Гитара - это опасно!

Николай Таратухин
                Гитара – это опасно!

Иногда мне кажется, что игра на музыкальных инструментах – не что иное, как заразная болезнь. Ею можно заразиться в любом возрасте. В детском – этому чаще всего способствуют родители ребёнка. Если сами не могут заразить музыкой, то насильно волокут своё дитя в места скопления больных, в так называемые ДМШ (детские музыкальные школы) и там прививают своему чаду заразу. К счастью, а быть может нет, не все дети оказываются инфицированными навечно. Многие имеют стойкий иммунитет, который некоторые мудрецы называют музыкальным слухом. При его отсутствии в организме – дети оказываются совершенно невосприимчивы к музыке. Им хоть кол на голове чеши, музыкантов из них не получится. И слава Богу!..

А как же быть с заразившимися?..  Хорошо, если ребёнок заболел игрой на какой-нибудь дудочке типа английский рожок, а представляете, если это труба или ударные?  Или, хуже того – фортепиано? И при этом, его родители живут в многоэтажке… Последствия легко предсказуемы.

Но есть один инструмент, который, на первый взгляд родителей, не представляет опасности ни для окружающих, ни для играющего на нём их ребёнка. В их понятии этот инструмент почти лира, на которой играл Аполлон в мифах Древней Греции!.. Этот инструмент ласкает глаз своим внешним видом, напоминая богиню любви и красоты Афродиту… Ну, конечно же, это гитара! Поэтому классы гитары во всех ДМШ переполнены. На бюджетное отделение попасть почти невозможно, но родители готовы платить пятнадцать тысяч в месяц на коммерческом чтобы заразить своего ребёнка неизлечимой болезнью – игрой на гитаре!

По вирулентности – это самый заразный инструмент. Заражаются чаще всего игрой на акустической и джазовой гитарах. Это не самая опасная форма болезни, хотя нет правил без исключений. Самая страшная и неизлечимая форма – игра на классической гитаре. Здесь родителям сразу надо готовится к материальным затратам, ибо преподаватели предложат купить ребенку не ширпотребовскую дешёвую гитару, а мастеровую, изготовленную руками мастера, стоимостью от 80 -100 тысяч и выше рублей.  При этом педагоги будут настаивать, что без такой гитары ребёнок не сможет прогрессировать и его пребывание в музыкальной школе может оказаться под большим вопросом. Обучение в училище и, тем более, в консерватории, вообще даже немыслимо, если у ребёнка нет гитары, изготовленной каким-нибудь известным мастером.

Многие помнят знаменитые строчки: «Если есть гитара в доме – в нём уютно и тепло…» и стараются заиметь этот инструмент в квартире. Здесь надо сказать, хорошо если она просто висит на стене или валяется в кладовке и на ней никто не играет. Но беда подстерегает семьи тех, где хотя бы один из супругов уже заражен игрой на классической гитаре. Хорошо, если зараза не распространилась дальше любительского исполнения бардовских песен и в техническом арсенале гитариста имеются только три известных аккорда. Хуже, когда кто-то из них играет по нотам и приобщился к мировой библиотеке гитарных пьес! Это признаки хронического заболевания. Всё свободное время гитарист сиднем сидит с гитарой, забывая про жену (мужа), детей, ближних и дальних родственников. Ему не до театра и турпоходов. Ничто не может оторвать его от гитары. Она ему «слаще мирра и вина». Болезнь прогрессирует с каждым днём до глубокой старости. Так и умирают с гитарой в обнимку. Кстати, некоторые сумасшедшие обнимают гитару даже на операционном столе во время смертельной операции на головном мозге, как например, бразильский гитарист Антони Кулкамп Диас.  Он благополучно перенёс операцию по удалению опухоли мозга не выпуская гитару из рук.

Если кто-то думает, что заразиться игрой на гитаре можно только в молодые годы, то он глубоко заблуждается!  Как раз в преклонные годы, а чаще всего после выхода на пенсию, болезнь «нечаянно нагрянет» и сломает устоявшийся распорядок жизни. Если, конечно, пенсионер уже не болеет менее опасными болезнями: дачей, охотой или рыбалкой. Он непременно пожелает получить капитальное образование по профилю внедренного в него вируса. Было немало случаев, когда довольно пожилые индивидуумы, инфицированные гитарой, поступали в детские музыкальные школы… Но, в основном, они находят частных педагогов и пытаются изо всех сил усугубить течение этой болезни. При этом, часто забывая о своих физических болезнях, которые, действительно, приносят физические страдания. В поликлиники им ходить некогда. Чем тратить деньги на лекарства, они предпочтут покупать струны и технику для более качественной записи своей игры выдающихся гитарных пьес: «Ручеёк» композитора М. Джульяни и «Романс» композитора Гомеса. Каждому из них хочется оставить потомкам в наследство свое изображение с самым популярным инструментом в обнимку.

Играющие на классической гитаре – это фанатики! С ними могут сравниться только футбольные фанаты, но и то лишь весьма отдаленно. Футбольные фанаты болеют спонтанно, делая перерывы в межсезонье, а гитарные перерывов не знают. Изо дня в день, с нарастающей энергией, они кладут на гриф всё новые и новые произведения гитарной классики, при этом не забывая ранее разученные. И тут уж светлого времени суток не хватает, приходится прихватывать время, отведённое для сна.

На классической гитаре играют сидя. Правда, есть и такие, кто делает это стоя. Их очень мало. Основная масса сидит и во время концертов, и во время занятий. Естественно, малоподвижная жизнь, когда двигаются только пальцы рук, а остальные части тела пребывают в неподвижности, не может сказаться на продолжительности жизни гитаристов. В основной своей массе они мрут, едва достигнув семидесяти лет, большинство из них даже до этого возраста не доживают. Справедливости ради нужно сказать, что некоторые известные гитаристы все же прожили более девяноста лет, но таковых можно пересчитать по пальцам рук.  Такая печальная статистика никак не действует на повальное увлечение гитарой. По-прежнему гитара самый популярный инструмент в мире. Надеюсь, так будет всегда.