Снова роюсь в дневнике... Глава 5

Роза Салах
               

  Снова я роюсь в познавательном и очень умном дневнике тёти Вари и её дочери Маргариты. Читаю и читаю – что-то запоминаю, что-то запишу, сюда, на страницу, помещу: пусть другие тоже вместе со мной усвоят, познакомятся необычными умными мыслями – в жизни всё пригодится:
- Не лезьте в душу, не смакуйте: «Кто? С кем? Когда и почему? « Ведь жизнь чужая – лес дремучий, Споткнуться можно самому. И не судите, люди, - вы не Боги. И не завидуйте, ведь зависть так черна. У каждого своя дорога, и жизнь у каждого своя.
  И ещё: « Никогда и никого не слушай. Никогда ни от кого не жди. Просто возьми и сделай сам. Поверь: это намного проще». Думаю: именно эти слова после ухода из жизни наставницы Варвары-матери подтолкнули Маргариту самой теперь повсюду быть хозяйкой, жила и живёт по принципу:
- Ошибаюсь, обжигаюсь, иду дальше – улыбаюсь! Хочу плакать – не сдаюсь. Всё в порядке – я прорвусь!  А ведь Рита прорвалась!  Не стало Германа – мужа, и мать ушла в мир иной, с ней, женщиной-медиком, остались дети, учащиеся средней школы, затем техникума. Всё преодолели мать и её дети, брат и сестра. Работали, поддержали, помогали Артур и Таня маме во всём.
- Рита, тебе земля нужна? – спросила как-то в восьмидесятые годы прошлого века коллега по работе Галина. -  У многих есть кусок земли для картошки, огурцов и помидоров.  Без дачи нынче плохо. Химкомбинат своим работникам даёт землю прямо у деревни Анат-касы в километре от своей территории. Бери, а сейчас всё бросай и беги. Пока дают, соглашайся.
- Галина, мне надо закончить начатые анализы,  вон забор крови у больных, надо обследовать каждую колбу, - делится своими заботами Маргарита Георгиевна с коллегой.
- Беги! - тебе говорят, я сама за тебя доделаю. Всё будет в порядке.
  Побежала Рита на «поле дураков» (так прозвали подаренный кусочек земли рабочие химкомбината) прямо под носом вредной площадки. И мы с ней оказались случайно рядом.  Копали землю на своих трёх сотках, посадили картошку, огурцы и помидоры – небывалый урожай! Аккуратно ездили мимо дачных участков от города до посёлка Атлашево рейсовые автобусы. И однажды я, счастливая владелица участка, вижу: на меня со стороны химии стелется, движется, идёт не то розовый, не то синий непонятный туман. Рядом со мной женщина, обращаясь ко мне, кричит:
 - Видите? На нас с Вами движется розово-синий туман?  Побежали скорее к остановке автобуса, успеем добежать! Хотели успеть, добежать до автобуса, но туман оказался быстрее, проворнее нас: он догнал хозяек «поля дураков», и успели мы этот газ хлебнуть и понять запах и даже его вкус. С Ритой тоже случайно оказались рядом на одном сиденье «пазика».  Значит, и она бежала от яда-газа.
- Рита, я успела с ботвы картофеля собрать колорадских жуков в баночку и пустить их в речушку, теперь они там плавают по заражённой химией воде. Пусть пропадают и картошка, и морковь, и капуста, помидоры, огурцы! Я получила вызов на работу в Северные края Тюменской области. Поеду пока я одна. Найду работу, вызову своего Мергасима и детей. Поищу работу и для тебя, Маргарита.
- Роза, как можно быстрее вези отсюда, от химии подальше своего Мергасима. Все его болезни, думаю, связаны с вредной площадкой химии. – Сколько лет работает он на Химии?
- Семнадцатый год.
- В нашей санчасти одни и те же больные, в том числе твой  Мергасим.
- Устроюсь – увезу. И тебя увезу.   
  Сына Александра, студента-первокурсника Чувашского государственного университета, срочно призвали на службу в ряды Советской Армии, планировали отправить в 58 армию – проспал на верхних полках- нарах сборного пункта в Канаше. Искали, звали призывника, будущего бойца для войны – безрезультатно: покупатель спешил с набранными юнцами на поезд. Потерявшийся призывник проснулся, вскочил, спустился с нар, представился перед командиром.
- Вот он, счастливец! Все подумали, что он сбежал, чуть не объявили его в розыск. Парень, ты, видно, в рубашке родился. Открой заспанные глаза и беги к следующему покупателю, вот они, твои будущие сослуживцы! – сказал капитан и похлопал  юнца по плечу, пожелав ему счастливого пути.
  Тут же восемнадцатилетнего  призывника Александра Салаха  определили в 62 армию для службы в  танковых войсках. Вместо Афганистана попал  в дружественную Венгрию. Механик-водитель, наводчик на танке  изъездил вдоль и поперёк всю Венгрию.
  Проводив сына на службу, чтобы спасти мужа от вредного цеха химии,  решительно стала отбивать двери горисполкома и горкома партии КПСС. Добилась увольнения с работы, поехала по вызову в Западную Сибирь, в её северную часть. Мне просто крупно повезло. Так мы на некоторое время расстались с фельдшером Артемьевой.   
  Сразу нашла работу в городе Нижневартовске,  столице «Самотлора»,  для себя, Мергасима, определила в школу дочь Светлану. Нашла работу и для Риты в живописном посёлке, бывшем районном центре Ларьяке, расположенном на берегу реки Вах, недалеко, по северным меркам, от города нефтяников Нижневартовка. Маргарите Георгиевне Артемьевой отправили телеграммой вызов, ждали её как фельдшера, главного лаборанта и акушерку в Ларьякский медицинский пункт, больницу. Однако по семейным обстоятельствам она не смогла приехать ко мне. Осталась навсегда в городе на Волге. 
  Прошло время.  Коллеги медсанчасти города на Волге  случайно  услышали, что вдоль берега Волги-реки под дачные участки предлагают взять землю на территории Звениговского района Марийской Республики. Маргарита не боялась трудностей – она их просто преодолевала: вместе с сыном и его друзьями построили из блоков крепкий дачный дом, пристроили к дому небольшую баньку, вскопали участок земли, насадили садовые деревья, кустарники: яблони, смородины, малины, грушу, даже виноград. Умелые, привыкшие к труду руки хозяйки и её детей свою шестисотку превратили в цветущий сад. У калитки дачки, прямо у входа,  растёт крепкий, ветвистый могучий дуб, ежегодно осенью роняя плоды свои на землю. Таким образом, растёт, умножается семейка дубовая. Хозяйка Маргарита детишек могучего дуба выкапывает и осторожно переносит в соседний лес,  сажает, следит за малыми дубками, ухаживает за ними, как за малолетними ростками-детьми. Однажды мы с ней прогулялись по лесу, посчитали количество посаженных и выращенных  Ритой дубов – их ровным счётом тридцать шесть.
  Всё было! Маргарита продолжала жить по правилам, советам своей мамы, оставленным дочери как завещание:
- Когда проблемы в жизни надоели, когда от слёз опухшее лицо,  махну рукой, скажу: «Ну что ж я  в самом деле? Ведь у меня всё будет хорошо!» Следовала строгим правилам этикета: «Не бросайте фразы сгоряча: ведь слова сильнее урагана! Заживают раны от ножа, а от слов раны остаются надолго, а то и навсегда!»  Часто Маргарита Георгиевна, обращаясь ко мне, повторяла слова своей матери, моей тёти Варвары: « Понимаешь, Роза, самый хороший учитель в жизни – опыт. Правда, берёт дорого, но объясняет доходчиво. » Добрая, порядочная, трудолюбивая, мастерица на все руки! Именно такая Рита,  Маргарита, уроженка живописной деревеньки Барсуки!
                Июнь, 2017 год.  г. Новочебоксарск.