Свобода, как ты прекрасна! сборник Проклятые скалы

Анна Гале
 Написано в соавторстве с Марией Костылевой


Марак
Накануне в соседнем городе казнили алхимика Та-Гаруза, и уже к утру в Толемере об этом не знал разве что безногий портовый нищий, что был глух от рождения. 
 Когда день переломился пополам, и жаркое солнце расплескалось по узеньким грязным улочкам, Толемер уже по самые шпили был затоплен слухами и пересудами. Говорили, что Та-Гаруз, когда его вели к помосту на главной площади, продолжал кричать о своей невиновности. Уверял, что не колдун он вовсе, а учёный, и что обращать свинец в золото научился лишь благодаря многолетним исследованиям и опытам…
 Та-Гарузу не поверили, и на закате он был сожжён на очистительном костре. 
 Наверное, в обоих городах существовал лишь один человек, который принял слова старика на веру. Звали человека Мараком, и был он колдуном в седьмом колене, молодым, носатым и криворуким. Вслед за отцом Марак унаследовал небольшой дом, на первом этаже которого, для отвода глаз, находилась аптекарская лавка, на втором – пара комнат, а на чердаке - колдовские инструменты. 
Именно там и сидел Марак на следующий день после казни Та-Гаруза, склонив длинный нос над горою бумаг. Отросшая чёлка то и дело лезла в глаза, он раздражённо убирал её измазанными в чернилах пальцами и писал, писал… 
 Если уж какой-то доморощенный учёный смог превратить свинец в золото, то уж потомственному чародею должно быть раз плюнуть сотворить что-нибудь в том же роде. Только понять бы, как… 
   - Нет, белиберда какая-то! – по-женски тонкие пальцы Марака смяли листик с расчётами. – Эх, лучше бы отец научил меня делу вместо того, чтобы копить всякое барахло!.. 
 Барахла на чердаке, и правда, хватало. Впрочем, барахлом оно было только с виду. Старое пыльное зеркало, например, могло показывать иные миры, если постучать по нему в определённом ритме. Неприметный стеклянный шарик на полке в умелых руках становился Провидящим Оком, способным показывать будущее. Кривая сухая палка была не чем иным, как магическим посохом Эраем. 
Марак потянулся к прозрачной бутылке, в которой таинственно мерцал синий туман. Это приспособление для сожжения ненужных бумаг отец почему-то называл кварной. Бормоча заклинание, колдун вынул пробку и выпустил туман наружу. Посиневший воздух принял форму пирамидки, после чего затвердел до такой степени, что смог отражать солнечный свет, бьющий в маленькое окно. Марак стукнул по пирамидке три раза; та недовольно поёжилась, будто живое существо, и выдала из вершины небольшой язычок голубого пламени. 
 Марак меланхолично поднёс руку со смятым свитком к огню, и бумага вспыхнула. 
 Ах, как хорошо было бы научиться превращать свинец в золото!.. Каким бы богачом он стал!..
 С помощью небольшого заклинания Марак загнал кварну обратно в бутылку и, размышляя о золоте, уставился в окно. 
 На противоположной стороне улицы, у ворот богатого особняка, стояла карета Арвеххов, в которую садилась дама в роскошном зелёном платье до пят. Лицо дамы постоянно скрывала вуаль. 
 «Страшная, наверно», - подумал Марак не без злорадства.
 Возле кареты суетилась невысокая темноволосая девушка – служанка мадам Арвехх. Марак знал, что зовут её Элени – он встречал её почти каждый день, и девушка всегда была с ним приветлива, улыбалась и даже перекидывалась с Мараком парой слов. Она работала у Арвеххов не так давно – прежний её хозяин умер всего семь лун назад – однако теперь даже странно представить угрюмый толемерский квартал Шви без этой смешливой девчушки, резвым солнечным зайчиком проносящейся по грязным городским улочкам…
 Некрасивое лицо Марака озарилось улыбкой. Пожалуй, опыты с золотом могут и подождать. Сейчас четверка лошадей умчит карету с госпожой Арвехх, и хорошенькая служанка пройдет под окнами его аптеки в хлебную лавку за углом. Скучное семейство придерживалось строгого распорядка дня. Марак точно знал, когда Элени отправляют в лавку, на рынок и по разным другим хозяйственным нуждам. 
И действительно, не успела карета скрыться из виду, как темноволосая девушка в скромном сером платье быстро застучала башмаками по мостовой, переходя улицу перед домом Марака. Молодой колдун поспешно поднялся. Он вполне успеет выйти из дома и перекинуться с Элени парой слов. Такие недолгие встречи за несколько месяцев вошли у Марака в привычку. Ему нравилось болтать с ней о том о сем, слушать ее звонкий заразительный смех в ответ на придуманную им заранее шутку. Марак начинал уже подумывать о женитьбе. 
Конечно, он собирался найти невесту с приданым, но ради Элени можно и отступиться от старого плана. Марак достаточно зарабатывает на своей аптеке, кое-что имеет и благодаря колдовским умениям. Постепенно он найдет способ превращать свинец в золото. А еще лучше - не свинец, а камни... Марак восхищенно вздохнул, представив, как обычный, ничего не стоящий булыжник превращается в золотой слиток. 
Да, он может позволить себе жениться на Элени!
Марак выбежал из дому как раз вовремя: быстроногая девушка уже возвращалась с небольшой корзиной испеченных вчера булок: прижимистые Арвеххи покупали для прислуги дешевый черствый хлеб.  
  - Здравствуйте, господин аптекарь! - радостно улыбнулась Элени. - Как хорошо, что я вас встретила! Как раз собиралась зайти к вам. Зуб ноет второй день. Нет ли у вас какого снадобья, подешевле?
  - Готового нет, - с сожалением ответил Марак. - Но к вечеру я его обязательно сделаю. Подходи на это же место, я тебя увижу и спущусь… 
  - Да я и сама могу зайти к вам в аптекарскую, не стоит себя утруждать! 
 Марак немного замялся. Он опасался гостей, но раз уж думает связать судьбу с этой девушкой...
   - Ну… да, - выдавил колдун. – Да, конечно, приходи. Если бы ты зашла вчера, я бы уже дал тебе снадобье…
Девушка скорчила гримаску.
   - Вчера я сопровождала госпожу, она непременно хотела увидеть казнь Та-Гаруза. Ужасное было зрелище, этот бедняга так кричал! А запах, о, господин Марак, какой там стоял ужасный запах!.. Зато потом был праздник, – хорошенькое личико озарил почти детский восторг. - Бродячие артисты плясали и пели песни, потом они разыграли целое представление, уличные торговцы разносили всякие вкусности, каких я в жизни не пробовала, а потом... Потом были фокусы! Ой, как я люблю фокусы! Чего только ни делал бродячий фокусник - странно, что его тоже в колдовстве не заподозрили! И кинжалы глотал, и предметы у него прямо в воздухе исчезали, а потом с другой стороны появлялись. Вот эту ленту он тоже из воздуха достал и мне подарил, - Элени с удовольствием показала новую зеленую ленту в длинной косе. - А потом... Потом он взмахнул руками, и из его рукавов пошел разноцветный дым. Это было так красиво! Будто радуга окутала всю площадь!..
Марак с трудом сдерживал негодование. Какой-то фигляр, мелкий шут посмел подарить Элени ленту! Девушка говорит с таким восторгом о жалких фокусах, а ведь он, Марак, может показать ей гораздо больше. 
 - Приходи за снадобьем вечером, когда хозяева отпустят тебя спать, - выдохнул он.
 Элени удивлённо подняла бровки. 
 Марак, чуть покраснев, сглотнул, но продолжил:
 - Я приготовлю лекарство и ничего с тебя не возьму... – он отвернулся, не решаясь более смотреть на девушку, и вдруг выпалил, захлёбываясь словами: – А еще я покажу тебе такие вещи, какие и не снились этому фокуснику. Что там разноцветный дым! Увидишь, я показываю фокусы гораздо лучше!
 - Господин Марак, не знаю, удобно ли... - опустила глаза Элени. - Вечером, наедине с мужчиной... Я понимаю, вы ни о чем дурном и не помышляете, но что скажут люди?
 Марак залился пунцовой краской по самые уши, однако всё же выдавил:
 - Мы ведь совсем ненадолго, Элени… К тому же ты… ну, ты ведь все равно зайдешь за снадобьем... – он, наконец, решился поднять глаза. – И, если что… мы можем сказать, что ты задержалась проверить, действительно ли уходит боль. 
 - Ох, господин Марак, не знаю...
 - Элени! - старуха Арвехх высунула голову из окна и огласила улицу трубным голосом. - Я жду тебя, несносная девчонка!
 - Иду, госпожа, - с легким поклоном откликнулась девушка. - Я приду за снадобьем, - добавила она. - До вечера, господин Марак.
Марак смотрел, как спешит к воротам богатого дома Элени и думал, что уже этим вечером он покорит сердце девушки нехитрой магией, которую наивная Элени вполне может принять за умелые фокусы. 
"Только бы не мямлить опять, как сейчас, ох… - думал молодой колдун. - Впрочем, разве я мямлил? Да со стороны это наверняка не было заметно. Иначе она не согласилась бы прийти сегодня, верно?.."
Довольный собой, Марак отправился в дом. 
 
 Колокольчик звонко тренькнул: «Эле-ни!», и мутноватый свет чадящих свечей на миг показался Мараку солнечным.
Девушка оглядела грязную и унылую аптекарскую с таким восхищением, что Марак тут же просиял. Усадил гостью на стул, на который перед этим заботливо положил маленькую подушку, сбегал за снадобьем от зубной боли, принёс стакан воды… 
Элени проглотила порошок, чуть поморщившись, после чего выпила воду и протянула Мараку стакан. 
 - Вы обещали чудеса, - напомнила она, лукаво сощурившись. 
 - Ну… - Марак неловко развёл руками, чуть не выронив стакан, и улыбнулся, обнажив крупные кривоватые зубы. – Будут чудеса… Как обещал...
Он подбежал к двери и, на всякий случай, задвинул засов.
 - Ой, зачем это? – Элени нахмурилась.
 - Ну, знаешь… Увидят, что я тебе фокусы показываю, решат ещё, что колдун, – он натянуто рассмеялся. – А это, на самом деле, не колдовство никакое, а наука. Сейчас вот, смотри… 
 Он снял с одной из полок заранее приготовленную колбу с порошком. В стакан, который по-прежнему держал в руках, высыпал обыкновенной мелкой соли, после чего поставил его на узенький прилавок, за которым обычно отпускал товар. 
 - Вот, видишь… - приговаривал Марак, принимаясь медленно пересыпать порошок из колбы в стакан. – Наука…
 Губы его беззвучно шептали заклинание, пальцы свободной руки украдкой заплетали магические узлы. Полыхнуло белым, и из стакана повалил пар, зелёный и едкий, который вскоре принял форму страшной рожи с огромными глазами-провалами.
 Марак ожидал, что Элени завизжит и вскочит на ноги – вот было бы замечательно её потом успокаивать! – но девушка продолжала сидеть и смотрела на морок, как на что-то, не более занятное, чем, скажем, радуга в небе. 
  - Это я видела, - заявила она. – Фокусник такие штуки тоже показывал. 
 Марак развеял морок и скрипнул зубами. 
 Злость, впрочем, тут же оставила его, когда он снова взглянул на Элени. Сейчас, в своём сером платье, сидящая в центре его аптекарской, девушка была необыкновенно хороша. Марак явственно увидел внутренним взором, как Элени стоит за прилавком его аптекарской, чистой и уютной, как улыбается покупателям; на ней белый передник, а волосы уложены в красивую высокую причёску... 
 «В конце концов, если я хочу, чтобы всё так и было, - подумал Марак, - она должна обо мне знать!».
  - Пойдём на чердак, - шёпотом сказал он. – Настоящие чудеса – там. 
 
 На чердаке Элени растерялась. Марак зажигал свечи - кварна послушно перелетала от одной к другой, подчиняясь заклинанию. Девушка с недоумением оглядывалась вокруг. Осторожно коснулась магического посоха, стоявшего в паре шагов от двери…
  - Не трогай! – спохватился Марак. – Ты даже не представляешь, что он может сотворить в неумелых руках! 
 Элени недоверчиво посмотрела на него, но промолчала. 
  - Подойди лучше сюда, - пробурчал Марак. 
 Он подвёл девушку к большому зеркалу, прислонённому к стене. Зеркало было оковано очень старой, местами проржавевшей рамой, и в его пыльной поверхности отражались точки свечного пламени. Марак выбил по стеклу затейливую дробь.
  - Ух, ты! – воскликнула Элени, глядя, как в зеркальной глубине появилась долина лиловых гор, укутанных светло-зелёными облаками. Над нею порхали диковинные синие птицы. – Это как это?.. Это что? 
  - Это то, что за пределами нашего мира, - ответил Марак, стараясь придать своему голосу значительность. 
      Элени повернулась к нему и прошептала:
  - Так вы все-таки колдун?..
  - Выдашь меня? – спросил Марак.
  - Нет, конечно! Правда, нет!
 Зеркало перестало мерцать, и Элени с завороженным видом двинулась дальше, скользя взглядом по пыльным полкам. 
 Марак показал ей и шар-предсказатель, и колпак-невидимку, действие которого продемонстрировал на нескольких не особенно важных предметах: под колпаком-невидимкой вещи исчезали бесследно.
  - А люди? – сгорая от любопытства, спрашивала Элени.
 Марак только пожимал плечами. У него были кое-какие враги, но молодой колдун никак не мог решиться проверить на них колпак. 
    - Фух… - вздохнула девушка, снова оглядывая чердак. – Мой папаня в таких случаях говорил: «Голова кругом идёт, хоть напивайся!». 
 Марак рассмеялся. Смех у него был тонкий и походил на дробь, ну или как будто в гулкую бочку сыпали сушёный горох.
  - Напиваться мы, конечно, не будем, - сказал он, нерешительно взяв за руку будущую невесту. – Это плохо скажется на твоём зубе. Но немного вина никакого вреда не причинит, как думаешь?
Элени нежно улыбнулась в ответ. 
 
Элени
Я переступила через распростертое на полу тело. Этот яд ни разу не подвел: он действует сразу, с первым глотком вина. Можно будет проверить, исчезнет ли Марак под колпаком-невидимкой, только чуть позже. Сейчас у меня есть более важное дело.
С ума сойти! Я искала кварну три года, а глупец Марак использовал ее, чтобы зажигать свечи! С детства помню рассказы деда-колдуна о том, как он, путешествуя в далеких краях, создал в безлюдном месте туман и вошел через него в другой мир - огненный мир кварн. Над выжженной землей летали странные создания в форме пирамид, извергающие пламя. Воздух был раскален, и если бы дед вышел из тумана, от потомственного колдуна за несколько секунд осталась бы лишь горстка пепла. Одна маленькая синяя кварна залетела в туман, и дед заклинанием загнал ее в пустую флягу. Тому, кому повинуется огонь, повинуется мир. 
Дед силой колдовства ненадолго наделил существо человеческой речью и был потрясен возможностями кварн. Крошечная пирамидка способна в считанные минуты сжечь целый город, создать огненную стену вокруг владельца, а главное - она может превращать уголь в алмазы! За месяц дед успел нажить на кварне целое состояние. 
А потом бутылку, в которой дед удерживал свое удачное приобретение, украл ученик - такой же глупый и бездарный колдун, как и его сын Марак. Никто из моих родных не искал вора: зачем, если в подвале дома хранятся мешки алмазов? Лишь мне одной хотелось заполучить кварну.
Я обращалась к картам, дедовскому зеркалу, хрустальному шару, и, наконец, увидела нынешнего владельца кварны - отвратительного носатого аптекаря с засаленными волосами. 
Я подбиралась к нему медленно, осторожно. Даже устроилась поработать у старика Вересса, чтобы получить рекомендации к Арвеххам. К сожалению, старикашка не захотел отпускать меня со службы. Но проверенный яд никогда меня не подводил. 
А сколько усилий мне стоило привлечь внимание нудного пугливого колдуна! Я постоянно попадалась ему на пути, пускала в ход всевозможные женские уловки, а глупец Марак никак не мог решиться позвать меня к себе. 
Но теперь кварна моя! Какие великие свершения нас ждут! Сейчас я выпущу ее из бутылки. Кварна должна быть благодарна мне за вызволение из многолетнего рабства. 
Ну-ка, иди сюда, милая пирамидка! Отныне ты станешь мне помощницей и защитницей!
 
Кварна
Не понимаю, с чего это человеческое существо решило, что я стану ему служить. Все беспросветные годы рабства в странном, почти безогненном мире я мечтала об одном - вырваться отсюда на свою благословенную землю! Туда, где можно постоянно отдавать миру огонь и расти, наполняясь силой. Я чувствую кварн на любом расстоянии. Мой мир далеко, но я смогу добраться домой. 
Старый чародей соблюдал договор: он оставил для меня туманный проход в мой мир и собирался отпустить меня, когда сделаю достаточно блестящих камушков из прекрасных черных камней. 
Существо уже тянет руку, чтобы разбить бутылку. После этого сила заклинания, которое держит меня здесь, пропадет. Я, наконец-то, окажусь на воле, сейчас весь этот проклятый дом станет вспышкой пламени. 
Я мчусь к своей благословенной земле, набирая сил, и за мной тянется прекрасный огненный след.
Свобода! Как ты прекрасна!