Диалоги с внучкой. О злости

Тимофей Зубцов
        - Вот почему так? Хочется кому-то конкретному сделать больно. Ну не так, чтобы вскрикнул «Ой!». Вот как-то по другому. Сказать чего-нибудь такое колкое, едкое. Ну чтобы он так вздрогнул, подумал о том, что сделал сам.
        - Это кто же тебе так насолил? Чтобы сделать ему больно?
        - Ну это я к примеру. Хочешь сказать, что у тебя такого не бывает?

        «Вот как хитро вывернула! – подумал дедушка. – Как на минном поле стало. Вопросики с подтекстом пошли».

        - Да конечно бывает. Злость пока из человеческих чувств еще никто не вычеркнул. Да, ты права. Иногда такое бывает. Но почему-то волнами. Иногда хочется, потом нет. Это когда задумаешься о том, как больно будет ему. Представишь себя на его месте и говоришь: «Нет. Ему будет плохо, как и мне сейчас». И злость на какое-то время уходит. Потом снова.

        Посмотрев на внучку, дедушка с улыбкой сказал:
        - Рот закрой. Он у тебя сам открывается, когда так внимательно слушаешь?
        Сжав губы, внучка отвернулась.
        -Да ладно! Я же пошутить хотел, а ты сразу обиделась. Еще на меня злиться начнешь.
        Внучка с улыбкой повернулась к нему, прижалась и тихо произнесла:
        - Нет, мы же свои. Это как мама обычно говорит. А еще она говорит, что нам ссориться нельзя. Мы не может злиться друг на друга.
        - О, ты себе представить не можешь, как я злился на нее, когда она была… Ну как бы тебе это сказать… В общем, когда не поймешь кто: уже не ребенок, но еще не женщина.
        - Это как еще?
        - Долго рассказывать. Вырастишь – узнаешь. С тобой-то она хлебнет!
        Смущенно подняв глаза, она как-то растерянно улыбнулась.
        - Ты хочешь сказать, что я иногда сама виновата в своей злости?
        - Ну а ты как думаешь? Вот, к примеру, ты идешь по улице. Вокруг прохожие, совершенно посторонние для тебя люди. У тебя к ним нет ничего: ни злости, ни добрых чувств. Вдруг тебя толкнули. Вот что? Можно так же толкнуть его, а можно улыбнуться. Ведь все могло произойти случайно. Он обязательно перед тобой извинится. Вот и нет причины для злости.
        - А если он специально меня толкнул?
        Каким-то странным образом дедушка чуть не произнес в сердцах: «Ну и ты ему в ухо!».
        - Нет готовых советов, как поступить. Мы ведь с тобой о другой злости говорим. Представь себе, у меня была такая. Долго. Помнишь, я тебе фотку показывал?
        - Той красивой женщины? Конечно помню. Ты что-то часто стал о ней вспоминать…
        - Красивая…

        На секунду задумавшись от мимолетно нахлынувшего, дедушка тут же очнулся.
        - Да. Ты знаешь, как я на нее злился, когда она перестала со мной разговаривать! Порой мне казалось, что это просто какое-то наваждение. Желание написать и обязательно чего-нибудь такое обидное, нехорошее. Чтобы сделать обязательно больно. И тут я понял: главное не написать или не сказать прямо сейчас, когда очень и очень злишься. От непонимания, глухоты, безразличия. Неважно. Просто стерпеть. В этом, наверное, и есть настоящая любовь. Злость приносит другому только боль. Ты думаешь, что тебя услышат, поймут, отзовутся. К сожалению, все получается ровно наоборот…
        Вот сколько раз он старался не вспоминать об этом, а не получается.
        - Пару раз я все же не сдержался… Самое отвратительное, что сказанные слова назад не вернуть. Иногда представляю, как ей было больно… Или, возможно, просто обидно… Как мне было потом стыдно! До сих пор живу с одним единственным желанием: встретить и сказать: «Прости…»
        - Не знаю, я так, наверное, не смогу.
        - Если почувствуешь, что этот человек для тебя самый единственный и самый дорогой – сможешь. Обязательно. Любовь, милая, страшная сила.
        - Я тебе верю.
        Задумавшись, внучка посмотрела в сторону тихо добавила:
        - Я не буду на него злится…