Ида Ароновна

Владимир Рабинович
Ида Ароновна
---------------------------------------------
- Здравствуйте, - сказал он. – Я к вам от Сени Шварца.
- Сейчас, сказала она, - я надену очки, - посмотрела на него через толстые, заляпанные пальцами стекла и сказала:
- Какого Шварца? Я не знаю такого.
- Вы Ида Ароновна?
- А что? – спросила она.
- Моя фамилия Рабинович.
- Такая редкая сейчас фамилия, - сказала Ида Ароновна, - заходите, закройте за собой дверь. Садитесь куда-нибудь. Она показала на единственный в комнате стул.
- А вы, - спросил Рабинович.
- А я уже насиделась. Боюсь садиться. Если сяду, то не встану. Видите, всю мебель забрали, - сказала Ида Ароновна, - остался только этот стул. Он такой старый, что никому не нужен. Как я. Так что вы от меня хотите?
- Ида Ароновна, я знаю, вы продаете золотую монету?
- Кто вам сказал такую глупость?
- Сеня Шварц.
- Я же вам объяснила, что не знаю никакого Шварца.
- Тогда я извиняюсь, - сказал Рабинович, встал и направился к двери.
- А за сколько бы вы могли купить? – спросила Ида Ароновна.
- Сеня сказал, что у вас пятерка царской чеканки. Это так? - спросил Рабинович.
- Предположим, что да.
- Я могу дать вам семьдесят пять рублей.
- Но, это же очень дешево. Такая стоит сто.
- Ида Ароновна, мне ведь тоже нужно что-то заработать.
- Ну, так продайте ее за сто двадцать.
- Кому?
- Я знаю. Какому-нибудь зубному технику или ювелиру.
- Продать! – воскликнул возмущенно Рабинович. - Вы знаете, что по закону вы не можете ее не только продать, вы не можете ее даже подарить, вы не можете ее выбросить. Если у вас откуда-нибудь взялась такая монета, вы должны немедленно пойти и сдать ее государству. Когда вы улетаете?
- Во вторник, - сказала Ида Ароновна.
- Ну, так у вас еще есть время. Завтра пойдете в Кагебе, вы знаете, где находится Кагебе, и сдадите монету безвозмездно. Приходить нужно рано, потому что там будет большая очередь.
- Так много желающих?
- С тех пор, как 88-я статья стала расстрельной, да.
- А какой есть вариант? - спросила Ида Ароновна.
- Вариант, - отдать сегодня мне за семьдесят пять
- Хорошо, - сказала Ида Ароновна, - я отдам вам как вы хочите, но вы должны  мне помочь.
- Как?
- Мне нужно купить родственникам там подарки. Помогите купить.
- Сколько вы хотите потратить денег?
- Да хоть тысячу. У меня впервые в жизни так много денег, что я не знаю куда их девать.
- А куда вы едете, в Америку или Израиль?
- Я не знаю, Бер-Шева это Израиль?
- Израиль.
- Значит, я еду в Израиль.
- А что вам можно взять с собой?
- Ничего, - сказала Ида Ароновна. - Ни-че-го.
- Что-то же, наверное, можно.
- То, что можно, пусть эти гоим оставят себе.
- Так может зря вы  продаете?
- Вы так думаете. Наверное вы, правы, - с готовностью согласилась Ида Ароновна.
- Тогда возникает другая проблема, - сказал Рабинович, - как-то это спрятать, провезти.
- Может вы хотите меня, женщину, которая прошла гетто и партизанский отряд, научить как что-то спрятать? – спросила Ида Ароновна.
- Я не понимаю, - сказал сбитый с толку Рабинович, - так вам купить или продать?
- Вот и я не знаю, - сказала Ида Ароновна. - А если захочу купить,  за сколько вы продадите?...