Генерал из деревни Пальцево

Леонид Константинов
В Тверской области бережно хранят память о своем земляке – Главном маршале авиации П.В. Жигареве. В Твери его именем названа улица, в Областном краеведческом музее создана экспозиция, посвященная его жизни. Помнят его и как начальника Военной командной академии ПВО (ныне Военный Университет ПВО). А вот имя его земляка и однополчанина, с которым они воевали добровольцами в Китае против японцев, генерал-майора авиации Я.П. Прокофьева, совершенно забыто. Грозное и славное Вчера нашей страны все дальше уходит в историю, но вчерашних героев в России не должно быть.



Затерялась в лесах древняя деревенька Пальцево. Теперь она почти вымерла, хотя упоминалась еще в новгородских писцовых книгах с 1495 г. С XVIII в. она числилась за Подольской волостью Вышневолоцкого уезда, в 20-х гг. XX в. ее закрепили за Казикинской волостью (ныне Удомельский район). В 1929 г. с образованием колхоза «Красное знамя» деревня Пальцево перешла к Бологовскому району. В результате местные жители всегда считали родными три района – Вышневолоцкий, Бологовский и Удомельский. История этих пограничных земель богата событиями и интересными людьми, но, к сожалению, историки и краеведы обходили их своим вниманием. А последние жители этой деревни помнят еще многое и обязательно покажут место, где стоял дом Прокофьевых, где вырос единственный генерал из пальцевских мужиков.
В автобиографии генерал-майор авиации Я.П. Прокофьев писал:

«Родился в 1909 году в деревне Пальцево бывшего Вышневолоцкого уезда Тверской губернии (ныне Бологовский район Калининской области) в семье крестьянина-бедняка. Рано начал трудовую деятельность. Родители научили работать в поле, ухаживать за скотом, плести лапти, корзины из ивы и из корней сосны, делать челны, лодки, строить избу, – словом, не гнушаться никакой работы, а любую делать на совесть, со старанием. Так закладывались истоки трудолюбия».
Юноши и девушки Страны Советов прилагали героические усилия, чтобы перестроить на новый лад и поднять экономику государства, а также укрепить армию. Военно-Воздушным Силам требовалась большое количество летчиков и тысячи юношей с комсомольскими путевками (в том числе и наш герой) заполнили аудитории училищ ВВС и авиационных школ. В 1930 г. Яков Прокофьевич Прокофьев стал членом КПСС. После окончания в 1933 г. школы военных летчиков получил назначение в 23-ю тяжелобомбардировочную авиаэскадрилью при Военно-воздушной академии им. Н.Е. Жуковского. В 1937 г. он уже командир корабля ТБ-3 (так называли тяжелые бомбардировщики), инструктор практического обучения слушателей академии и спортсмен-парашютист. Пилоты 23-й эскадрильи не только водили самолеты на маршрутные полеты над полигоном для бомбометания и учебно-тренировочных прыжков с парашютом, но и участвовали на всех праздничных парадах над Москвой. Авиационная бригада показывала исключительное мастерство, держа свое место в воздушном строю из 50 самолетов, которыми в небе были четко написаны слова «Ленин», «СССР». Возглавлял эту армаду флагманский восьмимоторный гигант «Максим Горький».

Яков Прокофьев как член коллектива Военно-воздушной академии был хорошо знаком по службе с героями того времени, прославленными летчиками-испытателями: М.М. Громовым, В.П. Чкаловым, В.В. Коккинаки, а также с первой женщиной Героем Советского Союза М.М. Расковой.

В октябре 1937 г. Прокофьева вызвали в Управление ВВС и предложили поехать летчиком-добровольцем. Яков Прокофьевич, не дослушав до конца, спросил:

–  В Испанию?

– Нет, предлагаем ехать в Китай. Там война не менее тяжелая и опасная. Нужны только добровольцы.

Летчики из 23-й эскадрильи и авиабригады в то время геройски сражались в небе Испании, поэтому Прокофьев дал согласие сразу. Но ему посоветовали:

–  Вы подумайте, не спешите с ответом. У вас семья, дети. Это дело добровольное.
8 июля 1937 г. в Китае произошел «инцидент у моста Лугоуцяо», а попросту перестрелка между китайскими и японскими патрулями. Эта провокация послужила поводом для начала полномасштабного вторжения японских войск на территорию приморских китайских провинций, а затем и вглубь страны. Западные страны отказывают Китаю в помощи. В этой отчаянной ситуации гоминьдан и коммунисты объявляют о прекращении гражданской войны и создают единый фронт для борьбы с японцами. Чан Кайши обращается к Сталину с просьбой о помощи. СССР немедленно открывает кредит на четверть миллиарда долларов и начинает поставки вооружения и советских добровольцев-инструкторов в китайскую армию.

Решение ехать добровольцем Яков Прокофьевич не изменил. Вскоре из 23-й эскадрильи в Китай отправилось несколько летчиков и техников. На вокзале их никто не провожал. Прибыли в Алма-Ату. Через несколько дней на аэродром в контейнерах привезли в разобранном виде бомбардировщики СБ. Пилоты вместе с заводской бригадой приняли активное участие в сборке самолетов. Командиром группы бомбардировщиков был назначен Ф.П. Полынин. Добровольцы были набраны из разных частей, только коммунисты и высокие профессионалы своего дела. Прокофьева назначили партгрупоргом.

Несмотря на пасмурную, нелетную погоду группа СБ поднялась в воздух курсом на китайский аэродром Кульджа. Затем перелет на Урумчи, Сучжоу. Аэродромы в Китае находились на большом расстоянии друг от друга: местность гористая, с огромными разломами, никаких дорог, рек, деревень. Любая вынужденная посадка в этих местах обрекала экипаж на смерть. Обошлось без потерь.

Радостно встретили в Ланчжоу на основной базе наших летчиков. Сюда по воздушной трассе и частично автотранспортом в ноябре 1937 г. начала пребывать авиационная и другая военная техника, военспецы. Руководство всей работой осуществлял замначальника ВВС РККА Герой Советского Союза В.П. Рычагов. Это был человек-легенда, прославивший себя в небе Испании. Советского аса по прозвищу Пабло Паланкар хорошо запомнили фашистские летчики. Прибыв в Китай, 26-летний Рычагов так сумел все организовать, что в первые же дни советские добровольцы открыли боевой счет. 21 ноября 1937 г. семь истребителей И-16 в бою с 20 японскими самолетами над Нанкином без потерь сбили три.

Уже к апрелю 1938 г. японское правительство по дипломатическим каналам потребует от СССР отозвать из Китая своих летчиков, тем самым подтверждая высокую эффективность их боевой деятельности. В то же самое время Япония утверждала, что не ведет военных действий в Китае, а происходящая там агрессия «всего лишь случайный инцидент». Сталин категорически отверг эти требования.



В небе Китая

Пилота Я. Прокофьева, как и всех военспецов, снабдили полосками материи с изображением эмблемы гоминьдана и текстом на китайском языке с подписью и печатью. Эти полоски нашивали поверх летной одежды. Надпись на них гласила, что каждый китаец обязан помогать и оказывать всякое содействие летчику. Сделано это было для безопасности сбитых в воздушном бою советских добровольцев, потому как китайцы в плен японских летчиков не брали, а расстреливали на месте. Советские инструкторы начали готовить кадры для китайской авиации. Но сложившаяся исключительно сложная военная ситуация в Китае, абсолютное господство японских летчиков в воздухе, вынудили добровольцев вступить в неравный бой с воздушными силами противника. После первых ощутимых потерь от советских истребителей и бомбардировщиков японцы предприняли ряд налетов большими группами самолетов на аэродромы Наньчана и Ханькоу с целью уничтожить появившуюся авиацию у китайцев. Но при каждой попытке сделать это они несли жестокие потери, несмотря на отвагу и почти пятикратное численное превосходство.

П.В. Рычагов вместе с командирами групп тщательно разрабатывал не только оборону аэродромов, но и контроперации по нанесению бомбовых ударов. Выбирал наиболее уязвимые цели: аэродромы, железнодорожные эшелоны, корабли, скопления японской пехоты.

В процессе подготовки к заданиям Я.П. Прокофьев познакомился с командиром еще одной группы летчиков П.Ф. Жигаревым. Они оказались земляками – Павел Федорович из д. Бриково Весьегонского уезда. В составе авиагруппы Ф.П. Полынина экипаж Прокофьева выполнял боевые задачи. Это были рискованные полеты, потому, что бомбардировщики не имели прикрытия истребителей, которые задействовались для защиты аэродромов. Скорость советских СБ позволяла им избежать атак японских И-95 и действовать на полный радиус.

В январе 1938 г. в строжайшей тайне группа Полынина рано утром должна была нанести удар по сосредоточению вражеской авиации на аэродроме Нанкина. Маршрут до цели составлял более 400 км. Запасная цель – вражеские корабли на Янцзы у Нанкина.

Утром, использую облачность, советские бомбардировщики дошли до города Нанкина на высоте 2750 м. Вот что вспоминал Я.П. Прокофьев:

«Из открытых люков и контейнеров на японские самолеты полетел град крупных фугасно-осколочных и мелких осколочных бомб. Впереди и слева по курсу, со всех сторон стали видны разрывы зенитных снарядов. Стреляли зенитки всех калибров со всех кораблей, в том числе и «невоюющих» стран: английских, французских, итальянских, американских.

Был подбит самолет командира Ф.П. Полынина, он начал покачивать самолет с крыла на крыло и резко ушел вниз под мой самолет. Это означало, что мне следует принять команду группой.

…Увеличив скорость, я дал команду строю: "Следуй за мной!" Пролетев аэродром, развернул СБ в сторону от города на обратный курс, осмотрел строй своих самолетов. Из последней группы В. Клевцова, догоняя меня со снижением, неслась охваченная пламенем машина. Самолет летчика Вдовина. Воздушный стрелок Костин пытался вырваться из огня. Вот он уже на борту кабины воздушного стрелка. Мелькнул вытяжной парашютик, за ним основной – и повис на хвосте самолета. Через мгновение купол парашюта сгорел. Боевой экипаж: летчик Вдовин, воздушный стрелок-техник Костин и штурман С. В. Фролов – три русских парня погибли, отдав свои жизни в борьбе за свободу и счастье китайского народа».

Время было героическое, и люди были тоже. Прокофьев привел группу на аэродром Ханькоу. Китайцы устроили большой праздник с драконами и фонариками. Они кричали: «Большая победа! Китайская авиация разбила японцев на аэродроме Нанкина! Уничтожено 48 японских самолетов на земле! Большой праздник!» Вечером, по возвращению всего летного состава в город П.В. Рычагов и П.Ф. Жигарев провели разбор прошедшей операции. Были учтены все ошибки.

Японские летчики пытались взять реванш, но оборона китайских аэродромов была надежной. Боевая жизнь экипажа Прокофьева продолжалась. В феврале они летали на разведку, потом участвовали в уничтожении железнодорожного моста и понтонной переправы на реке Хуанхэ с целью остановить вражеское наступление. 22 февраля авиагруппу Полынина перевели на аэродром Нацьчана, где базировались все отряды советских летчиков. Понадобилось это для новой операции, разработанной П.В. Рычаговым и Ф. П. Полыниным. На основе разведданных готовились уничтожить авиабазу у г. Тайбэя на острове Тайвань.

23 февраля 1938 г., благодаря полной внезапности на аэродроме Тайбэя было уничтожено 40 самолетов, кроме находившихся в контейнерах. Сгорел трехлетний запас горючего. Налет на Тайвань произвел на Японию гнетущее впечатление. Весной в воздушных сражениях советские летчики полностью развеяли миф о непобедимости японской авиации. Элитные эскадрильи, состоящие из самураев «Четыре короля воздуха», «Воздушные самураи», «Кисарадзу», «Сасебо» были жестоко разгромлены. Благодаря этому китайские летчики, раньше трусливо избегавшие открытого боя с противником, пересев на советские машины, поверили в свою победу.

Прокофьев был назначен командиром группы. Она успешно бомбила японские корабли на р. Янцзы, скопления наземных войск на полях сражений в Северном Китае.
В мае Я.П. Прокофьев получил приказ вернуться на родину. По пути его экипаж должен был перегнать на ремонт в Ланчжоу самолет наньчанской группы. Это оказалось делом непростым. Именно по возвращению на родину погибло большинство советских летчиков-добровольцев. Без сомнения, не обошлось без диверсии японцев, таким образом взявших реванш за потери своей авиации. Более половины советских пилотов погибло в ходе аварий самолетов на трассе Алма-Ата – Ланчжоу.

Летом 1938 г. в зале Кремлевского дворца «сталинским соколам», воевавшим добровольцами в Испании и Китае Всесоюзный староста М.И. Калинин вручил высокие правительственные награды. Капитан Я.П. Прокофьев был награжден орденом Ленина.



Командир полка

С началом Второй мировой войны гитлеровская Германия показала странам Европы, на что способна хорошо обученная армия. Главным залогом успеха на полях сражений стала лучшая на то время военная техника и новая тактика. Немецкая авиация стала не только самостоятельным видом вооруженных сил, но и вела обособленные воздушные битвы за господство в воздухе, которое и решало исход всей войны. К 1941 г. в распоряжении Рейха находились ресурсы почти всей Западной Европы.

СССР был одним из главных соперников Германии. Прекрасно подготовленные советские летчики отличались смелостью, многие имели боевой опыт, но на вооружении в авиации преобладали устаревшие типы самолетов. В апреле 1941 г. самый молодой начальник Главного управления ВВС РККА П.В. Рычагов (29 лет) на одном из заседаний на вопрос Сталина о причинах высокой аварийности в ВВС ответил: «Вы заставляете летать нас на гробах». Этот ответ в дальнейшем стоил генерал-лейтенанту Рычагову и его жене, майору Марии Нестеренко, жизни. 28 октября 1941 г. они были расстреляны.

Яков Прокофьевич Прокофьев начал войну командиром 453-го бомбардировочного полка. Полк был сформирован 7 августа 1941 г. из состава 6-го тяжелобомбардировочного полка и имел на вооружении самолеты ДБ-3. Полк Прокофьева вошел в состав сформированного 23.08.1941 г. Закавказского фронта и принял участие в обороне Одессы и Севастополя.

Крымский полуостров был главной базой не только флота, но и советской авиации, а тяжелые бомбардировщики – серьезной угрозой нефтебазам, находившимся в Румынии – единственному источнику горючего для гитлеровской военной машины. Севастополь немцы начали бомбить одним из первых 22 июня в 3 ч. 15 мин. Этот налет был успешно отбит зенитным огнем Черноморского флота. 23 июня 140 советских бомбардировщиков без прикрытия истребителей совершили ответный удар по румынским нефтебазам. Сгорели тысячи тонн драгоценного бензина. В приказе Гитлера для группы армий «Юг» одной из основных задач являлось уничтожение русской авиации. Не имея флота на море, нацисты рассчитывали расправиться с черноморскими кораблями с помощью люфтваффе. Я.П. Прокофьев вспоминал:

«Каждый день этой смертельной схватки с фашистами был днем героических подвигов. 250 дней обороны Севастополя летчики защищали от немецких стервятников его небо, прикрывая путь их самолетам, громя с воздуха вражескую технику».
В 1942 г. на Закавказском фронте на один советский самолет приходилось 11 немецких. Дальняя авиация, не имея прикрытия, на последних машинах атаковала вражеские аэродромы, чтобы прикрыть начавшуюся 4 июля эвакуацию защитников Севастополя. В результате больших потерь 15 июля 1942 г. 453-й бомбардировочный полк был выведен в тыл на переформирование. Оставшиеся самолеты с экипажами переданы в 6-й ДБАП.

В поражениях первого года войны руководство СССР, как правило, обвиняло конкретных людей. Так, командующий ВВС РККА с 29 июня 1941 г. – П.В. Жигарев, возглавивший авиацию в самый тяжелый период Великой Отечественной войны, а также руководивший действиями ВВС в битве за Москву был снят с должности и переведен командующим авиации тылового Дальневосточного фронта. Неизвестно, совместная служба с Рычаговым, Жигаревым или сдача врагу Севастополя, но это отразилось на карьере комполка Прокофьева. В действующую армию его полк вернется только в 1944 году.

Я.П. Прокофьев с остатками полка был направлен в Кировабад. Здесь они получили самолеты и стали формировать новые экипажи. В апреле 1943 г. 453-й БАП был направлен под Сталинград. Прибыли на аэродром близ станции Фролово в 20 км от города. Бомбардировщики полка успели сделать только один боевой вылет. Поступила команда передать самолеты для переделки полку ночных истребителей в Москве. После этого экипажи 453-го БАП отправили в Красноярск, где они пересели на новые американские самолеты, переправленные через Аляску. На них вернулись в Москву и их опять отправили в Красноярск, получать новую технику для своего полка. Бомбардировщики перегнали в Ярославль, там американскую технику переоборудовали под отечественные бомбодержатели, и они стали поднимать 1600 кг бомб.
Только 11 апреля 1944 г. 453-й БАП вошел в состав 218 БАД 5-й Воздушной армии. Начались фронтовые будни. Летчики Прокофьева отличились в Ясско-Кишеневской операции. В своих мемуарах С.М. Давтян «Пятая воздушная» отметил:
«…мощный налет на укрепленный узел сопротивления Феделешени совершили экипажи 453-го бомбардировочного авиаполка (командир полка подполковник Я.П. Прокофьев, штурман полка капитан Е.А. Бартощук). Они сбросили 338 бомб различного калибра, уничтожили и повредили 30 вражеских танков и автомашин».

Немцы, потеряв Румынию, лишись важного стратегического плацдарма на Балканах, но война продолжалась. В феврале 1945 г. за образцовое выполнение заданий командования в боях с немецко-фашистскими захватчиками при овладении Будапештом 453-й БАП было присвоено почетное наименование – Будапештского.
Последнюю боевую задачу полк выполнил 7 мая 1945 года. Командующий 5-й Воздушной армией приказал нанести бомбовый удар по опорному пункту противника Дрногалец, который задерживал наступление советских войск. Задание требовало от бомбардировщиков особого мастерства, ведь во время нанесения удара наземные войска находились в 200-500 м от врага. Самолеты скинули бомбы с высоты 1000 метров, со второго захода, при наблюдении за действиями экипажей командующего 5-й ВА и маршала авиации Ворожейкина, которые со станции наведения держали связь с ведущим группой. За отличное бомбометание маршалом авиации Ворожейкиным командиру и всему личному составу 453-го БАП была объявлена благодарность. Опорный пункт гитлеровцев был захвачен советскими войсками, а экипажи бомбардировочного полка в этот день еще трижды поднимались в воздух. Они нанесли удар по опорному пункту Мирослав с высоты 1000-2000 метров.

Подполковник Я.П. Прокофьев прошел всю Великую Отечественную войну со своим полком от Севастополя до Праги. Лично совершил 200 боевых вылетов. Награжден: двумя орденами Ленина, тремя орденами Боевого Красного Знамени, орденами Суворова и Красной Звезды, боевыми медалями.



* * *

После войны Я.П. Прокофьев продолжил службу в авиации, занимал различные командные должности. С 1948 г. командующим Дальней авиацией, а с сентября 1949 г. – главнокомандующим ВВС был назначен вновь П.В. Жигарев. «Холодная война» требовала более мощной техники, настало время стратегической авиации. Я.П. Прокофьеву было присвоено звание – генерал-майор ВВС. Выйдя в отставку жил с семьей в Ленинграде. Его сыновья тоже связали свою жизнь с армией. В 1980 г. на Кубани в парке станицы Новотитаровской был поставлен памятник летчикам 453-го дальнего бомбардировочного авиаполка и 7-го Гв. штурмового авиаполка.

На малую родину, в д. Пальцево после войны наш герой больше не возвращался. Те, кто помнили его, с кем он вырос, считали его без вести пропавшим в годы Великой Отечественной войны. В начале 80-х гг. учитель русского языка и литературы Кафтинской школы – Лидия Михайловна Мамаева в книге «В небе Китая» в биографии одного из героев прочитала название местной деревни. Ее заинтересовала судьба Прокофьева. Она написала письмо в Ленинград и Яков Прокофьевич ответил.
Я тоже родился в деревне Пальцево и помню, с каким волнением мы, школьники, слушали ответ генерала-земляка. Он был тронут тем, что его вспомнили на родине, с теплом вспоминал о детстве. Генерал оказался общительным человеком и даже писал стихи. Обещал навестить отчий дом. Завязалась переписка. Но Якову Прокофьевичу так и не суждено было приехать. Письма перестали приходить, а позже мы узнали, что он умер.

Прошли годы: закрыта Кафтинская школа, не стало Л.М. Мамаевой, судьба ее архива неизвестна и вновь забыли о генерале Прокофьеве. На протяжении многих лет я по крупицам собирал сведения о жизни своего земляка. Удалось узнать, что старший брат генерала был железнодорожником. Жил в Удомле, в здании старого железнодорожного вокзала (был снесен в 2011 г.). Яков Прокофьевич до войны навещал его. В 2005 г. в московских издательствах «Яуза» и «Эксмо» к 60-летию Победы над Японией была выпущена книга воспоминаний участников тех событий «Я дрался с самураями». Среди героев войны есть фамилия и нашего земляка летчика-бомбардировщика Я.П. Прокофьева.

Наши победы, наше великое прошлое – это то, что у нас еще нельзя отнять и продать. Хочется верить, что имя Я.П. Прокофьева будет упоминаться среди имен земляков, которыми гордится наш край.