Два ума

Людмила Возняк
«А мы имеем ум Христов»(1Кор.2:16).



Ум Христов, это древо жизни посреди Рая Божия:

«Блажен человек, который снискал мудрость… Она - древо жизни для тех, которые приобретают ее, - и блаженны, которые сохраняют ее!»(Пр.3:14-18).

Диавольский ум, это древо познания добра и зла,  назовем его умом, погружонном в иллюзию. Почему? Потому что он попытался познать то, чего не существует, и что  познавать не требовалось. Требовалось возделывать и хранить  Едемский сад:

" И взял Господь Бог человека, и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его"(Быт.2:15).

Это аллегория, а не забота о саде-огороде. Эдемский сад - это душа, а ум должен хранить душу от помрачения идеей познания добра и зла. Но всякий ли ум может хранить душу? Нет. Только ясный и чистый ум Христов. А диавольский ум, возжелавший познавать добро и зло:

« а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь»(Быт.2:17),

покрылся мраком, назовем его омраченным. Он уже не может заботиться о душе, но ведет человека к разрушению и смерти.


Разве Бог не призывает со страниц Библии к познанию? Неужели познание  плохо?

Познание хорошо, и Бог призывает людей познавать истину, волю Божию…  Самого:

«Познайте, что Я -  Бог»(Пс.45:11),

и обещает познание( ибо, забегая вперед, без познания  невозможно любить):

«теперь знаю я отчасти, а тогда познаю, подобно как я познан»(1Кор.13:12) -

но достигается оно через очищение … ума,  души, сознания, от   помрачения(недаром в Библии много обрядов очищения).


А добро и зло, наоборот, познавать не требовалось, но Адам и Ева возжелали такого познания:

 «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел»(Быт.3:6).

С другой стороны, если бы человек мог своим умом что-то стоящее познать, то это была бы великая заслуга  ума, и это  привело   бы к поклонению уму. Впрочем,  кое-где так и происходит. Но познавать не требовалось,  требовалось хранить сад-душу … соблюдением заповедей,  впрочем, тогда еще одной: не вкушать плоды с дерева познания добра и зла, и не потребовались бы остальные 613.

Считается, что познание происходит несколькими способами:

1) посредством понятий, терминов, слов;
2) непосредственное созерцание познаваемого;
3) на личном опыте, т.е. посредством личной вовлечённости или обладания познаваемым, или даже взаимопроникновения познающего и познаваемого.)

Можно предположить, что  познание есть соединение с познаваемым субъектом, личный опыт, так сказать. И само  познание есть плод этого соединения. Например, то, что воровать плохо, мы должны познать только украв что-нибудь, и очевидно, попавшись, иначе ведь не поймем! Страшно подумать, а что провода под напряжением, нам тоже проверять? Но такой путь избирают только по глупости, потому что знание плохого не есть знание:

«Буду размышлять о пути непорочном», «злого я не буду знать»(Пс.100:2,4).


Но вот Господа мы должны познавать на личном опыте, на чужом не получится:

«А соединяющийся с Господом есть один дух с Господом»(1Кор.6:17).


Интересное дело, Адам и Ева соединились с … ээээ… деревом?

Нет. Но даже если бы  и с деревом, то это дерево было обычным деревом, в котором нет ничего смертоносного, Бог ведь насадил.  Они соединились  не с деревом, а с порожденной в их уме смертоносной альтернативой «будем как боги»(Быт.3:5). Ведь  добро и зло не могут существовать сами по себе как некие самостоятельные идеи, а существуют только в установленных Богом границах: что угодно Богу, то есть добро, а что не угодно, то есть зло. Таким образом, все добро и зло можно  определить и измерить только Богом и в Боге, а это дерево жизни. И именно в таком познании нуждается человек:

«Даруй рабу Твоему сердце разумное, чтобы ... различать добро и зло»(3Цар.3:9).

Но Адам и Ева замахнулись на Святое Святых, самим стать Критерием добра и зла, своим умом решать что добро, а что зло. А это невозможно.


Ум Христов – это древо жизни посреди Рая Божия, диавольский ум – древо познания  добра и зла. Но зло не имеет своей сущности, бытия и природы, его нет в Божьем мире, поэтому познавать его не нужно, чтобы не деградировать. А чтобы познавать добро, достаточно древа жизни, потому что вне Бога добро не существует.Таким образом, ум Христов поддерживает жизнь вечную,исходящую от Бога, а  диавольский ум – сансару, где вечное движение по кругу:   

«ибо прах ты, и в прах возвратишься»(Быт.3:19).

Все определяет ум - какой ум, такое и бытие.


А если все же «познавать» зло, то кроме своего зла нет другого, и человеческий ум единственное место, где  зло возникает и существует в виде помышлений. Его можно там обнаружить и нейтрализовать, прежде чем оно материализуется.


Фото из интернета.