Неслыханные перемены, невиданные мятежи

Владимир Разумов
 Когда А. Блок предрекал России в начале ХХ века "Неслыханные перемены,
Невиданные мятежи", то эти тревожные слова относили на счет поэтического преувеличения. Но после всё перевернувшей Октябрьской революции, преобразившей царскую Россию в СССР, после невиданных в истории грандиозных сражений и победы в Великой Отечественной войне, после оглушительного распада СССР и возрождения России предвидение поэта можно смело назвать пророчеством.

Но актуальны ли  слова поэта в наше время? Может быть, распад СССР в 1991 году нужно считать завершающим аккордом неслыханных перемен и невиданных мятежей? И можно успокоиться и отдохнуть от потрясений?

А ведь жизнь продолжается, и ставит новые проблемы. И не только новые.
Разве можно игнорировать  упорное стремление народов Восточной Европы, Сибири и дальнего Востока, Средней Азии к совместному проживанию в одном государстве? Разве случайно возникали на этой   территории последовательно Киевская Русь, Московское царство, Российская империя, Советский Союз, Российская Федерация? Понятно, что объединительным усилиям противостояли центробежные движения, направленные к самостоятельности, которые отражались на усилении и расширении Российского государства, а также на ослаблении и сокращении этого государства.

 В настоящее время Россия переживает период явного ослабления и сокращения своих размеров. Если посмотреть на политическую карту современной России, то станет ясно — Россия вернулась к границам до Петровской эпохи. Потеряны все завоеванные в кровопролитных войнах территории. Ибо объединения, основанные на  завоеваниях. не могут быть прочными. Не случайно же в ХХ веке распались все империи Европы и Азии, ибо построены были, главным образом,  на принуждении, на силе оружия, хотя и с учетом интересов конкретных областей.  Объединение, которое российские политологи многозначительно именуют "Проектом СССР" тоже не выдержало испытание временем и развалилось.

 Надежды народов, прежде всего трудящихся масс на достойные, современные  условия жизни для них и их детей, на возможность пользоваться всеми благами культуры, всеми плодами труда, не оправдались. И многие народы ушли из Советского Союза, пытаются самостоятельно проложить путь к современным условиям жизни. Некоторые  из них присоединились или хотят присоединиться к Европейскому союзу. Другие дистанцируются от всех блоков, некоторые колеблются. Тем не менее, многие страны выбрали курс на новое сближение с Россией прежде всего в сфере экономического и военного сотрудничества. В сложных условиях санкций из-за присоединения Крыма, из-за войны в Донбассе продолжается борьба двух тенденций в развитии России — борьба за объединение народов и против объединения.

И вот мы подошли к важнейшему вопросу: а есть ли шансы у России снова объединить все отпавшие от России страны в новом добровольном союзе или таких шансов нет?

Думается, что такие шансы есть, но они превратятся в реальность только при определенных условиях. Эти условия заключаются в том, что новый союз должен быть выгоден всем без исключения приглашаемым к объединению народам. Выгоден и в политическом смысле, и в экономическом,  и в социально-культурном.

 Иными  словами, Россия, как исторически опробованная общность должна привлекать народы не только и не столько пропагандистскими усилиями  мощных внешнеполитических средств массовой информации, не только своей сильной армией, не только своими размерами, природными ресурсами, а реальными , конкретными фактами своих достижений и всем своим образом жизни. Привлекать уникальными технологиями, которыми могла бы поделиться. Новейшими производствами. Новейшими научными открытиями. Достижениями в образовании, медицине, культуре. Спокойным, обеспеченным образом повседневной жизни. Высокой степенью защиты граждан от криминала и коррупции. То-есть, Россия должна стать по всем параметрам европейской державой.

 Лишь на этом пути можно будет не только сохранить и восстановить, но и расширить на принципиально новой основе прежний по размерам "союз нерушимый республик свободных". Если Россия станет Европой. Нельзя привлечь народы самой убийственной бомбой, самым лучшим автоматом Калашникова и танком "Армата". Но обязательно должна быть в стране образцовая политическая свобода, чтобы само это священное слово "свобода" перестало использоваться как оскорбление ("либерасты"), чтобы материальный уровень жизни  населения был сопоставим с  европейским, чтобы заработная плата, обеспеченность жильем, медицинским обслуживанием, образованием были повсеместно на европейском уровне. Это гораздо понятнее любому труженику, чем невнятные и пахнущие нафталином рассуждения о "вековых скрепах" и "традициях предков".

 И, наконец, пора нашей элите отказаться от ницшеанского культа силы во всех сферах жизни, включая внешнюю политику. Перестать перекачивать все материальные ресурсы общества в приоритетном порядке в военно-промышленный комплекс, в вооруженные силы, в силовые структуры.
 
  Не может привлечь никого страна, где женщину штрафуют на 20 тысяч рублей только за чтение на площади города своего обращения к Президенту страны с жалобой на коррупцию; где существуют зарплаты размером в 11 тысяч рублей в месяц и отдельные зарплаты в 4,5 миллиона рублей в ДЕНЬ; где почти 38 процентов граждан живут в ветхих домах, построенных до 1957 года; где сотни тысяч людей годами живут в железнодорожных вагончиках, баржах, чумах, ярангах, юртах , в то время как некоторые покупают в Англии дома за 5 миллионов фунтов стерлингов (около 400 миллионов рублей); где миллионы граждан не могут пользоваться газом, в то время как Газпром обеспечивает этим топливом пол-Европы. Как сообщил глава «Газпрома» Алексей Миллер, уровень газификации в России на начало 2017 года составил 67,2%, в том числе, в городах и посёлках городского типа — 70,9%, в сельской местности — 57,1%.
Для сравнения - в Европе средний показатель газификации по странам превышает 90%.

В Конституции Российской Федерации записано;  "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". Четко указан истинный, конституционный приоритет деятельности государства. И нет необходимости искать какой-то другой приоритет. 
25.06.17