Они приближали Победу. Рассказ четвертый

Алексей Шелемин
                Васиченков Михаил Иосифович


                Михаил Иосифович Васиченков родился в крестьянской семье в деревне Кореловка Заларинского района Иркутской области в 1923 году. Был очень любознательным и единственный из всей деревни закончил 7 классов средней школы. В ряды РККА был призван в июле 1941 года. Вместе с другими призывниками он попал на станцию Мальта Иркутской области, где молодые новобранцы проходили курс молодого бойца. Из числа уже служивших срочную службу и прошедших первоначальную подготовку формировались маршевые роты, которые сразу же направлялись на фронт. Из желающих набирали курсантов в военные училища. Михаил вызвался учиться в танковое училище, так как мечтал стать танкистом. Но командир с танковыми петлицами отобрал из числа добровольцев только тех, кто имел полное среднее образование. Таких оказалось немного, и тогда он спросил у всего строя, кто умеет ездить на велосипеде? Михаил не только умел ездить на велосипеде, но и на полуторке ГАЗ-АА. Так он попал в команду курсантов, которые на следующий день получили предписания прибыть в город Челябинск.
        В танковом училище часть курсантов были переведены в автомобильный полк. Среди них был и Михаил. Там курсант Васиченков в августе 1941 года принял присягу и в составе учебной роты проходил обучение на разных автомашинах. Помимо изучения двигателя, курсанты проходили полный боевой курс солдата: копали окопы и капониры, изучали оружие и пулемет, ходили в условные атаки и обучались методам маскировки. В январе 1942 года Михаил успешно выдержал экзамен, получил водительские права и был направлен на Южный фронт.
        Все его друзья и земляки, призванные вместе с ним Заларинским военкоматом из деревни Кореловки, в первые месяцы войны были направлены на передовую. Никто из того призыва, кроме него, после войны домой не вернулся. Почти все из них полегли в полях Подмосковья, Ленинграда и Харькова в 1941-1942 годах.
        Всю войну Михаил Иосифович служил в автомобильном батальоне пушечной артиллерийской бригады. Исколесил на своем грузовике многие сотни и тысячи километров. Автомашины часто ломались во время движения, а приказ командования был краток: доставить груз с боеприпасами в срок и сделать несколько рейсов. Свою полуторку ЗИС Михаил любил и за ней всегда следил. При поломках сам ремонтировался и никогда не срывал боевые задания.
        Можно сказать, что и в войну он выжил благодаря тому, что попал не в пехоту, где жизнь рядового пехотинца исчислялась одним боем или атакой, а простым водителем. Редко кому из бойцов стрелковых подразделений удавалось воевать на передовой несколько месяцев. Особенно в первоначальный период войны. Но и среди тыловиков и шоферов во время войны были потери. Любой осколок или взрыв снаряда рядом с машиной мог быть причиной детонации перевозимых боеприпасов. От водителя и от машины, как правило, в таких случаях ничего не оставалось.
       
        Тяга к технике у него была с детства. Но в деревне, где жил Михаил вместе с матерью и младшими сестрами, не было даже часов. Пахали и сеяли на полях и огородах на лошадях. С тринадцати лет он работал за трудодни в колхозе. Чтобы хоть как-то помочь матери сводить концы с концами и не голодовать, Михаил не стал учиться дальше и пошел работать в колхоз. Правление направило его работать на почту в поселок Залари. Первое время он работал в самом поселке: получал газеты, письма, бандероли, разносил их по адресам, разгружал тюки и грузы, помогал заполнять документацию и бланки. 
        Районный центр находился почти в сорока километрах от его деревни. Чтобы не опаздывать на работу, ему приходилось вставать в три ночи и пешком идти по лесной дороге в сторону поселка. На балансе поселковой почты числился старый велосипед, у которого была порвана цепь и было погнуто переднее колесо. Чтобы не ходить пешком из деревни, Михаил решил починить его и научиться на нем ездить. С помощью колхозного механика он отремонтировал цепь, поправил велосипедную раму и выгнул колесо, вставив туда недостающие спицы, которые сделал сам. Оставалось дело за малым: научиться на нем ездить. Это оказалось сложнее ремонта и стоило Михаилу больших трудов и времени, а также разодранных штанов и шишек. В конце концов, у него получилось и его жизнь резко изменилась.
        Деревень и сел в округе было много и все они были раскиданы по всему району: от предгорий Саян до дальних бурятских стойбищ и таежных кордонов, находящихся далеко на севере. Работы было много и надо было успевать получать и развозить почтовую корреспонденцию. Спустя три месяца Михаила перевели в Тыреть. Старый начальник почты относился к нему, как к сыну. По его рекомендации Михаил, по достижении совершеннолетия, стал работать старшим почтового отделения.
        Колхоз выделил для нужд почты одного коня и дроги. Конь оказался молодым, вредным и норовистым. Звали его Ярый. Он не слушался кнута, норовил укусить или лягнуть любого, кто к нему приближался. Намучился с ним Михаил и, в конце концов, попросил себе старую кобылу. Но начальник почты убедил его взять и усмирить буйного коня. А заодно обещал выхлопотать ему в поселковом отделении милиции право на ношение нагана. Михаил не отказался от возможности иметь табельный пистолет, тем более лошадей он не боялся. В детстве он не только пас коров и колхозные табуны коней, но и отгонял матерых волков, пытавшихся задрать теленка или отставшего от стада жеребенка. Поэтому он согласился обуздать ретивого коня и не менять его на спокойную кобылу.
        Однажды произошел случай, который сблизил его с Ярым, после чего они стали неразлучными друзьями. Зимой, перед самой войной, он на санях возвращался из Новонукутска, куда он должен был доставить почту и посылки. Прибыл в поселок уже после обеда, но нужно было вернуться домой. На улице в тот день шел небольшой снег и было довольно морозно. Зимой темнеет рано, и Михаил торопился: в темноте можно было потерять дорогу.
        Заходила новая Луна и своим холодным светом немного освещала наполовину занесенную снегом таежную дорогу. Тишину морозной ночи нарушали всхрапы коня, перестук его копыт и скрип саней о снежный наст. В лунном блеклом свете внезапно возникали и сразу таяли снежные блестки, разлетавшиеся перед Михаилом от быстрой езды. Мороз крепчал, но было полное безветрие. На небе рассыпались гроздьями яркие звезды. После перевала через хребет дорога спускалась вниз к поселку, от которого до дома было три версты. Внезапно Михаил услышал вой волков. Умный конь тоже почувствовал смертельную опасность и без всякого понукания увеличил скорость. В сгущавшихся сумерках ничего не было видно. Конь сам выбирал путь и мчался по лесной дороге, обдавая лицо Михаила снежной крошкой. Его обуял смертельный страх, который усилил тревожное ржание Ярого. Трясущимися руками Михаил лихорадочно достал старый наган, 1895 года выпуска, с семью патронами. Как начальнику почты, ему полагалось табельное оружие, которое он получил как раз накануне в отделе НКВД поселка Залари. Патроны были на строгом учете и стрелять еще из револьвера ему не приходилось.
        В клубах снежной пыли, стелившейся за телегой, Михаил увидел бежавших за ним волков. Сколько их было, он не знал. Сквозь снежный вихрь, блестели только зрачки хищников. Волки их настигали. Ярый бежал из последних сил, тяжело и надрывно хрипя. Михаил прижался на край саней, ближе к коню и выстрелил почти не целясь в одного из ночных хищников.
        В мертвой тишине звук выстрела прозвучал как орудийный раскат. Но волков это никак не остановило. Они продолжали настигать сани, злобно рыча и обнажая крупные клыки. Только четвертый выстрел достиг цели: приблизившийся волк резко взвыл и клубком покатился по инерции вперед, теряя скорость. Остальные волки, бежавшие за ним, вмиг растерзали смертельно раненого, но еще живого своего собрата и вновь продолжили преследование своей добычи. Михаил отчетливо слышал звуки визга, рычания и завязавшейся драки между волками, когда они разрывали плоть подранка. Зато другой волк, бежавший с другой стороны, со звериным рыком попытался на ходу запрыгнуть в сани.
        Всего в метре от себя Михаил видел оскаленные пасти бежавших за ним волков и слышал их звериное рычание. В момент волчьего прыжка его спасла реакция. Он успел прижаться в противоположный угол саней и в упор расстрелял в волка оставшиеся патроны. Возможно это был волчий вожак, так как остальные волки вскоре прекратили преследование. Михаил еще долго не мог придти в себя от пережитого ужаса. Уже позже он остановил коня и, подойдя к нему, обнял его. Ярый заметно дрожал и наклонил голову без всякого сопротивления. Он впервые был податливо ласковым. Так они стояли несколько минут, глядя друг другу в глаза.
        С этого момента они стали, как братья. Ярый больше никогда ему не показывал свой норов и всегда его слушался. Но продолжал кусать, как и прежде, колхозного конюха и других почтовых работников. Старая кобыла, на которую Михаил хотел поменять своего прыткого коня, была намного слабее Ярого и не смогла бы так долго бежать, спасаясь от погони. А молодой и еще сильный Ярый выдержал долгое преследование и спас от смерти себя и Михаила.
        Работая в колхозе «Красный партизан» Михаил часто помогал механику в МТС ремонтировать сеялки и другой колхозный инвентарь. Когда в деревне появлялась машина, для всех это был большой праздник. Не единожды ему приходилось ездить в город Черемхово на той полуторке, вместе с колхозным водителем. Когда она ломалась, он всегда помогал ремонтировать машину и крутил специальной ручкой стартер. В знак благодарности шофер уступил просьбам и дал руль грузовика, немного научив его ездить на машине. Во время войны это определило воинскую специальность Михаила и, благодаря этому обстоятельству, он выжил на войне.
       
        После окончания автошколы Михаил был направлен в действующую часть. В составе артиллерийской бригады он участвовал в Сталинградской битве осенью 1942 года. Неоднократно попадал под авиационную и артиллерийскую бомбежку. Следуя в колонне во время налетов немецких самолетов, он уходил в сторону и всегда пытался сохранить свою машину и груз. Всегда ревностно следил за маскировкой своей полуторки. Летом укрывал свой грузовик березовыми ветками, а зимой красил белой краской кузов и кабину. Среди шоферов своего подразделения он считался счастливчиком. Дважды во время авианалета вражеских бомбардировщиков его грузовик оставался цел, когда остальные были разбиты прямыми попаданиями.
        В апреле 1943 года артиллерийский дивизион с автомобильным батальоном находился недалеко от передовой. С наступлением ночи Михаилу нужно было заступать на пост по охране своих позиций и материальной техники. Водители не только охраняли свой автопарк, но и осуществляли обход по периметру артиллерийских орудий и другой техники. Но именно в ту ночь Михаилу было особенно тревожно. Что-то не давало ему покоя. Он внимательно вглядывался в темноту ночи. В какой-то момент что-то его насторожило и он, сняв с плеча винтовку, громко крикнул: «Стой! Стрелять буду!» Затем он сменил место и залег. Пролежав какое-то время, Михаил не мог сдержать дрожь. Он чувствовал какую-то опасность, но перед собой ничего не видел. Сменившего его на посту штабного связиста он предупредил о том, что слышал какой-то шум и движение. И показал ему примерное место. Но молодой парень не внял предупреждениям, за что позже и поплатился. Интуиция Михаила не обманула: на утро следующего дня выяснилось, что связиста утащили немецкие разведчики. На земле остались их следы и лежанка, откуда они наблюдали за часовыми.
        В составе дивизиона 1-й Гвардейской Пушечной артиллерийской Киевской бригады Михаил Иосифович исколесил много дорог войны. В бригаде он служил с первых дней ее образования и считался ветераном. На своем грузовике ЗИС он возил грузы и боеприпасы на Сталинградском, Центральном, Воронежском и 1-м Украинском фронтах. Участвовал в битве под Сталинградом, Курской Дуге, под Сандомиром, Висло-Одерской и Берлинской операциях.
       
        Из наградного листа на гвардии рядового Васиченкова М.И. от 08.09.1944 года:«Васиченков Михаил Иосифович, 1923 года рождения. В Красную Армию призван Заларинским РВК 17.07.1941 года. Воевал на Сталинградском фронте с 18.09.1942 года. С 25.03.43 года на Центральном фронте, с 05.10.1943 года – Воронежском и со 02.11.1943 года на 1-м Украинском фронте. Награжден медалью «За оборону Сталинграда».
        Шофер взвода управления дивизиона, гвардии рядовой Васиченков, ведет свою машину из-под Сталинграда. За два года войны по фронтовым дорогам в зимнюю вьюгу и осеннюю распутицу, он на своем грузовике проехал десятки и сотни километров. На всем этом протяжении пути товарищ Васиченков не имел ни аварий, ни поломок. В тяжелый период наступательных боев при стремительном движении вперед, когда фронту нужно было вовремя доставить боеприпасы и горючее, он работал не покладая рук. Несмотря на обстрел и бомбежку, вовремя доставлял боеприпасы, военные грузы и горючее на огневые позиции. При выполнении боевых заданий неоднократно проявлял образцы мужества и отваги. С 08.08 по 12.08.1944 года при форсировании реки Висла при интенсивном обстреле, по нескольку раз переправлялся через реку и своевременно обеспечивал артиллерийский дивизион снарядами.
        24 августа 1944 года, когда противник яростно контратаковал и пытался прорваться к Сандомиру, товарищ Васиченков, не обращая внимания на рвущиеся кругом снаряды, своевременно подвозил боеприпасы на огневые позиции, что способствовало отражению вражеских контратак. 2 сентября 1944 года при смене боевых позиций, где противник предпринял яростные атаки, товарищ Васиченков по своей инициативе, смертельно рискуя, выдвинулся на своем грузовике на старые позиции, которые противник пристрелял и загрузил оставшиеся снаряды. Затем доставил их на новые позиции орудиям, которые сразу открыли огонь по пехоте и вражеским танкам и помогли стрелковым подразделениям успешно отбить очередную атаку.
        За проявленное старание, мужество и отвагу, товарищ Васиченков достоин награждения правительственной наградой – орденом Красной Звезды."
         Приказом Первой Гвардейской Пушечной артиллерийской Киевской бригады от 11.10.1944 года, гвардии красноармеец Васиченов был награжден орденом Красной Звезды.
       
        По воспоминаниям самого Михаила Иосифовича, в 1945 году воевать было намного веселее. Красная Армия наступала и отбросила гитлеровскую армию на территорию Германии. Но именно на своей земле немцы особенно фанатично противостояли наступлению русских. Бои были особенно ожесточенные. Немцы постоянно контратаковали и часто устраивали на дорогах засады.
        На Украине бесчинствовали бендеровцы и оуновцы. Кроме внезапных обстрелов, они минировали дороги и взрывали мосты. А в Польше и в самой Германии, в тылу советских войск действовали, попавшие в окружение и не сдавшиеся вооруженные немецкие отряды и юнцы из гитлерюгенд. С такими «партизанами», обстреливающими колонны советских машин, ему неоднократно приходилось сталкиваться. В составе шоферов и сопровождавших грузы тыловиков ему приходилось отстреливаться и даже ходить в атаки. На его глазах гибли уже в самом конце войны его товарищи. Именно в таком бою, в последний день войны, во время следования в чехословацкую Прагу, погиб близкий друг Михаила, ветеран бригады, старшина автороты по имени Иван. Он был с Алтая и дома его ждали жена и пятеро детей.
        После Победы Михаил Васиченков более двух лет служил в армии. Был водителем американского студебеккера и доджа. В апреле 1947 года он вернулся домой и сразу устроился работать в родной колхоз. Позже он женился и перебрался в город Иркутск. Всю жизнь и до самой пенсии он работал водителем разных автомашин и механиком. Михаил Иосифович вместе со своей женой вырастили и воспитали достойных детей, которыми, без всякого преувеличения, могли бы гордиться. Умер он в 2007 году, в возрасте 84-х лет.