходившие на Кубу:
«Куба верни наш хлеб
И забери свой сахар,\
Куба, Хрущева давно больше нет,
Куба пошла ты на х-р!»

* * *
№  52
(О развале СССР)
Все винят в развале СССР Горбачева, не замечая, что за 70 лет до Горбачева Россию развалил Ленин. Он перевернул ее вверх дном, превратив в орудие построения такой чудовищной химеры, как коммунизм. Может, он и искренне верил в то, что это общество возможно – без денег, без собственности и без Бога, ибо государственной политикой СССР был официальный атеизм, - а может, и нет. Может, он просто был патологическим властолюбцем, не останавливающимся для достижения власти ни перед чем, мы этого уже никогда не узнаем. Но то, что он обрек СССР на гибель когда-нибудь в будущем, самой абсурдностью цели построения неосуществимой утопии, - несомненно. СССР все равно развалился бы рано или поздно, при Горбачеве или без него, т.к. социализм не мог прокормить сам себя. Сама административная система хозяйствования, где нет частной собственности, а есть только государственная, неизбежно привела бы его к пустоте ничто, чем, собственно, с идейной точки зрения  и является учение марксизма-ленинизма. Оно есть ни что иное, как пустая абстракция, лишенная содержания, в которой отсутствуют тысячи мелочей, из которых, собственно и складывается повседневная жизнь. А ей-то как раз и не находилось места в дидактических построениях Маркса-Ленина. Насущным нуждам людей, таким простым и понятным всем (но только не Ленину и его партии) вещам, как жилье, работа, любовь, семья – всему этому не  было места в коммунистических химерах, имеющих целью построение коммунистического «рая» на земле. В Марксизме мы находим только учение о классовой борьбе, там нет ничего об интересах личности, которую подавляет классовое общество, нет ни слова о душе и ее спасении. На первом месте там только главная задача на все времена – построение бесклассового общества.  В реальности этот абсурд выражался в бессмысленной растрате ЦК КПСС государственных средств, полученных от продажи недр страны на помощь случайным оборванцам из Азии, Африки и Южной Америки, оказавшимся под рукой, говорившим, подмигивая друг другу «комунизма енто холесо!» Достаточно было голосовать на съездах за социалистические реформы и приезжать время от времени в Москву целоваться с Брежневым. Это сулило щедрые долларовые вливания из СССР без счета и контроля со стороны советских благотворителей за их расходованием. Одной только Кубе Россия, как правопреемница СССР простила 31,7 млрд. (!) долларов (согласно Фед. Закону № 203-ФЗ).  Хорошо это было для советских сателлитов, из воздуха получающих российские миллиарды нефтедолларов, но не для самой страны, строящей что-то немыслимое, – коммунизм во всем мире. Ну, нельзя до бесконечности разбазаривать деньги по всему миру, раздавая их без всякого счета, кому попало, продолжая при этом пожирать внутренние ресурсы, называя это пожирание социалистической экономикой, ничего не давая взамен. Когда-нибудь это должно было кончиться, потому что нельзя бесконечно грабить пусть даже самый миролюбивый, любящий свою власть народ, как никакой другой на земле, потому что даже у его терпения когда-нибудь проступит дно. На этом дне будут только озлобление, пустые прилавки магазинов и всеобщая нищета.  Сколько ни лей в сито воду, оно никогда не наполнится, и рано или поздно окажется сухим, даже если за 70 лет через него перелить весь Тихий океан.
* * *
№  53
Многие евреи в СССР хотели в годы советской власти уехать в вожделенный Израиль. И вот одного сотрудника нашего института, подавшего в 1973 г. заявление на выезд, начали таскать по всевозможным партийным собраниям, где его всячески стыдили и увещевали, а поскольку он, по-моему, был еще и партийный, делали это с удвоенным рвением. Потому что, как сказал мне много лет спустя бывший парторг института, каждый выезжающий еврей был на учете, и с него лично спрашивали за каждого эмигрирующего сотрудника. И вот на одном из последних многочисленных собраний будущему израильтянину сказали:
- Ну, как же тебе не стыдно! Вот представь: приедешь ты в Израиль, тебя заберут в армию, и ты попадешь на войну, а там тебя заставят воевать против наших же братьев - арабов! Как же ты этими самыми руками, которыми столько работал на братский арабам СССР, будешь по ним стрелять?!
Может, оратор ожидал, что отъезжающий раскается, застыдится, зальется горючими слезами и заберет свое заявление, забыв о нем, как о кошмарном сне, но объект воспитания оказался на редкость толстокожим и нечувствительным к уколам партийной совести. Доведенный уже до крайности этими бесконечными душеспасительными беседами, он ответил кратко, но емко:
- Как? А вот так: Тра-та-та-та-та-та!
* * *
№  54
Какое множество людей, не способно не только к нормальному диалогу, но и просто поддерживать более-менее длительные отношения с кем бы то ни было!
* * *
№  55
Шутам, в отсутствие аудитории, которая бы смеялась их шуткам, в итоге, приходится смеяться над  собой.
* * *
№  56
Американцы то и дело спасают мир в кино, тогда как русские – в жизни.
* * *
№  57
Вседозволенность рождает наглость, а наглость – еще большую вседозволенность. И круг замкнулся бы, если не внутреннее противоречие – человек, претендующий владеть всем миром, несоизмерим с тем, на что притязает.
* * *
№  58
Стыд свидетельствует о наличии у нас некой объективной шкалы морально-этических ценностей, например, в отношении к справедливому устройству жизни, которое мы повседневно нарушаем.


КОНЕЦ ТРЕТЬЕЙ ЧАСТИ