Хлеборобный Алтай идет к нищете и вымиранию

Георгий Иванченко
Для жителей Алтайского края 2017 год является юбилейным вдвойне: мы отмечаем не только 100-летие Великой Октябрьской социалистической революции, но и 80-летие нашего края, образованного 26 сентября 1937 года. За годы Советской власти край превратился в мощный аграрно- промышленный регион страны, производивший наряду с сельскохозяйственной продукцией энергетическое оборудование, дизели, тракторы, сельхозмашины, хлопчатобумажные ткани, резино-технические изделия, искусственное волокно и разнообразную другую продукцию. За большие трудовые заслуги край был награжден двумя орденами Ленина: в 1956 году за освоение целинных и залежных земель, в 1970-м – за успехи в развитии народного хозяйства.
Беда пришла в начале 90-х годов, когда в результате  расстрела высшего государственного органа в лице Верховного Совета СССР в стране произошел антиконституционный переворот, общенародная собственность перешла в руки узкого круга близких к новой власти лиц, установился капиталистический общественный строй. Ситуация усугублялась тем, что контрреволюция осуществлялась под руководством штатных сотрудников ЦРУ и не ставила своей целью сохранение России как могучей мировой державы. Это совпадало с настроем новых хозяев страны, которые, не веря в стабильность и законность своего счастья, придерживались простой линии поведения – хапнуть и затаиться. Разруха, банкротства и грабежи достигли такого размера, что в короткие сроки страна понесла материальный ущерб больше, чем в годы Великой Отечественной войны. Безработица, падение жизненного уровня, болезни, разгул преступности, а в иные периоды и отрицательная миграция определили устойчивую тенденцию снижения численности населения. В авангарде этих разрушительных процессов вместе с другими сибирскими регионами оказался Алтайский край.
Время и естественная смена поколений привели к тому,что бандитский ельцинизм сменился более цивилизованными формами государственной власти. Однако социальная сущность общественного строя осталась прежней – капиталистической, поэтому проходят годы, а все остается по-старому. С результатами этого плачевного пути мы имеем дело сегодня и в нашем родном Алтайском крае. Внимательный читатель может возразить и поставить наш вывод под сомнение: мы регулярно слышим бодрые, полные оптимизма выступления губернатора А.Б.Карлина. Как это понять?
Очень просто. Будучи ответственным за состояние дел в регионе, губернатор не заинтересован в популяризации негатива, который может быть истолкован как результат его упущений в работе. Поэтому он обычно говорит о достижениях и успехах, которые в большом хозяйстве всегда отыщутся. Взять, к примеру, ключевую отрасль социальной сферы - здравоохранение. Действительно, сделано немало. Финансовые вливания последних десятилетий, связанные отчасти с преодолением последствий негативного влияния семипалатинского полигона, позволили ввести оборудованные по последнему слову науки и техники диагностические и лечебно- профилактические медучреждения, которые вместе с построенными в советское время объектами ведомственной медицины  (трансмашевским комплексом, шинников, железнодорожников и другими) создали серьезную базу для лечения и оздоровления населения. Но буржуазное государство, выражающее интересы крупного финансового капитала, не заинтересовано и не настроено на развитие социальной сферы. Отсюда – рост платной медицины, низкие заработные платы медперсонала, скудное финансирование содержания и ремонта медучреждений, многочисленные перекосы и нестыковки, выливающиеся в феномене оптимизации, которая вызывает резко негативное  отношение как медработников, так и населения, так как приводит, в конце концов, к массовому сокращению коечного фонда и прямому закрытию десятков фельдшерско-акушерских пунктов, сельских больниц и поликлиник.
В связи с предстоящими выборами в марте 2018 года особую актуальность приобретают результаты выполнения президентских Указов, подписанных В.В.Путиным после  инаугурации в мае 2012 года. Там предусматривалось повышение уровня жизни населения, снижение смертности от ряда заболеваний, увеличение продолжительности жизни.  Были установлены, в частности,  конкретные показатели роста заработной платы медиков, учителей, воспитателей детских дошкольных учреждений. Для нас эти требования  особенно актуальны, так как хорошо известно хроническое отставание  Алтайского края от других регионов по уровню оплаты труда.
Реальная заработная плата к 2018 году должна вырасти в России в 1,4;1,5 раза. В Алтайском крае динамика реальной зарплаты выглядит так:  2013 год (к 2012-му) – 104,9%, 2014 год – 99,9%, 2015 год – 90%, 2016 год – 98,4%.  Нетрудно подсчитать, что в результате  уровень 2016   к 2012 году составляет  0,92, но ни-как не 1,4. При этом узкий круг руководителей  бюджетных учреждений получает огромные надбавки, а рядовым сотрудникам под различными предлогами снижают зарплаты, одновременно повышая нагрузку.
  «У меня высшая категория, - рассказывает фельдшер одной из районных  больниц. - И моя ставка - 9 тысяч рублей в месяц. Она включает вредность, сельские, за стаж , губернаторские и прочее. Естественно, этих денег мне не хватает. Поэтому дополнительно беру еще 0,5 ставки. А это, само собой, дополнительная нагрузка и нервотрепка. В итоге в целом выходит около 12,5 тысяч в месяц. Хорошо, что спасает свой огород».
Указ предусматривал, что уже в 2012 году средняя зарплата педагогических работников образовательных учреждений общего образования должна была равняться средней зарплате по региону. Но этот показатель не достигнут даже в 2016 году: средняя зарплата учителей в Алтайском крае составляла 19078 рублей при средней зарплате по региону 21185 рублей.
«Такое ощущение,  - говорит педагог в одном из Барнаульских лицеев, - что над нами постоянно проводят эксперименты. В прошлом году забрали стимулирующий фонд. Для меня это было три тысячи. Эту сумму отрезали - кризис, мол, потерпите. В этом году вернули, и теперь, наверное, отчитываются о повышении зарплаты».
Суммирующий показатель состояния социальной сферы– уровень рождаемости и смертности населения, общая демографическая динамика. Губернатор много внимания уделяет этим вопросам. Известны факты, когда он лично давал установку главврачам на увеличение рождаемости. Увы, в 1 квартале 2017 года родилось 10,7 детей на 1000 населения против 12 в первом квартале 2016 года. К сожалению, остается высокой смертность населения. Особенно от онкологических заболеваний и туберкулёза.
К 2018 году смертность от новообразований (в том числе от злокачествен-ных) должна быть снижена до 192,8 случая, от туберкулеза  -  до 11,8 случая на 100 тыс. населения. В Алтайском крае в 2017 году эти показатели соответственно со-ставили – 211,7 и   23,5.
Общие итоги неутешительны: в первом квартале в Алтайском крае родилось 6218 человек, умерло 8723 человек. Естественная убыль населения происходит и в ряде других регионов. Но сравните темпы. Отношение числа умерших к числу родившихся по Российской Федерации составляет 118,5%, по Сибирскому федеральному округу в целом – 113,3%, а по Алтайскому краю – 140,3%. Это второе место по СФО. Первенство за Кузбассом.
Есть над чем подумать. И давно пора.

В статье использованы данные сайта politsib.ru