Империя Нобелей. В объятиях нефтяного спрута

Николай Бичехвост
               
               СХВАТКА

        Российская империя, концец 19-го века. С вторжением нефтяного синдиката Нобелей на ее рынок нефтепродуктов  в конце 19-го века, на Волге началась одна из самых жестоких торговых войн.
       Обернулась она для многих крутых волжских судовладельцев и бизнесменов крахом и разорением. Полученные мною более чем из ста архивов, музеев и библиотек страны сведения от Архангельска до Дальнего Востока приоткрывают завесу над скрытой деятельностью корпорации Нобелей и перекликаются с находками сегодняшних исследователей.

       Итак, братья Нобели и их тайная служба безопасности резко набирают  обороты и наносят один за другим, точечные и мощные удары по конкурентам. От Астрахани - вплоть до Рыбинска, Тамбова, Твери… Контроль над Волгой, как главной транспортной артерией страны и пути завоевания европейского рынка,  был для них жизненно необходим.

       Царицынские и астраханские купцы Меркульевы крепко разбогатели на торговле солью. Озера соляные Эльтон и Баскунчак – вот , они, рядом, только не ленись. Расширяя капиталы, они решили приторговывать керосином – то ли не продумав, то ли на «авось» - но по цене ниже нобелевской. Такая ухватка, конечно же, вызвала гнев Нобелей. Сначала  они предложили ушлым купцам соглашение, но те гордо отказались. И жестоко промахнулись. Ибо Нобели  немедля разработали план уничтожения строптивцев из Царицына,  в котором Меркульевы имели огромные нефтехранилища. Для этого у нефтемагнатов  существовала целая стратегия. 
        Сражение на Волге они начинали обычно с демпинговых цен. Выбирали  город - и заполоняли все рынки  крупными партиями керосина по самой  минимальной цене. 
     Продавали зачастую, даже  ниже  себестоимости. Купцы – нефтеконкуренты не могли торговать себе в убыток и, чтобы не прогореть, прекращали дело. Нобели-миллионеры прибирали разорившиеся фирмы к рукам, а цены на нефтепродукты взвинчивали. Вы узнаете приемы сегодняшних предпринимателей?

          Итак, в Царицыне Нобели, имея свой сильный форпост - современнейший нефтегородок, и действуя по этой схеме, специально скупили 1 миллион пудов соли,  и вывезли ее в верховья  Волги. Учинили продажу ее в городах по самым  низким ценам. «Насолили» купцам Меркульевым  так, что те с треском разорились и попали под контроль  нефтемагнатов. Конкуренты Нобелей поняли, что в такие  «объятия»  монстра лучше не попадать с самого начала.
               

       ЗАПАДНЯ

       Забил тревогу, а то и запаниковал Первый съезд волжских судовладельцев:
  "Миллионеры Нобели уже  схватили за горло и душат наши пароходства,прибирают к длинным рукам транспортные перевозки по Волге". И в Государственную думу полетел сей вопль с просьбой защитить от нападения этих варягов- разбойников.
         Да, Нобели, подмяв под себя волжскую нефтеторговлю, устремились на завоевание транспорта. В волжских городах появились нобелевские конторы и пристани,  огромные нефтехранилища, открылись постоянные маршруты их танкеров. Это была целая система, разветвленная сеть, рассчитанная на извлечение колоссальных  прибылей.

         Изобретательные нефтемагнаты запретили своим агентам отпускать   капитанам топливо для пароходов, пока те не выплатят  всю сумму вперед. И только наличными! А  крупно нефтью на Волге торговали, считай, одни Нобели. Не имея на руках сразу таких сумм, капитаны чертыхались, суда простаивали, а их владельцы с ужасом подсчитывали проигранные барыши. Тогда нобелевская корпорация «скромно» предлагала судовладельцам взять кредиты на закупку топлива, но в подконтрольных Нобелям банках.
      И, конечно же, под большие проценты. Попав в расставленные сети, судоходные компании соглашались, скрипя зубами, иные же оказались в должниках, а то и в кабальной зависимости у нефтемагнатов.

           В  ЗАСАДЕ
      Главу корпорации Людвига Нобеля современники называли монополистом. Хотя последля конкуренции - Волга, Каспий и железная дорога были открыты для всех. Принимая борьбу, братья Нобели оперативно готовили к ней своих сотрудников в России и Европе.
       Мною в архивах страны обнаружены следы их царицынских агентов в самых неожиданных края империи. При этом через них Нобелям не раз поступали предложения от конкурентов купить их дело, чтобы эти непотопляемые шведы покинули раз и навсегда российские воды.  Но в ответ получали решительное:  «НЕТ».
          Архивы  показывают, что  Нобели в  течение десятилетий глубоко изучали поступающую с мест секретную информацию. Только за один год в Уфе  их переписка по борьбе с конкурентами составила дело толщиной более 500 страниц.  Они требовали предоставления только надежных сведений, безо всякой примеси «непроверенных слухов», чтобы наверняка можно было парализовывать действия конкурентов.
    Огромный нобелевский «спрут» не дремал и был всегда наготове…
               
               Из досье:
         Рихард  Зорге-старший  не жалел сил для получения сверхприбылей фирмой братьев Нобель, работая в ней техником по бурению скважин. Разбогатев, стал владельцем  завода и магазина. В его многодетной семье в 1895 году родился самый младший сын, тоже Рихард. Последний сражался в боях под  Царицыным на стороне красных, против буржуев, подобных богачем Нобелям.  Именно этот  Рихард Зорге  как русский агент будет внедрен в Японию и  станет  знаменитым разведчиком страны Советов.