Гибель богов

Валентин Спицин
Есть такая опера у Рихарда Вагнера, я ее часто вспоминаю, когда читаю последние новости. Впечатление действительно такое, что всё цивилизованное человечество поразила последняя стадия шизофрении. Про негров с арабами ничего не скажу, это другая вселенная, нам бы самим себя понять.

Конгрессмены в США подобно герою Ильфа и Петрова буквально лазают под столом в надежде ухватить за хвост пресловутых «российских хакеров», которых никто никогда не видел даже на их родине, а Обама, оказывается, распорядился всунуть в Россию некого таинственного «кибертеррориста», который в случае чего способен парализовать «встающую с колен» как тысяча атомных бомб. Я так понимаю, это что-то вроде антивирусника DrWeb, который совмещает функции как антивируса, так и вируса, - у них, американцев, в их Windows тоже глюков полно, не надо никакого «киберобамы» изобретать.

Наша с позволения сказать, власть тоже, по всей видимости, готова нас уморить, - денег в казне нет даже на оплату льготного проезда на городском транспорте для ветеранов труда по соцкарте, а на хулиганство в Сирии денег хоть отбавляй, на армию, всемеро более многочисленную, чем может себе позволить страна, тоже. А остальным, не имеющим счастья принадлежать к крайне узкому кругу лиц, «денег нет, но вы держитесь».

В общем, безумие все сильнее захватывает всю цивилизацию. Я уже писал, что первопричиной этому является растущее социальное неравенство, - «Социальное неравенство смертельно опасно» http://www.proza.ru/2011/12/02/1061. Давно уж писал, но вот на сайте очень академичной британской ВВС появилось исследование, пришедшее к такому же выводу, http://www.bbc.com/russian/vert-fut-40345298  «Конец цивилизации Запада: как и почему это может произойти», Рейчел Ньюэр BBC Future 21 июня 2017:

«Политэкономист Бенджамин Фридман, автор книги «Моральные последствия экономического роста», однажды сравнил современное западное общество с удерживающим равновесие на ходу велосипедом, колеса которого вращаются благодаря экономическому росту.

И если это поступательное движение «велосипеда» замедлится или прекратится, то те основы, на которых зиждется наше общество - демократия, личные свободы, социальная толерантность и так далее, - зашатаются.

Наш мир будет становиться все более мрачным местом, где жизнь определяют нехватка ресурсов и риск попадания в группу отверженных, тех, кто оказался за пределами элиты или за пределами тех немногих государств, у которых до поры до времени с ресурсами все в порядке.

Если мы не найдем способ заставить «колеса» вновь вращаться, наше общество ждет полный крах.
Такие крушения цивилизаций случались в истории человечества много раз, и ни одно общество, каким бы процветающим оно ни казалось, от этого не застраховано.

Даже если на секунду забыть о природных катастрофах и рукотворных бедствиях (падение астероида, ядерная зима, смертельная эпидемия), все равно история неумолимо свидетельствует: есть масса факторов, обеспечивающих конечный коллапс.

Что же это за факторы? И какие из них уже начали проявлять себя в том или ином виде?
Думаю, вас не удивит, если я скажу: цивилизованное человечество ныне идет по скользкому и неизведанному пути. Но как далеко еще от нас точка, после которой уже ничего не поправишь?

Конечно, точно предсказать будущее невозможно. Но с помощью математики, истории и некоторых других наук можно попробовать найти более или менее ясные намеки на то, каковы долгосрочные перспективы западного общества.

Американский ученый, специалист по прикладной математике из Университета Мэриленда Сафа Мотешаррей моделирует на компьютере механизмы, которые могут привести как к местному или глобальному устойчивому развитию, так и к коллапсу цивилизации.

Согласно опубликованным в 2014 году результатам исследований Мотешаррея и его коллег, есть два наиболее важных фактора: нагрузка на экологию и ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАССЛОЕНИЕ ОБЩЕСТВА.

Экологическая категория более понятна современному обществу и популярна в качестве потенциального источника конца света - особенно в связи с происходящим уже сейчас истощением природных ресурсов (питьевой воды, плодородных почв, рыбных и лесных запасов), усугубляемым изменениями климата.

А вот понимание того, что экономическое расслоение общества на богатую элиту и бедные массы может само по себе, без участия экологической катастрофы, привести к коллапсу, стало сюрпризом для Мотешаррея и его коллег.

Катастрофа случится, когда бездумно увеличивающие потребление и наращивающие личное богатство элиты ввергнут общество в нестабильность

В «экономическом» апокалиптическом сценарии бездумно увеличивающие потребление и наращивающие личное богатство элиты ввергнут общество в нестабильность, ведущую в итоге к полному развалу.

«Простолюдинам» в этом сценарии не достается почти ничего из общественных богатств - и это при том, что бедных значительно больше, чем богатых, и благополучие элиты зависит от их труда.

В конце концов, в связи с тем, что доля общественного богатства, отведенная бедным, слишком мала, рабочие массы просто вымирают. А вслед за этим приходит конец и всему обществу, поскольку элиты не могут прожить без чужого труда.

И хотя все мы живем на одной планете, наиболее бедные регионы мира первыми почувствуют приближающийся коллапс. Да что там - некоторые государства уже сейчас играют незавидную роль канарейки в шахте, на их примере можно наблюдать, что рано или поздно ждет и более богатые нации.

Например, в Сирии некоторое время назад наблюдался взрывной рост населения. Но затем, в конце 2000-х, последовали свирепые засухи (возможно, усугубленные изменениями климата), что нанесло удар по местному сельскому хозяйству.

Особенно пострадали от кризиса молодые люди - многие остались без работы. Обозленные и отчаявшиеся, они наводнили города страны, власти которых и так с трудом справлялись с поддержанием хоть какого-то уровня благополучия для жителей.

Существовавшая и ранее межэтническая напряженность достигла новой степени, став плодородной почвой для насилия и всевозможных конфликтов.

Еще один признак того, что человечество вступило в опасный цикл развития, - неожиданные перемены в заведенном миропорядке

Добавьте к этому из рук вон плохое государственное управление - и страна погрузилась в гражданскую войну, поставившую сирийское общество на грань полного коллапса.

В случае с Сирией - как и в случае многих других общественных коллапсов в истории - винить надо не один, а множество факторов, отмечает Томас Гомер-Диксон, канадский политолог и эколог, автор книги «Преимущества упадка» (The Upside of Down).

Он называет эти факторы тектоническими напряжениями (tectonic stresses) - из-за того, что они незаметно накапливают силу и внезапно взрываются (как извергаются вулканы), тем самым перегружая и ломая общественные механизмы стабилизации.

Наше прошлое тоже дает нам намеки на то, что может произойти в будущем. Возьмите, к примеру, Римскую империю. К концу 100 г. до н.э. римляне контролировали Средиземноморье - все его регионы, до которых было легко добраться морем (это было единственное государство в истории, которому принадлежало все побережье Средиземного моря - Прим. переводчика).

Им бы на этом и остановиться, но дела шли так замечательно, что они решили раздвинуть сухопутные границы. В конце концов Римская империя не смогла вынести растущей сложности устройства собственного общества

Но путешествия по суше совсем не такие экономичные, как по воде. Расширив границы империи, римляне постепенно истощали свои резервы, но все-таки, несмотря на это, на протяжении нескольких столетий империя оставалась стабильной.

Начиная с III века ее начали преследовать беды - от вторжений варваров до гражданских войн. Рим пытался сохранить контроль хотя бы над своими основными территориями, но содержание мощной армии висело тяжелым ярмом на бюджете, инфляция росла.

Некоторые ученые называют началом падения империи 410 год, когда вестготы разграбили Рим, но это стало возможным только потому, что предпосылки вызревали давным-давно.

Как считает Джозеф Тейнтер, американский антрополог и историк, автор книги «Коллапс сложных сообществ» (The Collapse of Complex Societies), один главных уроков крушения Римской империи таков: чем сложнее общество, тем выше цена, которую мы за это платим.

До III века Рим только и делал, что добавлял новые элементы в имперскую структуру: армия увеличилась вдвое, прибавилась кавалерия, количество провинций росло, а с ним росла и бюрократия.

Все это было нужно, чтобы поддерживать статус-кво. В конце концов, у империи не осталось сил и ресурсов на то, чтобы продолжать это делать. К краху империи привела не война, а бюджетные проблемы.

Современное западное общество до поры до времени было в состоянии подавлять все признаки возможного коллапса с помощью ископаемых видов топлива и промышленных технологий. Пример: когда цены на нефть стали безудержно расти, была изобретена технология гидроразрыва.

Рано или поздно инвестиции в сложность как стратегию решения проблем, встающих перед обществом, достигнут точки, за которой прибыль исчезает. Это приведет к бюджетным проблемам и уязвимости общества такой степени, что оно просто развалится.

Углубляющаяся пропасть между богатыми и бедными подтолкнет западные общества к внутренней нестабильности. «К 2050 году США и Великобритания превратятся в двухклассовое общество, в котором маленькая по размеру элита будет пользоваться всеми благами, но для большинства уровень жизни будет неуклонно падать, - пророчит Рандерс. - И прежде чем исчезнет цивилизация, исчезнет равенство».

И когда этот нарыв насилия прорвется - или соседнее государство сочтет нужным навести порядок, так как оно его понимает, - цивилизационного коллапса будет трудно избежать.

Первой в таком случае пострадает Западная Европа - из-за своей близости к Африке, к Ближнему Востоку и из-за соседства с более нестабильными государствами Восточной Европы. США продержатся несколько дольше, поскольку отделены океаном».

Таким образом, именно катастрофически растущее социальное неравенство и есть тот «троянский конь», который неумолимо толкает нашу цивилизацию к гибели. Как тут не вспомнить Маркса и его последователей, которые проповедовали нечто весьма похожее, только у них речь шла не о гибели цивилизации, а всего лишь о крахе одной ее частной формации, - капитализма. Последующая история показала, что они были неправы. Не они, а сам капитализм, построил социалистическое общество, и не в занюханной нищей лапотной России, а в Швеции и Норвегии, где социальное неравенство настолько незначительно, что доходы самого богатого децеля превосходят доходы самого бедного децеля всего примерно вдвое.

Почему уважаемые авторы цитированного мною источника забыли о таком эффективном лекарстве от коллапса цивилизации? Именно нивелирование социальной пропасти между бедными и богатыми и есть гарантия от «древнеримского» сценария. Наша европейская цивилизация не исчерпала своих ресурсов, она просто разжирела и обленилась!

Оговорюсь, что речь идет только о Западной Европе, и то если она преодолеет «политкорректный мультикультурализм», новое тоталитарное учение, ведущее Европу к завоеванию ее Исламским государством. Бывший СССР, расположившийся в географической зоне, непригодной для жизни человека, как говорится, просим не беспокоиться. Это государственное образование обречено на исчезновение.

США стареют и, увы, чернеют, из мирового лидера-гегемона превращаясь во вторую ЮАР.    «Численность всех этнических и расовых групп в период с 2015 по 2016 год увеличилась, но белое население росло наиболее медленно и, увеличилось лишь на сотую долю процента или 5 тысяч человек.

Это существенно ниже темпов роста небелого населения:  [«афроамериканцев»], испаноязычных, азиатов, и людей, которые относят себя к смешанной расе.

Численность азиатского населения и представителей смешанных рас увеличилась на 3 процента – до 21 миллиона и 8,5 миллиона человек соответственно.

Количество выходцев из Латинской Америки (испаноязычных) выросло на 2 процента – до 57,5 миллиона. Чернокожее население увеличилось на 1,2 процента – до примерно 47 миллионов.

Рост белого населения лишь на 5 тысяч человек сохранил численность этой группы на относительно стабильном уровне 198 миллионов человек. Общее население США составляет 325 миллионов.

«Возможно, уйдут еще несколько десятилетий, прежде чем демографические перемены неминуемо отразятся на политике», – сказал Марк Уго Лопес – руководитель исследований испаноязычного населения в Исследовательском центре Пью.

Бюро переписи также сообщило, что медианный возраст американцев, то есть отметка, которая делит население США на две равные части – одну моложе этой отметки, а другую старше – достиг почти 38 лет в 2016 году. При этом в 2000 году этот показатель составлял лишь чуть больше 35 лет.
Численность населения старше 65 лет за эти 16 лет выросла с 35 миллионов до 49,2 миллиона человек, то есть с 12 до 15 процентов от общего населения». https://www.golos-ameriki.ru/a/us-grows-older/3911146.html

Это так же ставит под сомнение сколь либо длительное сохранение США как части европейскоц цивилизации. Таким образом, оба нынешних государства-антагониста – лузеры, обреченные на исчезновение, хотя и по совершенно разным причинам. Напрасно потенциальные покойнички растрачивают силы на взаимные пакости друг другу, - самое время подумать о душе.

Валентин Спицин