Гори, костёр, гори

Нина Бурунова
Отпуск. Начало лета. Решил эти дни провести на родине, в глухой деревне. Не был там лет двадцать, соскучился по родным местам.
 
 Браво спрыгнув с автобусной подножки, направился околицей к дому родителей.  Пустует до сих пор, но выглядит молодцом. Это благодаря хорошим соседям – присматривают добросовестно родители моего школьного друга Кольки.

Вот парень - с виду скромняга, тихоня, а всё-то знал, умел и мог.
Сидели за одной партой восемь лет подряд – школа была восьмилетняя. Потом разъехались, да так до сих пор и не встречались.

Воздух в деревне – не надышишься! Пахнет черёмухой и ещё какими-то цветами, да травой свежескошенной. И соловей заливается так же, как в те далёкие школьные дни.  Душа от всего этого трепещет и ликует! В памяти раскручивается клубок воспоминаний…

 Мы с Колькой шестиклассники. Знакомство с новой учителкой по математике. Все  учителя наши, деревенские, старые. А она – маленькая, молоденькая, худенькая, такая, что можно перепутать с восьмиклассницей.

К нашему удивлению, она ещё и классным руководителем к нам была приставлена. Юбочка на ней чёрная со складкой, которая заутюжена вверх – удобный карман для записок, фантиков, разных бумажек. Чем мы с удовольствием и занимались в начале нашего знакомства. Но она ни разу не подала вида, не среагировала на наши проделки.  Как ни в чём не бывало, приходила на очередной урок.

Начинала всегда с приветствия, тихим голосом. У же день на третий мы поняли – не побалуешь с ней. Двоих вызывала к поделенной пополам доске, десять карточек разносил по партам  дежурный, один стоял у стола и разбирал с оставшимися домашнее задание. Все заняты делом, попробуй отвлекись, быстро следовал вопрос на засыпку.

Долго ломали голову: как она, сидя к нам спиной, слушая отвечающего у доски, умудряется увидеть, что Колька пытается подсказать решение задачи сзади сидящему и вечно ничего незнающему Вовке.

Колька же и додумался. Все пересидели на переменах за учительским столом затылком к классу, но удалось раскусить Кольке. А «ларчик просто открывался» : над доской висел портрет Ленина в застеклённой раме. Вот в неё-то она и бросала время от времени взгляд. Там, как в зеркале, отражался весь наш класс.

Мы все были влюблены в нашу классную. Надо сказать, что она у нас была уже тринадцатой по счету учителкой-математичкой. Все не могли ужиться со старыми учителями. Вернее, старые не давали покоя новичкам. И с этой тоже начала сражение Ольга Ивановна, преподаватель русского языка, старая пенсионерка. Я сам слышал, как она завучу говорила: «И… как это… можно за один урок четырнадцать оценок поставить в журнал? И… это… каждый урок, каждый день!!!»

Целую неделю у нас на уроках математики присутствовали то директор, то завуч. А однажды Колька был свидетелем разговора завуча с Ольгой Ивановной. «Настоятельно рекомендую, Ольга Ивановна, посетить уроки математики и поучиться у молодежи, чтобы не теряться в догадках». Уже не помню, была ли она на уроках или нет, но разговор такой был – точно.

 Очень интересно проходили у нас дежурства на переменах. Когда дежурил наш
класс , училка придумывала и проводила на переменах всякие викторины, игры, забавы. А на большой перемене у нас были танцы . Вовка – незнайка здорово играл на гармошке. Сначала все жались у стен, а потом так, бывало, распляшутся, что перемены не хватало.

Так и пролетел шестой учебный год.
В завершении мы всем классом должны идти в однодневный поход , но маршрут нам не известен. Утром собрались у школы. Рюкзаки, сумки, котелки, ведро и не одно: всё по списку, даже две палатки еле тащили парни посильнее.

Опять же Колька – всезнайка разведал: маршрут проложен записками-задачами, которые заложены в тайниках. Идём по стрелкам, находим задания направления и исполнения того или иного действия.

Колька на высоте: он вчера подглядел, как прокладывали потайной путь за озеро к лесу и приказал мне накопать краснокорёнки (калгана)и взять в карман корешок, никому не говоря.

По пути следования по стрелкам, нам приходилось вспоминать басни, теоремы, стихи и даже историю и ботанику.

Вот мы и на месте. Разбиваемся на два отряда, строимся, слушаем условия:
1. Установка палатки – это мальчикам
2. Убранство, украшение – девочкам
3. Разжечь костёр, насобирав сухих веток.
4. Приготовить три блюда из домашних припасов для обеда
5. Дать концерт – экспромт из пяти номеров.
6. Оригинальное пожелание другому отряду на летние каникулы.
  Всё это на скорость. Не удивляемся, узнаём темперамент нашей училки.
Наша задача: не ударить в грязь лицом перед ней.

По сигналу кидаемся в разные стороны. Нет, не по безголовому, нет. Опять же Колька, ещё в строю, по цепочке распределил, кто чем займётся. Быстро растёт кучка сушняка, укладываемая определённым способом .
Палка продета в ручку ведра, наполненного озёрной водой, и уложена во вбитые рогатины.

Второй отряд уже чиркает спичками, но огонь не разгорается. Наш Колька достаёт откуда-то берестину, разрывает пополам, быстро командует нам присесть со стороны ветра, чиркает спичкой и… осечка… «Гори, гори, гори- шепчем мы -гори, костёр, гори!!!»  - ура! Горит берестина, подхватывает огонь пучок сухой травы, перекидывает на сухие ветки. Ведро уже в пламени.

Девчонки затевают суп – уху и «солдатскую» кашу с тушёнкой. Второй отряд тоже справился с огнём, тоже сыплют заварку в ведро с водой. А я торжественно кидаю тайно приготовленный корешок. Кипит, напревает красно-бордовое варево. Девчонки сыплют сахар, не жалея. Ох, и вкусный чай будет!

Ура! У нас всё готово! Второй отстаёт, им помогает, суетится училка. Вот и они машут готовность .

Пробуем блюда, проголодались – всё кажется вкусным до безумия. Когда доходит очередь до нашего напитка (уже настоявшегося на корешке), у училки газа становятся такими большими, что в них отражается и озеро, и лес, и все мы. Но побеждает дружба и мы уже все вместе сидим вокруг костра, обновлённого вновь принесенными сухими ветками. Смотрим на взлетающее к небу пламя и кричим во всё горло: «Гори, костёр, гори! Гори, костёр прощальный! Уходим на каникулы!»  А Вовка, едва – едва не оставшийся на второй год (училка, всё-таки, вытянула, занимаясь с ним после уроков), растянул свою гармошку, и понеслась песня , и вернулась эхом.

Пели «Взвейтесь кострами», «Край родной, навек любимый, где найдёшь ещё такой», «Картошка» , «До чего же хорошо кругом». Да много ещё чего неслось над лесом, над озером. Расходились нехотя.Не хотелось расставаться.
Уехала от нас и эта училка, оставив нам такие незабываемые воспоминания. Да, разве передать словами детские чувства.

Смеркается. Небо голубое становится всё темнее. Катится клубок воспоминаний дальше и дальше… Солнышко тем временем кинуло последний свой луч мне на тропинку, на волны недалёкого озера и скрылось за кромкой леса, унося уставший трудовой день.

 Я уже стою у ворот дома. Здравствуй, старина! Здравствуй, детство моё!
Завтра раненько выйду на крыльцо встречать рассвет.

Снова солнышко ослепит небо своей позолотой, заискрит малахитом зелень ближних берёзок, передаст волнам озера своё лучисто-искристое настроение. Наступит новый день,и я оглохну от деревенской тишины, ослепну от  зелени разных сказочных оттенков, обрамляющих голубую водную гладь!

Это будет завтра, а сейчас – спать, спать… и увидеть во сне свой костёр, и крикнуть ему, как прежде: «Гори!!!»