Лихие девяностые. Золотая лихорадка

Александр Игнатенко 2
С середине восьмидесятых и начале девяностых отечественный рубль как средство накопления и платежа постепенно утратил свое значение, и эти функции  взял на себя американский  доллар.Свободный обмен валют появился значительно позже,поэтому в описываемый мной период добывать "зеленые" приходилось различным способами-всегда полу- ,а иногда совсем уже криминальными.Я остановлюсь на одном из них,наименее опасном."Люди гибнут за металл"...Да,прав классик,но в моем случае этот металл в виде золотых изделий гарантировал сохранение накоплений,обмена на валюту и как следствие-возможность начать собственный бизнес.О бизнесе потом.А сейчас о самом распространенном варианте добывания этого самого металла.
Золото в основном продавалось через ювелирные магазины,но не так просто было его купить.Если какой -нибудь приезжий или непосвященый местный,а на слэнге просто "лох" приходил к открытию магазина,то гарантированно получал шиш:перед дверью уже стояла очередь,врывавшаяся внутрь и мгновенно сметая с прилавков все, что блестит."Лоху",естественно,уже ничего не доставалось.Если даже наиболее хитрый из  "лохов" приходил пораньше,хотя бы еще затемно,то получал все тот же шиш,да еще с маслом:у двери постоянно дежурила парочка крепких ребят,которые сообщали ,что позади очередь уже заняли несколько человек, поэтому придется встать за ними.К открытию магазина к двери подтягивались еще пара-тройка десятков человек из тех,что "уже заняли"."Лох",естественно,уходил ни с чем, горько сетуя на свою несчастную судьбу.
Опытному человеку было ясно,что существовал сговор, в результате чего золото скупали одни и те же  лица.Я не буду подробно о том, как осуществлялся этот сговор,чтобы не утомлять читателя излишними подробностями.  Скажу только,что мне удалось втереться в число этих проходимцев и поэтому появилась  надежда поправить свое материальное положение-тем более,что меня к тому времени давно выперли с работы по сокращению штатов, другой  найти не мог,а со временем уже и не хотел.
Я несколько затянул  вступительную часть,или, по литературному,-завязку, а это не интересно  любителям приключенческого жанра,тем более,что рассказ назван в духе Джека Лондона.Попробую оправдать их ожидание.
Итак,стою я примерно десятым в хитроумно устроенной очереди и тесно прижимаюсь грудью к спине впереди стоящему из опасения, что какой -нибудь нахал,вознамерится  втиснуться между нами.Опасение это имело  все основания,так- как  таких ухарей в то время водилось видимо-невидимо. Стою я и покачиваюсь в полудреме, потому, что чтобы занять свое законное место,мне пришлось проснуться в четыре утра пройти по темным улицам почти через весь город,кинуть жребий с подельниками за место в очереди и теперь дожидаться открытия магазина в общем строю.Кстати,по дороге к цели за мной увязались два амбала "кавказской национальности" с явно,как мне показалось,  недружественными намерениями.Это было время грузино-абхазской потасовки ,поэтому с той  и другой стороны появилось множество беженцев,часто промышлявших  кражами и разбоем.Не желая вступать с  ними в прямой контакт, и в то же время попытаться остудить их пыл,я достал из кармана внушительных размеров  охотничий нож и демонстративно открыл его за спиной.  Когда я оглянулся назад,то увидел две высокие фигуры, отстающие и постепенно растворяющиеся в осеннем сыром тумане.Таким образом я избежал возможности нападения,одновременно не совершив героического поступка,попытавшись выяснить напрямую их намерения,чем подверг бы свое здоровье и даже жизнь неоправданному риску ,а они сохранили лицо,будто бы и не собирались совершать ничего дурного.
Итак,стою я в очереди,сжатый с двух сторон , считаю минуты до открытия магазина,и вот уже замелькали за стеклом силуэты продавщиц, а в это время между впереди стоящим и мною просунулась женская рука.С негодованием я повернулся к нахалке и собрался выдать ей по полной,но узнал свою знакомую по прежним торговым делам Верку Коровкину.Ее выпуклые бледно-голубые глаза за толстыми стеклами  смотрели на меня с вызовом, словно говоря:
-Попробуй не пропустить!
Я бы и не пропустил,но на этот раз,очевидно от усталости и близости цели лишь проворчал:
-Ладно,пропущу вперед.Но с тебя причитается.
-Хорошо,-ответила она,-ты не пожалеешь.У меня к тебе предложение на миллион.
-В это время вспыхнул свет в торговом зале,у двери появился милиционер и начал возиться с замком.Очередь ахнула и наподдала- да так,что толстая стеклянная дверь рассыпалась на кусочки,сильно поранив впереди стоящих, и особенно несчастного милиционера.Раненые упали на пол,но это не помешало толпе,перепрыгивая через окровавленные тела , ворваться в зал.Разумеется,продавцы мигом закрыли торговлю, а толпа схлынула и поторопилась исчезнуть без следа.
Мы с Веркой последовали их примеру и, добежав до ближайшего сквера,сели на лавочку.
-Ого!-воскликнул она,вытаращив глаза,-у тебя вся морда поцарапана.
-На свою посмотри,-рассердился я.Если бы ты не влезла,ничего бы не случилось.
Верка вытащила из сумки зеркальце и стала внимательно рассматривать свое отражение ,затем не совсем чистым платком стала стирать следы крови на своем и моем лице.
-Хватит,отпрянул я,-еще заразу занесешь.
-Не бойсь,-хихикнула Верка,-до свадьбы заживет.Дома еще умоешься и совсем на человека станешь похож.
Да,теперь нам в этом магазине ничего не светит.Завтра нагонят ментов,и всех в каталажку- виновных искать,-без всякого перехода продолжила она.
-И что делать?-уныло спросил я.
Верка хитро прищурилась:
-Есть у меня идейка,я тебе уже говорила.Так вот.Завтра садимся на поезд , прокатимся по области,в в мелких городках и станицах скупим "рыжье",затем садимся в самолет и летим в Вильнюс.
-Почему в Вильнюс?
-Да потому что оттуда прямая дорога в Польшу,а у меня сейчас гостит один приятель из Литвы-согласен взять меня с собой и сопроводить до пограничного перехода.Я бы и сама все это провернула,но мне нужен мужик-одной страшно.
-Так я тебе нужен вместо охраны?
-Нет,для постели.Я пошутила-будешь и охранником,и компаньоном.Скинем "пшекам" "рыжье",злотые обменяем  на "зеленые" , часть истратим на барахло,часть оставим себе и через Брест или Минск вернемся домой.Усек?
Я задумался.Ехать с этой пигалицей в такое рискованное путешествие  было довольно опасно.Несмотря на свой малый рост и сильную близорукость,она отличалась необыкновенной дерзостью.Однажды мы в К-ре,на стадионе,превращенном в огромный рынок, в четыре утра очутились в окружении толпы разъяренных  вьетнамцев,которые окружали нас все теснее,наглядно демонстрируя готовность применить приемы восточных единоборств .Конфликт произошел только из-за одной фразы Верки:
-Ну вы,косорылые обезьяны!Освободите русскому человеку место.Все торговые места захватили,недомерки.
И хотя любой из вьетнамцев  был ростом не выше самой Верки,однако я почувствовал серьезную опасность с их стороны.
Нас тогда выручила группа казаков,проходящих мимо и к которым я обратился гласом вопиющего в пустыне:
-Православные!Станичники!Помогите,Христа ради!Басурмане совсем одолели.
Казаки подошли,помахивая нагайками:
-Ну шо,желтомордые, кому здесь головы поотшибать?
После этого риторического вопроса вьетнамцев как ветром сдуло.В то время казаки были чуть ли не единственной силой,сдерживающих агрессивных и сплоченных представителей вьетнамской диаспоры на Кубани,-и не только вьетнамской:на этом рынке,наряду с местными, торговали разной мелочью грузины,армяне ,абхазы,курды и турки-месхетинцы.
Теперь предстояло путешествие более длительное,чем поход на к-кий рынок, и в связи с этим мне вспомнились остальные недостатки Верки.Хотя выразительностью и красотой своего облика она напоминала бледную поганку,но тем не менее считала себя необыкновенно привлекательной,указуя на это тем,кто не удосужился при встрече первым выказать перед ней свое восхищение.Она снимала очки и вылупив и без того рачьи глаза,утверждающе вопрошала примерно так:
-Вы наверняка заметили,что у меня необыкновенно красивые глаза?!
Одни из вежливости соглашались,другие каким-нибудь образом сомневались на этот счет,но обоим одинаково потом приходилось худо.К первым она сразу же прилипала,как банный лист,а вторым приходилось страдать от веркиной необыкновенно мстительности и злопамятства.Вот с таким человеком мне предстояло проделать длительный вояж,который мог завершиться весьма плачевно из-за ее стервозного характера.
И все-таки,взвесив все за и против,я решился-алчность победила осторожность.Собрав из своих накоплений,а часть заняв у знакомых и родных довольно солидную сумму "деревянными", мы отправились по городам и весям Кубани.Ехать пришлось на "перекладных"-то на поезде, то на автобусах.На наше удивление в еще недавно в кристально чистые души провинциалов вместе с духом перестройки проник дух стяжательства и наживы. Полки ювелирных магазинов большей частью оказались пустыми, на прилавках красовались в основном серебряные изделия,которые нас не интересовали.И все-таки,проявив чудеса упорства и изобретательности ,мы вернулись домой,почти полностью избавившись от "деревянных",но загрузившись благородным металлом.Мои опасения, что Верка в силу непредсказуемости характера что-нибудь выкинет по дороге,не подтвердились.Надо отдать ей должное,она умела выкинуть дурь из головы,особенно в погоне за наживой,так что мы вернулись в родные пенаты довольные,хотя и покрытые с ног до головы дорожной грязью, а от того довольно сильно пованивающие то ли псиной,то ли  общественным туалетом.
Теперь нам предстояла поездка почти в Европу.Смыв с себя дорожную грязь,мы попрощались с"немытой Россией" и вскоре приземлились в аэропорту города Вильнюса.Нас сопровождал не совсем полноценный гражданин Литвы,русский по крови,но вполне европеец по характеру-практичному и чуждому славянской маниловщине.Он содрал с нас солидную сумму, вызвался сопроводить нас до границы с Польшей и даже обеспечить беспрепятственный проход через таможенный  пункт близ города Лаздияй.Литва  мне запомнилась по двум незначительным происшествиям.На железнодорожном  вокзале Вильнюса нас с Веркой чуть не отдубасили незнакомцы,отрекомендовавшиеся членами партии Саюдис, только за то,что мы разговаривали на русском языке.Казаков поблизости не оказалось,но нас выручил сопровождаюший,прекрасно говоривший по литовски.Он отрекомендовал нас как сочувствующих желанию литовского народа  проглотить весь суверенитет в полном объеме и не подавиться.
Мы прошли к поезду,но два часа ждали отправки,потому что перед самыми колесами локомотива на рельсах стоял гроб,мешая поезду тронуться с места,тем более что вокруг стояли люди со скорбными лицами , обнаженными головами и венками в руках.Я спросил у проводника,что это за оказия,на что он культурно,по европейски, ответил:
-Протестуют.
Я понимающе кивнул и так же культурно отстал со своими вопросами.В то время вообще пошла мода на всякие протесты и цветные революции-хотя бы в той же Литве.Там русские десантники молотили прикладами по головам протестующих литовцев,но что замечательно,почти в то же время один литовец в составе воинского патруля уложил из "Калашникова" насмерть несколько армянских сепаратистов в зале ожидания ереванского железнодорожного вокзала.Однако,вернемся к нашим баранам.
Протестующие в конце концов были атакованы представителями правоохранительных органов и были обращены в бегство при помощи "демократизаторов".Цветы и венки они в панике побросали,но гроб утащили с собой.Поезд тронулся, и все пассажиры облегченно вздохнули.Никто не предполагал,что гробы будут подкладывать под поезд на каждой станции,поэтому с наступлением сумерек пассажиры начали ложиться спать.Насчет гробов я тоже успокоился,а вот насчет свиньи,которую мне попытается подложить Верка, не подумал.
Еще немного покурив в тамбуре,я направился в купе,которое мы выкупили с Веркой на двоих из опасения что нас могут обокрасть железнодорожные воры или наш спутник.Она лежал прикрытая до подбородка одеялом,но почему-то в очках.Я попытался потихоньку улечься на свою полку,но не тут-то было.Верка рывком сбросила с себя одеяло и предстала моим очам в чем мать родила.Лучше бы мать родила тебя одетой,-подумал я и в замешательстве спросил:
-Ты чего?Жарко?
-Нет,но сейчас будет.Иди ко мне,-с придыханием призвала она.
Я с ужасом отшатнулся и пролепетал:
-Не могу.Водки не хватит.
-При чем тут водка?
-Робею я с женщинами.А вот если выпью,тогда иногда получается.
Врешь ты все,импотент несчастный,-заключила Верка и накрылась с головой одеялом.
Облегченно вздохнув,я улегся и уснул сном праведника под стук колес.
После прибытия в город мы пересели в автобус и направились в сторону границы.Перед пропускным пунктом автобус остановился, а пассажиры все как один ринулись в придорожный туалет.
-Чего это они?-наивно спросил я у Верки.-Недержание у всех,что ли?
-Нет,пошли "рыжье" прятать.
-Куда?-еще более наивно спросил опят я.
-В жопу.Но ты не страдай,тебе не придется.У Володи все здесь все схвачено.
Сидящий впереди нас русскоговорящий литовский гражданин обернулся и утешил меня:
-Я сейчас пойду и договорюсь.А вы подойдете при досмотре к рыжему таможеннику-он там один такой.Сунете ему пару колечек,и дело в шляпе.
Я вздохнул с облегчением,а Верка рассмеялась:
-Что, испугался?На этот раз останешься девственником.
Так,без особенных приключений  в том же автобусе,предварительно пройдя таможенный досмотр ,который для нас оказался формальностью,мы пересекли границу и поехали в сторону славного города Белосток,ранее входивший в состав Российской империи,а ныне Республики Польша.
По прибытии немедленно направились на местную барахолку.Здесь,расстелили дерюжку и, выставив часть товара на показ,стали ждать покупателей.Ждать пришлось недолго.Через полчаса торговля началась.Поляки охотно покупали золотые изделия,при этом отчаянно торговались.Постепенно собралась довольно большая толпа,среди которой сновали и воры.Их можно было узнать по бегающим глазам и суетливым движениям.Верка гусыней  нависла над товаром и была занята торговлей.Я же из-за спины ее зорко следил за подозрительным субъектами,временами отгоняя угрозами самых активных.Постепенно толпа рассосалась,воры исчезли,и мы остались одни.Подсчитали барыши,остались довольны и с остатком товаром в сумке на плече у Верки пошли по направлению к супермаркету,которые в Польше появились значительно раньше,чем у нас в результате шоковой терапии в экономике.Верка от изобилия товаров,сам собой открылся рот,а глаза коснулись стекол очков.Я так-же был поражен увиденным,вспомнив,что у нас на родине товаров было еще  не так много, а в магазины,где они были, пропускали только за деньги,как в музей.
Я нисколько не удивился,хотя и огорчился,когда у зазевавшейся Верки срезали сумку с оставшимися сокровищами.Я впервые увидел Верку в истерике.Это было страшное зрелище:заломив руки над головой и плюясь по сторонам,она грозила Польше очередным разделом ,если ей не вернут драгоценную сумку.
Я же рванул за быстро уходившим из магазина парнем лет двадцати с сумкой в руках,похожей на веркину.Пока я протискивался через толпу,он уже выскочил за дверь.Пришлось гнаться за ним по улице,хотя в руках у него сумки уже не было-должно быть выкинул или передал подельнику.И все-таки я его догнал,сбил с ног и вывернул карманы-ни шиша.В сердцах  несколько раз пнул ногой этого подонка,затем вернулся к Верке.Она уже почти успокоилась и только утирала платком слезы.Я взял ее за руку и вывел из магазина.
"Бабки" хоть целы?-спросил я как можно спокойнее.
-Целы.Я их в трусах спрятала.
-Деньги не пахнут,-успокоил ее я.
-И что же те теперь делать?
-Домой поедем.В первый день мы неплохо поторговали,денег на дорогу хватит.Пошли за билетами.
Вернулись мы домой через  Минск,где меня ожидало еще одно приключение.В сумерках я пошел в подземный привокзальный туалет,где чуть было не утонул в дерьме.Лестница до самого верха была залита вонючей жижей, и никаких заграждений или предупреждающих надписей вокруг.Должно быть, провидение спасло меня от позорной смерти , как  спасала еще  в дальнейшем не раз.
На этом я завершаю свой рассказ.Скажу навпоследок,что денег,что мы выручили от продажи первой партии золота хватило не только на обратный путь,но и на то,чтобы организовать очередной вояж.Но это уже совсем другая история.