Баня по- черному

Любовь Астрелина
20 июня 2017 года.


Самолет, сделав  круг над городом, резко пошел на снижение. Уютные  домики   с приусадебными участками  разительно отличались от  наших уральских поселков.  Мы прилетели во Львов по профсоюзной путевке.  Вылетели  из Перми  рано утром, но даже за время полета  день  нас не  успел догнать.
 
 В ожидании рейсового  автобуса  в город , мы коротали время  за ароматным  кофе с эклерами , сидя за столиками у стеклянной витрины.
В то  время в каждом аэропорту были стандартные стекляшки-кафе, только  у нас в городе кроме недельных пирожков , жареных на машинном масле и спитого чая, сроду ничего не было. А здесь кофе-машина, бармен с бабочкой. Запад!
Путевка была однодневная, утром вылет, днем  мы    галопом  бежали на рынок за товаром, а вечером  были уже дома. Удовольствие это стоили  целых 12 рублей. Красота!

Кто-то из знакомых уже побывал здесь и  мы получили наставление  : - рот не разевать  и ухо держать востро, жуликов полно!

Доехали до рыночной площади, а там уже людской поток вынес  на сам рынок. День будничный, утро раннее, торговцев не очень много, ходим - прицениваемся. Тени-духи-сапоги-джинсы, у всех  цены примерно одинаковые.
 
Я уже не помню, что покупала,  когда  хозяйка товара  заорала  благим матом, переполошив всех  вокруг. Она видела, как режут мою сумку, которая висела на плече. Предотвратить кражу  я уже не смогла, что-то вытащили, но мои потери были самыми незначительными, спасибо той тетке.

После рынка  мы гуляли по городу, заходили в комиссионные магазины, заваленные польским ширпотребом. Рулоны тканей, кружева, тюли,  - все возбуждало интерес.
Прокатились  на старинном трамвае , история  города в камне завораживала, небольшие улочки, старинные фасады домов, кованые  балкончики с вазонами цветов,  костел  Святой Эльжбеты, он был восхитителен, до этого я не видела такой архитектуры, только он был с пробитыми окнами-витражами и разбитыми стенами, но все равно красив. Монументален.

Видимо мы были хорошей мишенью, потому что во время этой самостоятельной экскурсии, еще  у  двоих из нас  обчистили сумки. Причем Валеру, гл.инженера АБЗ ,  подчистую, так что  нам его пришлось кормить вскладчину, когда мы зашли на обед в уютный погребок. Какие-то  вареники-галушки,  что-то  жирное, национально-колоритное, впечатление от поездки , несмотря на перенесенные потери, осталось  хорошее.  Валера, сначала погоревал, потом  после пары  стопок горилки, разошелся:- Продам КАМАЗ  асфальта, верну свое с лихвой.-

В  конце 80-х были модны джинсы-пирамиды,  они чем-то похожи на брюки-галифе, вот за ними мы и прилетели  во Львов. Как не воспользоваться, коли такая возможность. Продала я их за пятьсот  рублей, это я хорошо помню, потому что  за триста рублей мы купили дом с усадьбой в семнадцать  соток земли  и баней на берегу ручья. И это ли не парадокс.

Деревня была глухая, на две улицы, на первой ферма и  три колхозных  дома, на другой четыре двора, сельмаг и пилорама. Вот на этой, второй  улице мы  и купили дом.

Дом был настоящий, кержацкий, все окна  выходили  только во двор , а на улицу лишь  небольшая амбразура в сенях. Со стороны улицы он казался просто монстром, высоким с огромным  крытым двором, в котором мог поместиться целый комбайн. Здесь  жила семья с 8-ю детьми, держали скотину, потому и двор был  такой огромный .  В сам дом вела высокая лестница, на пять ступеней,  отчего с  улицы он и казался крепостью.  В доме две комнаты  метров  по 18, хозяйка-печь  в углу и обойма окон .  Все маленькие, в переплетах, с разбитыми стеклами, но  они уже глядели в нашу новую жизнь!

Мы его купили  под осень и ездили до самых морозов. Замену окон муж отложил до весны, потому  для начала кое-как  их забил ,  чем придется.  Надо было расчищать подступы к бане.

Ну, про репей и пырей в руку толщиной  говорить, -  это слегка  пожаловаться, но несколько  мешков с бутылками мы с огорода вывезли.Бутылки сдавали в городе и порой этих денег хватало на бензин.
  Сорняки были многолетние, одубевшие  от осеннего холода, и я их рубила топором, благо  другой растительности на огороде не было. Ни деревца, ни ягодки, чистое,  давно не паханое  поле, на конце которого стояла немного покосившаяся избушка в  десяти  метрах от ручья. И еще рядом с баней был обрушенный колодец с самой вкусной в деревне водой.

В баню было не зайти, все вокруг оплела  затейница крапива своими корневищами настолько, что дерн вырывали  рулонами и скатывали, для возможности подступа к строению. Предбанник представлял  собой  приколоченные к перекладине три доски,  с гвоздями-вешалками.

Вот так и жили бывшие хозяева этого дома, их все устраивало ,  им хватало места и  они не заморачивались  посадкой фруктовых деревьев и постройкой предбанников .
Баня была по-черному, даже котел в ней уцелел, не снесли любители металлолома, но туда было страшно зайти из-за запустения, паутины, грязи.

Наставником в освоении нашего нового жилища вызвался наш сосед. Он объявлялся  всякий раз, как мы приезжали  в деревню.   Афанасьич  рассчитывал время до минуты, и как только  распаковав сумки и  приготовив ужин , мы садились за стол, он стучал палочкой в окошко сенной амбразуры.  Нюхом чуял, что ему нальют  полстакана, никогда не садился за стол, только на порог входной двери, тот был широким, как лавка. Поломается с усмешкой хитрющих глаз, выпьет свою дозу за один прием , оботрет рукой рыжую щетину вокруг рта, закусит запахом манжета застиранной рубашки и начнет толкование истории  уже нашего домостроения. Про дом то он сразу сказал, что тот  из лиственницы и простоит еще не один век, а баню научил топить, потому, как мы впервые столкнулись с  баней по –черному.

Поначалу, они с женой, бабой Лепой, , нас  к себе в баню звали, да нам хотелось скорее свою привести в рабочее состояние. Афанасьич и подсказал, что рубить  новую, -  пускать  деньги на ветер,  надо только заменить полок с лавками и отремонтировать пол. Он в то время еще подрабатывал на пилораме, которая находилась за ручьем, напротив бани, и в течении недели напилил доски по нужному  размеру   и  натаскал сам  в баню . Безусловно, мы его труд оплачивали, но ему было очень важно показать свою осведомленность в вопросах, с которыми мы доселе не сталкивались. И зная эту его слабость, мы с интересом слушали  его байки, когда он приходил к нам по вечерам пятницы, посидеть на пороге  дома. Я со временем отметила  «практичность «, с которой они подходили к вопросу выпивки.  Деревенские жители ,  никогда не закусывали,  разве, что занюхают корочку, - зачем переводить продукт.

Афанасьич,  с утра пятницы готовился, ничего не ел, чтобы как говорит, росинки маковой во рту не держал, знал, прокатится  чистой слезой по нутру, растревожит душу  вожделенная  доза спиртного.  Водки в продаже не было, пили в деревне бражку, до самогона она не успевала дожить, потому жажду испытывал он мучительную.

И вот ,наконец наступил тот момент, когда мы отскоблили от лишнего нагара стены, очистили паутину, промыли старыми тряпками, заменили полы и лавки и впервые затопили баню.  На растопку   дрова жгли только березовые и осиновые, для черной бани хвойные не подходят, учил нас сосед.
 
Дым при топке бани проникает во  все трещинки строения и уходит через  подвздошину, которую по окончанию топки, затыкали  овечьей шапкой, благо у меня их тогда был вагон, я  шила шубы на рынок, и это другая история.  Афанасьич, старый лис, увидел такое »кощунство», принес  рукав от старого ватника, взамен шапки, которую потом  носил чуть ли не круглый год.

Так вот этот дым был целебен и он обладал свойством  дезинфицировать  все, что находилось внутри. В такой бане никогда не подхватишь  грибок,  и в ней нет плесени.

Деготь, который выделяется при топке березовых дров , обладает противомикробным, антипаразитарным   действием на кожу, дыхательные пути, весь организм в целом. Стерильность  операционной, и это доказано, не всегда сопоставима со стерильностью бани по-черному.

Несмотря на первое впечатление о том, что сажа это не эстетично, и как кажется, не гигиенично, тем не менее , она является адсорбентом и впитывает любые неприятные запахи.

Баня   очень экономична, и даже в самые суровые морозы, на ее растопку уходит в полтора раза меньше дров, чем на обычную, и топится она гораздо быстрее.
Не стоит бояться копоти в бане, после окончания топки, лавки окатывают водой, и они становятся стерильно чистыми.

Стены бани сильно прогреваются за счет того, что жар из каменки пройдя через камни не улетает в трубу, а распределяется внутри помещения и прогревает его.
Главное лечебное свойство, мы дышим запахами пропитанных дегтем стен, настоев трав и воздух наполнен ароматом веников и хвойной подстилки.

Баня по-черному древнее, загадочное, таинственное наследие русского народа.
В бане любили, где же еще, когда в одной избе жили все вместе, рожали, крестили, лечили  и обмывали в последний путь.

До недавнего времени этот вид бань был самым распространенным в деревнях, они так и назывались «деревенская баня».

Однако из-за своей малогабаритности,  унылого  закопченного вида, минимума удобств, баня по-черному вытесняется быстрыми темпами баней по-белому,  в  которой устраиваются корпоративы, помывки-попойки .
 
А в соседней Финляндии,  самой элитной и пользующейся самой большой популярностью является именно дымная баня, т.е. по – черному. И количество этих бань у них растет. Финские ученые провели серьезные исследования влияния на организм разных типов бань, и оказалось, что наибольший оздоровительный эффект дают бани по-черному.

Конечно, если сравнить с другой баней, в деревенской бане есть определенные недостатки. Это минимум удобств. Сначала люди парятся, потом тут же и моются в тазике, шайке. Сам процесс топки не очень приятен, надо быстро выскакивать на улицу, чтобы не угореть от дыма, низкие двери, холодный предбанник.
Недостатков так мало, если просто делать все правильно, а достоинств, - бесчисленное  множество.

И это все придумал Иван-дурак, глупый русский мужик, от лени своей. Дров колоть меньше, топить быстрей, лежи да грейся на лавке, здоровья набирайся!


 А с  хлопотами и  день закончился ,  наступила кромешная осенняя ночь,  в  бане нет света, только пыхтят раскаленные до красна камни. С керосиновым фонарем, по расчищенной от сорняков дорожке,  мы впервые пошли в баню . Если честно, я и  не помню всех подробностей, парились, выбегали  к колодцу за водой, смотрели на огромное звездное небо, которое падало на нас  всей своей глубиной и бесконечностью Млечного пути ,  и никого в том мире не было, кроме нас двоих.

Отработав целый день на свежем воздухе, изрядно устав, оставляли  эту усталость в бане, смывали  ее с себя вместе с запаренной на крапиве с мятой водой, а потом долго сидели на  улице , чтобы надышаться настоянным на созревших травах воздухе, клубами пара от разгоряченных тел и тумана , который подходил с ручья  ,  и окутывая прохладой, загонял обратно в укрытие бани. Фонарь в углу   отбрасывал по стенам наши тени, лапник , разбросанный по полу источал ароматом сладкой смолы, березовые веники , прогревали каждую косточку, от неимоверного изнеможения чувствовалась  необыкновенная легкость  .

Спали мы в доме тогда  только  на печи, так как первым делом быт  начали обустраивать  с бани, а мебель  готовились завезти к весне. Да и какая там мебель, лишнего  ничего не было.  Я купила в деревне у соседки круглый стол  за бутылку водки, он у нее валялся в  сарае, отчистила  от куриного помета, привела  в порядок, до сих пор жив, настоящий, деревянный.

Почему этот дом стал так  дорог сердцу  и сейчас, через 20 лет расставания с ним, вспоминаешь его, как родной дом. Может оттого , что много души в него вложили, прожили вместе с ним целых девять лет, нет он не стал городским, каждая вещь:- найденная прялка, самовар, старая икона, чугунки для печки все использовалось  в  обиходе и с любовью хранилось. Наступил момент, когда  мы сочли более разумным  подыскать  частный дом в городе, объединив  в одно целое квартиру, дачу и гараж. И нам это удалось. У нас дом  почти в центре города со всеми удобствами  и баней, которую мы топим почти через день, это  вошло в  привычку с тех пор. Но все-таки ,  та была лучше, вкуснее, целебнее.

И  нет того падающего на тебя звездного неба , оно  где –то зацепилось за крыши высоток…


 А продали  мы дом за шесть тысяч рублей и купили на эти деньги  телевизор, и это уже другая история.