Вместо плана романа

Анита Фрэй Книги
«Когда вы пишете роман, вы ведь имеете готовый план, не так ли?»

Меня тошнит от этого высказывания.

Этой расхожей фразой старожилы увещевают новичков.

Лично я никогда никаких планов не писала, лень было, неохота. А когда узнала, что, по мнению Паустовского, нужно лишь начать писать, а герои не подкачают -  сами выведут автора куда надо, тут уж я и вовсе оставила идею когда-либо пользоваться каким-либо планом.

С другой стороны, не существует убеждения, которое нельзя было бы пошатнуть. Мои привычки изменились, когда я стала публиковать сценарии на сайте «Сценарист.РУ»  Сейчас уже ушла оттуда, но с солидным багажом приобретенных знаний.

В ходе написания сценария, план будущего романа на его основе  (если о таковом мечтается) возникает как бы сам собой. Да ещё и с подробностями! С отшлифованными диалогами! Диалоги лучше всего шлифуются именно в сценарии – там ведь почти сплошные разговорчики, плюс некоторый экшн, плюс некоторый «воздух», за который вам будет особенно благодарен режиссер (если картина состоится).

Удобнее всего писать в так называемом «американском формате» - не успеешь оглянуться, как три странички уже за спиной. Хоп-хоп – и планчик готов! Всего 90 страничек! Реденьких страничек, очень реденьких, не пугайтесь…

А если все равно боязно, зайдите, не поленитесь, на сайт Сценарист.РУ, почитайте сценарии, откройте первый попавшийся - и узнаете сразу все про американский формат. Звучит кучеряво, а на деле - проще пареной репы. Просто все реплики актеров сделаны не строчками, а столбиками, да ещё и по центру страницы. Между ними - краткие описания того, что происходит на экране.

В общем, чтобы максимально быстро написать сценарий, достаточно живенько представить себе, что это кино уже готово и что Вы его как бы смотрите, стенографируя высказывания персонажей. И так - до самого конца воображаемого фильма...

Объем сценария художественного фильма (в «американском формате») – как раз 90 страниц. Теперь засовываем между диалогами прозаические комменты – и… романец (вернее, его подробный черновичок) готов! Почти без напряга! План у нас был! Был! Теперь все солидно.

К сожалению, свой роман (пятитомник) я писала не на основе сценария (тогда ещё не дотумкала до такого))) Сценарий был написан позже.

В ходе написания сценария пришлось изобретать много разных диалогов, ибо то, что в книге выглядит жутко коротко, типа как «он обошел всё село и переговорил с каждым жителем», в сценарии этот процесс детализируется, все жители начинают «чирикать» - начирикивают на 5-10 страниц.

Итак, сначала был роман Тайны Двери.

Потом был написан сценарий на его основе.

Теперь из сценария сделан детализированный вариант второго тома пятитомника.