Ноосфера

Аня Глейзер
Из Словаря экологических терминов и определений:
"Ноосфера(от греч. noos — разум и sphaira — шар), антропосфера, психосфера, техносфера - этап эволюции органического мира, связанный с появлением человека, индустриального человеческого общества. В ноосфере разумная человеческая деятельность становится главным определяющим фактором развития биосферы; планетарное и космическое пространство (природная среда), преобразуемое и управляемое человеческим разумом (...). Понятие ноосферы (сферы разума) введено Э. Леруа (1927) и П. Тейяром де Шарденом (1430), материалистически обосновано В. И. Вернадским в статье “Несколько слов о ноосфере” (1944). Учение о ноосфере получило дальнейшее развитие в работах М. М. Камшилова, В. П. Казначеем и др. Как и Вернадский, современные ученые рассматривают ноосферу как новую, высшую стадию эволюции биосферы, связанную с возникновением и развитием в ней человечества, которое, познавая законы природы и совершенствуя технику, начинает оказывать определяющее влияние на ход природных (включая космические) процессов. Зародившись на планете Земля, ноосфера имеет тенденцию к постоянному расширению, превращаясь таким образом в особый структурный элемент Космоса".

В написанной в 1943-1944 годах последней редакции "Нескольких слов о ноосфере" Владимир Иванович Вернадский пишет: "В истории человечества и биосфере вообще война такой мощности, длительности и силы (Вторая мировая) небывалое явление.(...)С точки зрения натуралиста (а думаю, и историка) можно и должно рассматривать исторические явления такой мощности как единый большой земной геологический, а не только исторический процесс. Первая мировая война 1914-1918 гг. лично в моей научной работе отразилась самым решающим образом. Она изменила в корне мое геологическое миропонимание.

В атмосфере этой войны я подошел в геологии к новому для меня и для других и тогда забытому пониманию природы - к геохимическому и к биогеохимическому, охватывающему и косную и живую природу с одной и той же точки зрения.

Я провел годы первой мировой войны в непрерывной научнотворческой работе: неуклонно продолжаю ее в том же направлении и до сих пор.(...)

Подходя геохимически и биогеохимически к изучению геологических явлений, мы охватываем всю окружающую нас природу в одном и том же атомном аспекте. Это как раз - бессознательно для меня - совпадало с тем, что, как оказалось теперь, характеризует науку XX в. и отличает ее от прошлых веков. XX век есть век научного атомизма.

Все эти годы, где бы я ни был, я был охвачен мыслью о геохимических и биогеохимических проявлениях в окружающей меня природе (в биосфере). Наблюдая ее, я в то же время направил интенсивно и систематически в эту сторону и свое чтение и свое размышление.(...)

Стоя на эмпирической почве, я оставил в стороне, сколько был в состоянии, всякие философские искания и старался опираться только на точно установленные научные и эмпирические факты и обобщения, изредка допуская рабочие научные гипотезы. Это надо иметь в виду в дальнейшем. В связи со всем этим в явления жизни я ввел вместо понятия "жизнь" понятие "живого вещества", сейчас, мне кажется, прочно утвердившееся в науке. "Живое вещество" есть совокупность живых организмов. Это не что иное, как научное, эмпирическое обобщение всех известных и легко и точно наблюдаемых бесчисленных, эмпирически бесспорных фактов.

Понятие "жизнь" всегда выходит за пределы понятия "живое вещество" в области философии, фольклора, религии, художественного творчества. Это все отпало в "живом веществе".  В гуще, в интенсивности и в сложности современной жизни человек практически забывает, что он сам и все человечество, от которого он не может быть отделен, неразрывно связаны с биосферой - с определенной частью планеты, на которой они живут. Они - геологически закономерно связаны с ее материально-энергетической структурой.(...)

В действительности, ни один живой организм в свободном состоянии на Земле не находится. Все эти организмы неразрывно и непрерывно связаны - прежде всего питанием и дыханием - с окружающей их материально-энергетической средой. Вне ее в природных условиях они существовать не могут."

Несмотря на то, что Вернадский пишет о "живом веществе", отделяя культуру от него, культура - основное явление, влияющее на Ноосферу.
Согласно теории о Ноосфере, человеческие мысли и поступки создают "мысленную" оболочку Земли. Ноосфера постоянно подпитывается человеческой деятельностью и видоизменяется следом за ней. Одним из влияний человека на Ноосферу является вера.

Вероисповедания сменялись, и большинство древних религий уже мертвы и воспринимаются как мифы предков. Но любое верование людей, независимо от истинности или ложности, оставляет след в Ноосфере. А значит, любая религия имеет ценность для нашей планеты. История формировалась великими государствами и людьми, которые подпитывали Ноосферу своими мифами. А значит, любой миф, даже давно забытый, имеет важное значение в развитии человечества.