Комната - рецензия на фильм

Оксана Аболина
Room
Страна: Ирландия, Великобритания, Канада, США, 2015
Режиссёр: Леонард Абрахамсон
Сценарий и первоисточник – Эмма Донохью
В главных ролях: Бри Ларсон и Джейкоб Тремблэ
Жанр: психологическая драма
__________________
У Маленького Принца была планета размером с комнату. У маленького Джека с его Ма комната размером с планету. Кроме комнаты и немногих предметов в ней, в мире нет ничего – один Космос, а за ним – Рай. В комнате нет окон, только люк – далеко вверху, в потолке, а через него видно голубой прямоугольник неба. Есть дверь, но она заперта, и Джек с Ма никогда не выходят. Их мир – это маленькая комната. Тут легко заболеть клаустрофобией, и кожей чувствуется, как Ма душно в этом замкнутом клочке пространства. Но для Джека эта комната просторна, мало того, безгранична. Маленькая комната – целый мир. По ней можно даже бегать – два шага к одной стене, два шага – к другой. Джеку проще, чем Ма – он ведь не знает, что можно жить иначе. Почему? Потому что Джек здесь родился. Каждое утро начинается с заведённого ритуала.

«Здравствуй, шкаф. Здравствуй, цветок. Здравствуй, стол. Здравствуй, стул. Здравствуй, раковина. Здравствуй, унитаз». Каждая вещь в мире Джека одухотворена и жива, ведь он нормальный пятилетний мальчик, которому очень нужно общение. И, конечно, ему мало всех этих вещей, ему хочется, чтоб у него была собака, а если нельзя собаку, то хотя бы мышку из норки…

Эта история – похищения насильником молодой женщины, у которой в неволе родился ребёнок – не совсем придумана. У одноимённой книги Эммы Донохью, по которой она была поставлена, есть реальный прообраз – история пятилетнего Феликса, выросшего в заточении.

Режиссёр мог снять тягостную драму, но фильм получился, хоть и грустным, но светлым, наполненным глубоким смыслом, потому что мальчик – настоящий живой ребёнок, любознательный, энергичный и очень любящий свою маму. И потому что даже в аду можно чувствовать себя счастливым. А Ма, хоть её психика явно страдает в неволе, изо всех сил старается, чтобы сыну было хорошо. Друг за друга они горой, хотя и между ними всякое бывает…

Актёры – и взрослая Бри Ларсон, и шестилетний Джейкоб Тремблэ сыграли потрясающе проникновенным дуэтом. После «Шестого чувства» я ни разу не видела, чтобы ребёнок так владел полутонами актёрского мастерства. Каждая сцена завораживает, но одну точно нужно смотреть, запасшись заранее валерьянкой: когда Ма решается устроить Джеку побег – и он впервые в жизни попадает за порог комнаты и тут забывает обо всём, что должен сделать, чтоб благополучно выбраться, настолько ошеломлён свалившейся ему на голову какофонией красок, звуков, запахов – всей вселенной…

Бри Ларсон получила «Оскар» за лучшую женскую роль в этой картине, и у фильма ещё три номинации. Критики считают, что несправедливо было вовсе не номинировать Тремблэ, но маленьким мальчикам «Оскаров» не дают. 9 из 11